Тема урока: "Насекомые и птицы летом и осенью"

Разделы: Начальная школа


Тема: Насекомые и птицы летом и осенью.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с жизнью насекомых и птиц летом, с изменениями происходящих в их жизни осенью; показать связь изменений в жизни насекомых и птиц с другими изменениями в природе;
  2. Развивать наблюдательность, речь.
  3. Прививать бережное отношение к природе и животным.

Оборудование: таблицы “Насекомые”, “Перелётные птицы”, “Птицы России”, “Их нужно спасти”, маски насекомых и птиц, карточки, кроссворды, макет телевизора.

Ход урока

/На фоне музыки/

Мы с вами, ребята, уже познакомились с изменениями в неживой природе осенью. Сегодня мы познакомимся с изменениями жизни птиц и насекомых в это время года. Дома приготовьте информацию по такому плану:

  1. Жизнь птиц летом.
  2. Птицы – санитары леса.
  3. Берегите птиц.
  4. Полезные насекомые.
  5. Перелётные птицы.
  6. Жизнь осёдлых птиц.

- А сейчас нас приглашают на известную телепередачу “Там-там-новости!”

/Звучит заставка телепередачи/

Ведущий: Уважаемые телезрители и гости программы, наша передача выходит в прямом эфире.

Ведущая: Вы познакомитесь с изменениями жизни птиц и насекомых осенью.

Ведущий: Также мы услышим мнение самых наблюдательных.

Ведущая: Наш постоянный корреспондент расскажет вам самые свежие новости.

Ведущий: В рубрике “Это интересно” вы встретитесь с представителями пернатых и насекомых.

Ведущая: Зрители, сидящие в нашей студии, смогут принять участие в викторине и получить замечательные призы.

/Звуковой сигнал/

Ведущий: Итак, догадайтесь, о ком идёт речь:

Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычи ждёт. (Паук)

Не зверь, не птица,
Нос – как спица,
Сам тонкий звонкий.
Кто его убьёт –
Свою кровь прольёт. (Комар)

Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка)

Кто в лесу без топоров,
Строит избу без углов. (Муравьи)

- Наверняка вы догадались, что речь пойдёт о насекомых.

Ведущая: а сейчас опрос мнения самых наблюдательных, который проведёт наш постоянный корреспондент.

Корреспондент:

  1. Видели ли вы летом насекомых? Каких?
  2. Много ли насекомых было летом?
  3. Больше или меньше их стало с приходом осени?
  4. В какую погоду насекомых бывает меньше?
  5. Что вы знаете о подготовке насекомых к зиме?

- Известно, что у насекомых температура тела не постоянная. Она изменяется в соответствии с изменениями в окружающей среде. С наступлением осенних холодов, часть насекомых забирается в укромные места и впадает в состояние анабиоза, другие – зимуют в стадии личинок или куколок, взрослая особь у этих насекомых чаще всего погибает.

Спасибо за внимание. Прощаюсь с вами до следующего включения.

Ведущая: Предлагаем вашему вниманию рубрику “Это интересно”.

Выходят ученики в масках насекомых.

1. – Мы, насекомые, различаем цвета, форму предмета, но лучше всего видим те предметы, которые движутся. У нас есть слух, мы чувствуем запахи, а также разбираемся что вкусно, а что нет.

- Некоторые из нас едят… самих себя. Они не чувствуют боли и начинают грызть свои лапы, потом нижнюю часть тела. И делают это не только потому, что голодные, а просто свое тело им кажется вкусной пищей.

2. /Ученица в маске бабочки/.

- А знаете ли вы, почему бабочку назвали бабочкой?

Наши далёкие предки, следя за полётом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, задумались: да не порхает ли это вокруг родного дома душа умершей прародительницы? Выходит, что бабочка и бабушка – это одно и то же слово.

3. /Ученица в маске стрекозы/.

- Мы – стрекозы раньше были большие (гигантские). Размах крыльев был до 90 см, а в нынешние времена только до 12 см. Зато в скорости полёта мало кому уступим.

Среди нас есть стрекозы хищники, питаются комарами и другими насекомыми.

Личинки наши живут в воде. Раз в несколько лет стрекозы некоторых видов, как и перелётные птицы, отправляются в дальние путешествия. Они собираются в громадные тучи. Мы не одни такие, некоторые бабочки тоже совершают перелёты.

4. /Ученик в маске муравья/.

- Мы, муравьи, строим целые города. Можем строить их под землёй, в лесу и даже в жёлуде. У нас есть королева и рабы. Иногда ведём войны. Выгоняем мелких собратьев из гнёзд, забираем их яйца и запасы еды. Среди нас есть и такие, которые едят мясо людей и животных. Их называют “африканскими” муравьями. Есть муравьи жнецы, которые собирают семена трав. Муравьи – молочные фермы – доят растительных вшей. Ещё мы питаемся вредными насекомыми. Можем за день съесть их столько, сколько синица за два месяца.

Ведущий: Это была информация о насекомых и их жизни и об изменениях в их жизни. А сейчас пойдёт речь о других животных.

Трещала с самого утра:
“Пор-р-р-а! Пор-р-р-а!”
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит… (сорока).

Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Корки собирает. (Воробей)

- Итак, речь пойдёт о птицах. И вновь с вами наш корреспондент.

Корреспондент: с насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом. Кто знает, чем ещё питаются птицы?

Журавли на болотах и берегах рек и озёр отыскивают лягушек, змей, жуков, растения и их семена, ягоды.

Утки находят в воде растительный корм – зелёные листья. Иногда поедают насекомых.

Ведущий: К нам поступила срочная телеграмма из леса: “ Ударили холодные утренники. На некоторых кустах листья, как ножом срезало. С деревьев дождём сыплются листья.

Бабочки, мухи, жуки прячутся кто куда.

Певчие перелётные птицы торопливо пробираются рощами и перелесками: им уже становится голодно. Не жалуются на бескормицу только дрозды. Они стаями накинулись на гроздья спелой рябины.

В огромном лесу свищет холодный ветер. Деревья погружаются в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно”.

На место происшествия срочно выехал корреспондент.

Корреспондент: Уже наступили осенние холода, исчезли насекомые, на растениях не видно обилия плодов и семян.

Жизнь птиц сильно меняется по сезонам. Сюда относится и такое удивительное явление в их жизни, как осенние перелёты из наших мест в тёплые страны и весенние возвращения.

Птиц, совершающих такие перелёты, называют перелётными. Такие птицы как ласточки, стрижи, кукушки, соловьи, аисты, скворцы и другие. Раньше всех улетают птицы, которые питаются насекомыми. Перед отлётом птицы собираются в стаи. Продолжительность дневного времени и исчезновение пищи подсказывает птицам, когда отправляться в тёплые края. Они совершают длительные перелёты, под их крыльями образуются мозоли величиной с кулак. Летят они днём и ночью, изредка останавливаясь для отдыха. долетают не все, только самые сильные. Но всё равно весной они опять возвращаются в те места, где жили летом и даже находят свои домики.

Как выяснилось, всё происходит закономерно. Надеюсь, вы догадались, что произошло? Взгляните на таблицу. Кто сможет объяснить?

исчезновение насекомых
осень похолодание увядание травы улетают птицы
осыпаются плоды и семена

Скоро закончится отлёт местных перелётных птиц, появятся зимние гости: снегири, свиристели, чечётки. Они питаются сохранившимися плодами и семенами, отыскивают спрятавшихся насекомых, прилетают к жилью человека, где легче отыскать корм.

Одни улетают, другие прилетают, но есть и такие, которые живут на одном месте. Их называют осёдлыми. Это сизые голуби, воробьи, сороки и другие.

Специально для “Там-там-новостей” информация о птицах и изменениях в их жизни осенью. Спасибо за внимание.

Ведущая: А сейчас мы с вами познакомимся с правилами хотя и простыми, но очень важными правилами поведения в природе.

Звери всякие нужны,
Звери всякие важны!

  1. Не трогайте, не убивайте, не обижайте ни скользкой лягушки, ни паука в паутине, даже, если они вам кажутся некрасивыми. Каждый из них делает свое дело.
  2. Не старайтесь “спасать” птенцов. Иногда вам кажется, птичка в беде. Нет! Она не пропадёт, её найдёт мать и накормит.
  3. Не шумите в лесу. Помните, что вы гости, а животные – хозяева в лесу!

Ведущий:

Кто целится камнем в птенца, в синеву?
Эй, брось, говорю!
Не шучу я с тобой.
Живой он,
Ты только подумай:
Живой!
А мама, наверное, ищет его:
Ребёнок для мамы важнее всего!

Ведущая: Выполняя эти правила, мы будем беречь природу, и умножать её богатства. И, конечно, надо учить этим правилам других.

Ведущий: Очень многие животные на грани исчезновения. Они занесены в Красную книгу, а значит, находятся под охраной. Почему так получилось? Давайте послушаем самих птиц.

Ученица: /В маске тювика/

Нас тювиков истребляли за то, что мы хищные: любим ящериц, насекомых, мелких птиц. И за наши лапки давали премии. Но, прежде всего, мы пострадали из-за загрязнения среды ядохимикатами.

Ученик: /В маске чёрного аиста/

А нас – чёрных аистов – стреляли просто так: из любопытства. Слишком уж диковинно мы выглядим.

Ведущая: Мы – люди – сильнее животных, поэтому мы должны беречь их.

Ведущий: В заключение программы проводится викторина. Вы должны быстро ответить на вопрос и отгадать кроссворд.

/Вручается приз/

Ведущая:

Все – все –
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И, даже, без хищников злых и свирепых!

Ведущий:

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд, и кто делает яд.
А, если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!