Тема: Насекомые и птицы летом и осенью.
Цели:
- Познакомить учащихся с жизнью насекомых и птиц летом, с изменениями происходящих в их жизни осенью; показать связь изменений в жизни насекомых и птиц с другими изменениями в природе;
- Развивать наблюдательность, речь.
- Прививать бережное отношение к природе и животным.
Оборудование: таблицы “Насекомые”, “Перелётные птицы”, “Птицы России”, “Их нужно спасти”, маски насекомых и птиц, карточки, кроссворды, макет телевизора.
Ход урока
/На фоне музыки/
Мы с вами, ребята, уже познакомились с изменениями в неживой природе осенью. Сегодня мы познакомимся с изменениями жизни птиц и насекомых в это время года. Дома приготовьте информацию по такому плану:
- Жизнь птиц летом.
- Птицы – санитары леса.
- Берегите птиц.
- Полезные насекомые.
- Перелётные птицы.
- Жизнь осёдлых птиц.
- А сейчас нас приглашают на известную телепередачу “Там-там-новости!”
/Звучит заставка телепередачи/
Ведущий: Уважаемые телезрители и гости программы, наша передача выходит в прямом эфире.
Ведущая: Вы познакомитесь с изменениями жизни птиц и насекомых осенью.
Ведущий: Также мы услышим мнение самых наблюдательных.
Ведущая: Наш постоянный корреспондент расскажет вам самые свежие новости.
Ведущий: В рубрике “Это интересно” вы встретитесь с представителями пернатых и насекомых.
Ведущая: Зрители, сидящие в нашей студии, смогут принять участие в викторине и получить замечательные призы.
/Звуковой сигнал/
Ведущий: Итак, догадайтесь, о ком идёт речь:
Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычи ждёт. (Паук)
Не зверь, не птица,
Нос – как спица,
Сам тонкий звонкий.
Кто его убьёт –
Свою кровь прольёт. (Комар)
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка)
Кто в лесу без топоров,
Строит избу без углов. (Муравьи)
- Наверняка вы догадались, что речь пойдёт о насекомых.
Ведущая: а сейчас опрос мнения самых наблюдательных, который проведёт наш постоянный корреспондент.
Корреспондент:
- Видели ли вы летом насекомых? Каких?
- Много ли насекомых было летом?
- Больше или меньше их стало с приходом осени?
- В какую погоду насекомых бывает меньше?
- Что вы знаете о подготовке насекомых к зиме?
- Известно, что у насекомых температура тела не постоянная. Она изменяется в соответствии с изменениями в окружающей среде. С наступлением осенних холодов, часть насекомых забирается в укромные места и впадает в состояние анабиоза, другие – зимуют в стадии личинок или куколок, взрослая особь у этих насекомых чаще всего погибает.
Спасибо за внимание. Прощаюсь с вами до следующего включения.
Ведущая: Предлагаем вашему вниманию рубрику “Это интересно”.
Выходят ученики в масках насекомых.
1. – Мы, насекомые, различаем цвета, форму предмета, но лучше всего видим те предметы, которые движутся. У нас есть слух, мы чувствуем запахи, а также разбираемся что вкусно, а что нет.
- Некоторые из нас едят… самих себя. Они не чувствуют боли и начинают грызть свои лапы, потом нижнюю часть тела. И делают это не только потому, что голодные, а просто свое тело им кажется вкусной пищей.
2. /Ученица в маске бабочки/.
- А знаете ли вы, почему бабочку назвали бабочкой?
Наши далёкие предки, следя за полётом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, задумались: да не порхает ли это вокруг родного дома душа умершей прародительницы? Выходит, что бабочка и бабушка – это одно и то же слово.
3. /Ученица в маске стрекозы/.
- Мы – стрекозы раньше были большие (гигантские). Размах крыльев был до 90 см, а в нынешние времена только до 12 см. Зато в скорости полёта мало кому уступим.
Среди нас есть стрекозы хищники, питаются комарами и другими насекомыми.
Личинки наши живут в воде. Раз в несколько лет стрекозы некоторых видов, как и перелётные птицы, отправляются в дальние путешествия. Они собираются в громадные тучи. Мы не одни такие, некоторые бабочки тоже совершают перелёты.
4. /Ученик в маске муравья/.
- Мы, муравьи, строим целые города. Можем строить их под землёй, в лесу и даже в жёлуде. У нас есть королева и рабы. Иногда ведём войны. Выгоняем мелких собратьев из гнёзд, забираем их яйца и запасы еды. Среди нас есть и такие, которые едят мясо людей и животных. Их называют “африканскими” муравьями. Есть муравьи жнецы, которые собирают семена трав. Муравьи – молочные фермы – доят растительных вшей. Ещё мы питаемся вредными насекомыми. Можем за день съесть их столько, сколько синица за два месяца.
Ведущий: Это была информация о насекомых и их жизни и об изменениях в их жизни. А сейчас пойдёт речь о других животных.
Трещала с самого утра:
“Пор-р-р-а! Пор-р-р-а!”
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит… (сорока).
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Корки собирает. (Воробей)
- Итак, речь пойдёт о птицах. И вновь с вами наш корреспондент.
Корреспондент: с насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. Кто знает, чем ещё питаются птицы?
Журавли на болотах и берегах рек и озёр отыскивают лягушек, змей, жуков, растения и их семена, ягоды.
Утки находят в воде растительный корм – зелёные листья. Иногда поедают насекомых.
Ведущий: К нам поступила срочная телеграмма из леса: “ Ударили холодные утренники. На некоторых кустах листья, как ножом срезало. С деревьев дождём сыплются листья.
Бабочки, мухи, жуки прячутся кто куда.
Певчие перелётные птицы торопливо пробираются рощами и перелесками: им уже становится голодно. Не жалуются на бескормицу только дрозды. Они стаями накинулись на гроздья спелой рябины.
В огромном лесу свищет холодный ветер. Деревья погружаются в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно”.
На место происшествия срочно выехал корреспондент.
Корреспондент: Уже наступили осенние холода, исчезли насекомые, на растениях не видно обилия плодов и семян.
Жизнь птиц сильно меняется по сезонам. Сюда относится и такое удивительное явление в их жизни, как осенние перелёты из наших мест в тёплые страны и весенние возвращения.
Птиц, совершающих такие перелёты, называют перелётными. Такие птицы как ласточки, стрижи, кукушки, соловьи, аисты, скворцы и другие. Раньше всех улетают птицы, которые питаются насекомыми. Перед отлётом птицы собираются в стаи. Продолжительность дневного времени и исчезновение пищи подсказывает птицам, когда отправляться в тёплые края. Они совершают длительные перелёты, под их крыльями образуются мозоли величиной с кулак. Летят они днём и ночью, изредка останавливаясь для отдыха. долетают не все, только самые сильные. Но всё равно весной они опять возвращаются в те места, где жили летом и даже находят свои домики.
Как выяснилось, всё происходит закономерно. Надеюсь, вы догадались, что произошло? Взгляните на таблицу. Кто сможет объяснить?
исчезновение насекомых осень похолодание увядание травы улетают птицы осыпаются плоды и семена
Скоро закончится отлёт местных перелётных птиц, появятся зимние гости: снегири, свиристели, чечётки. Они питаются сохранившимися плодами и семенами, отыскивают спрятавшихся насекомых, прилетают к жилью человека, где легче отыскать корм.
Одни улетают, другие прилетают, но есть и такие, которые живут на одном месте. Их называют осёдлыми. Это сизые голуби, воробьи, сороки и другие.
Специально для “Там-там-новостей” информация о птицах и изменениях в их жизни осенью. Спасибо за внимание.
Ведущая: А сейчас мы с вами познакомимся с правилами хотя и простыми, но очень важными правилами поведения в природе.
Звери всякие нужны,
Звери всякие важны!
- Не трогайте, не убивайте, не обижайте ни скользкой лягушки, ни паука в паутине, даже, если они вам кажутся некрасивыми. Каждый из них делает свое дело.
- Не старайтесь “спасать” птенцов. Иногда вам кажется, птичка в беде. Нет! Она не пропадёт, её найдёт мать и накормит.
- Не шумите в лесу. Помните, что вы гости, а животные – хозяева в лесу!
Ведущий:
Кто целится камнем в птенца, в синеву?
Эй, брось, говорю!
Не шучу я с тобой.
Живой он,
Ты только подумай:
Живой!
А мама, наверное, ищет его:
Ребёнок для мамы важнее всего!
Ведущая: Выполняя эти правила, мы будем беречь природу, и умножать её богатства. И, конечно, надо учить этим правилам других.
Ведущий: Очень многие животные на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу, а значит, находятся под охраной. Почему так получилось? Давайте послушаем самих птиц.
Ученица: /В маске тювика/
Нас тювиков истребляли за то, что мы хищные: любим ящериц, насекомых, мелких птиц. И за наши лапки давали премии. Но, прежде всего, мы пострадали из-за загрязнения среды ядохимикатами.
Ученик: /В маске чёрного аиста/
А нас – чёрных аистов – стреляли просто так: из любопытства. Слишком уж диковинно мы выглядим.
Ведущая: Мы – люди – сильнее животных, поэтому мы должны беречь их.
Ведущий: В заключение программы проводится викторина. Вы должны быстро ответить на вопрос и отгадать кроссворд.
/Вручается приз/
Ведущая:
Все – все –
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И, даже, без хищников злых и свирепых!
Ведущий:
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
А, если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!