Согласно требованиям ГОС СПО (рег. № 08-3106-Б) в основную профессиональную программу специальности 3106 “Механизация сельского хозяйства” введены дисциплины национально-регионального компонента. Одной из таких дисциплин и является дисциплина “КРАЕВЕДЕНИЕ”.
КРАЕВЕДЕНИЕ включает в себя обширный материал по географии, истории, традициям, культуре народов населяющих Кубань. Курс включает в себя 17 разделов, очень насыщен практическими и творческими работами. Основной задачей курса является: формирование национального самосознания молодого поколения, освоение смежных культур (народов – соседей), повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубленного изучение своего края.
В курс дисциплины входят следующие темы: “История”, “ Географическое положение и административное деление”, “Геральдика”, “Рельеф и полезные ископаемые”, “Климат и погода”, “Водные богатства края”, “Почвы”, “Растительный и животный мир”, “Население”, “Религия” “Традиции и обычаи”, “ Экономика и хозяйство”, “Мой город (станица)”, “Искусство”, “Наука”, “Экология”.
После окончания курса студент должен знать: историю и географию заселения региона;
- географическое положение края и региона в составе России;
- основные формы рельефа, полезные ископаемые;
- основные типы климатов и погодные условия;
- проблемы морей и пресной воды;
- основные заповедные территории края;
- народности, населяющие регион, их культур, религию, традиции и обычаи;
- знаменитых и творческих людей, прославляющих край
- историю своего рода, своего города, станицы;
- кубанские сказки, песни, танцы; пословицы;
- основные экологические проблемы края.
Студент должен уметь:
- показывать на карте основные географические и исторические объекты края.
Курс рассчитан на 48 учебных часов.
По окончанию изучения курса сдается зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ “КРАЕВЕДЕНИЕ”
Наименование разделов и тем |
Макс. учеб. нагр. студента | Количество аудит. часов | Самост. раб. студента | ||
всего | ЛР | ПЗ | |||
1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение | 3 | 2 | - | - | 1 |
1. История. | 5 | 4 | - | 1 | |
2. Географическое положение и административное деление. | 5 | 2 | - | 2 | 1 |
3. Геральдика. | 3 | 2 | 1 | ||
4. Рельеф и полезные ископаемые. | 3 | 2 | - | 1 | |
5. Климат и погода. | 5 | 2 | - | 2 | 1 |
6. Водные богатства края. | 5 | 2 | - | 2 | 1 |
7. Почвы. | 3 | 2 | - | - | 1 |
8. Растительный и животный мир. | 5 | 2 | - | 2 | 1 |
9. Население. | 3 | 2 | - | 1 | |
10. Религии. | 3 | 2 | 1 | ||
11. Традиции и обычаи. | 3 | 2 | 1 | ||
12. Экономика и хозяйство. | 5 | 2 | - | 2 | 1 |
13. Мой город (станица). | 3 | 2 | - | 1 | |
14. Культура и искусство. | 3 | 2 | - | 1 | |
15. Наука. | 3 | 2 | 1 | ||
16. Экология. | 3 | 2 | 1 | ||
17. Моя семья. | 3 | 2 | 1 | ||
ИТОГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ: | 65 | 38 | - | 10 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение.
Студент должен знать: Цели и задачи изучения Краеведения.
Цель изучения дисциплины “Краеведение”.
Самостоятельная работа студентов:
Реферат: “История заселения края”
Тема 1. История.
Студент должен знать: историю и географию заселения края, основные племена, проживающие в крае, историю края советского времени, историю образования края, новейшую историю края.
Студент должен уметь: определять на карте местонахождение основных географических и исторических объектов.
Самостоятельная работа студентов:
Реферат: “Кем были наши предки?”.
Тема 2. Географическое положение и административное деление края.
Студент должен знать: местоположение края, среди регионов РФ, политико-административное деление края, площадь края в сравнении с регионами России.
Студент должен уметь: графически изображать территорию края, определять географическое положение, анализировать местоположение среди регионов РФ, знать политико-административное деление края. Площадь края в сравнении с регионами РФ.
Практическая работа. Графическое изображение географического положения Краснодарского края.
Тема 3. Геральдика.
Студент должен знать: историю геральдики на Кубани геральдические символы Кубани: герб, гимн, флаг.
Студент должен уметь: графически изображать геральдические символы, знать историю написания гимна, историю происхождения флага и герба.
Тема 4. Рельеф и полезные ископаемые.
Студент должен знать: основные формы поверхности, горы, равнина, возвышенности; основные местоположения полезных ископаемых.
Самостоятельная работа студента:
Реферат: “Природные богатства Краснодарского края”.
Тема 5. Климат и погода.
Студент должен знать: климатические пояса Кубани, погодные условия (t0, влажность, осадки), народные обычаи, связанные с изменением погоды.
Студент должен уметь: графически определять климатические пояса, изотермы января и июля.
Практическая работа. Графическое изображение климатических поясов края.
Самостоятельная работа студента:
Реферат: “народные приметы о погоде на Кубани”.
Тема 6. Водные богатства края.
Студент должен знать: название Кубанских рек, озер, водохранилищ, их биологическую продуктивность. Состав флоры и фауны морей, их проблемы и перспективы развития. Экологическое состояние морей и их охрана.
Самостоятельная работа студента:
Рефераты: “Минеральные воды – богатство края”; “Экологическое состояние южных морей России”.
Практическая работа. Графическое изображении рек, озер, морей, водохранилищ края.
Тема 7. Почвы.
Студент должен знать: основные типы почв края. Проблемы почв: засоление, заболачивание. Меры по охране почв.
Самостоятельная работа студента:
Реферат: “Почвы Краснодарского края”
Тема 8. Растительный и животный мир.
Студент должен знать: виды природной растительности края: лесостепь, степь, высотную поясность. Основные виды заповедных территорий края. Антропогенные изменения растительного и животного мира.
Студент должен уметь: определять виды природных зон и места расположения основных заповедных территорий.
Практическая работа. Графическое изображение природных зон края и заповедных территорий.
Самостоятельная работа студента:
Реферат: “Красная книга Кубани”.
Тема 9. Население.
Студент должен знать: численность населения края, национальный состав, возрастной состав, воспроизводство населения, плотность, естественный прирост миграции и миграционные процессы;
Самостоятельная работа студента:
Реферат: “Кубань – полиэтнический регион России. Национальные проблемы Кубани”.
Тема 10. Религии.
Студент должен знать: Основные религии, господствующие в крае: христианство, ислам. Нетрадиционные верования.
Тема 11. Традиции
Студент должен знать: Казачество – особый этнос Северного Кавказа. Традиции и обычаи Казачества. Обряды Кубани.
Самостоятельная работа студента:
Рефераты: “Свадебный обряд”. “Обряд Мыланки” “ Масленица”, “ Ярмарка”, “ Колядки”
Реферат “Традиции и обычаи казачества”
Тема 12. Экономика и хозяйство.
Студент должен знать: основные отрасли промышленности края, основные отрасли сельского хозяйства, основные виды транспорта, крупнейшие транспортные пункты.
Практическая работа. Графическое изображение промышленных объектов и сельскохозяйственных зон края.
Самостоятельная работа студента:
Рефераты: “Хозяйство Краснодарского края. Перспективы развития”.
Тема 13. Мой город (станица).
Студент должен знать: историю своего населенного пункта, происхождение названия населенного пункта, памятные места и известных людей города.
Студент должен уметь: показывать географические объекты края на карте Краснодарского края.
История города, происхождение названия, геральдика, население. Хозяйство, памятные места, известные люди города.
Самостоятельная работа студента:
Реферат: “Мой город (станица) на карте Кубани”.
Тема14. Культура и искусство.
Студент должен знать: Кубанская культура – как синтез трех культур: кубанские сказки, песни, танцы, пословицы, поговорки. Кубанские поэты, писатели, композиторы.
Тема15. Наука.
Студент должен знать: Ученые Кубани. Выдающиеся селекционеры и генетики Кубани. Ученые мировой величины в истории Кубани.
Реферат: “Радетели земли Кубанской”.
Тема 16. Экология.
Студент должен знать: экологические проблемы края, пути решения экологических проблем.
Тема 17. Моя семья.
Студент должен знать: Роль своей семьи в истории края. Мой род. Генеалогическое древо моего рода.
Темы практических работ.
- Географическое положение края.
- Природные богатства края.
- Водные богатства края.
- Промышленность и сельское хозяйство края.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Доклад “О состоянии окружающей природной среды Краснодарского края в 2002 году”.
- Карты и атласы Кубани, Краснодар, 2000
- Костенков А. “Кубани Славные сыны”, Краснодар, 1985 г.
- Меркурьев В. “Ейск”, Краснодар, 1980 г.
- В. Бардадым . “Радетели Земли Кубанской”, Краснодар, 1986 г.
- Л.Ф. Иванова, Е.А.Глушаков. “ Культурное и экономическое развитие Кубани”, Краснодар, 2000г.
- В.Н. Ратушняк, “История Кубани”, Краснодар, 2002 г.
- Терская И.А. Терский А.В. Терский Д.А. “География Краснодарского края. Природа. Экономика”, Краснодар, 2004 г.
- РелизовИ.Н. “Экологическая сфера общества: современные тенденции и перспективы развития, Краснодар,1998г.
- Г.Клименко. “С любовью о Ейске”, Ейск, 2000 г.