Цели урока:
- Создать образ демократии как особого политического режима, способа управления, при котором единственным источником власти является воля народа.
- Формировать представление об основных понятиях как “демократия”, “референдум”, “выборы государственной власти”.
- Воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству.
Работа с иллюстрацией:
Ход урока
Проверка домашнего задания.
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
Проверим домашнее задание в рабочей тетради, и каждый сам оценит свою работу.
Проверка задания №73 в рабочей тетради. Работа оценивается в 3 балла.
- Как вы ответили на вопрос, что значит быть гражданином?
- Что такое Конституция и когда была принята действующая Конституция России?
Конституция – основной закон для граждан. Была принята в 1993 году.
- Перечислите основные права и обязанности граждан России.
Проверка задания №74. Работа оценивается в 8 баллов.
Работа проводится на доске и в тетрадях.
- Какие из важнейших прав и свобод граждан России изобразил художник? Правильно соедините стрелками рисунки с подписями.
Проверка задания №75. Работа оценивается в 4 балла.
Работа проводится на доске и в тетрадях.
- Какие права человечков из Зеленого города нарушил Незнайка?
Свобода слова. Право на отдых. Право на жизнь.
Проверка задания № 76. Работа оценивается в 3 балла.
- Какие гражданские обязанности не выполняют Пончик и Незнайка?
Не платит налогов. Не соблюдает ПДД. Нарушает правила пользования автотранспортом.
Дети сами выводят средний балл за выполнение домашней работы по сетке баллов:
18б. – “5”
17б. – 10б. – “4”
9б. – 5б. – “3”
Меньше 4б. – “2”
Дети закрепляют на табло заранее заготовленные сигналы красного цвета (оценка “5”), голубого “4”, желтого “3”, синего “2”.
Физкультминутка для глаз.
Работа над темой урока.
Постановка проблемной ситуации.
- Дома вы должны были подумать, что значат слова Н.А. Некрасова “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
Дети отвечают на поставленный вопрос.
Дети читают в учебнике тему урока на с.13.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Ответы детей.
А ответить более точно нам поможет рассказ о случае, который произошел на уроке физкультуры. Дети читают вслух текст на
с. 13 до слов “демократией называют…”
- В какой ситуации Алеша услышал слово “демократия”?
- Как мама объяснила Илюше, почему учитель физкультуры использовал это слово, отвечая детям?
- Стало ли вам полностью ясно, что такое демократия?
Чтение текста дальше до слов “При демократии власть…”, вывешиваю слово
Демократия.
Совместное открытие нового знания.
- Так что называют демократией?
- Из каких древнегреческих слов образовано это слово? Вывешиваю опору.
Демос (народ) + кратос (власть) = демократия
с. 14
- Рассмотрите рисунки и определите, на каком из них изображен демократический способ управления, а на каком недемократический. Объясните свой ответ.
Первичное закрепление и расширение нового знания.
- А сейчас мы прочитаем текст дальше и определим, какими способами может существовать демократическое управление в государстве?
Дети читают на с.14 до слов “Помнишь…” Вывешиваю слово
Референдум.
- Помните, я вам рассказывала, как была принята Конституция? Вот это и был
Референдум – народное голосование за новую Конституцию, раз ее одобрило большинство голосовавших граждан, значит, она была принята по воле народа, по решению народа. Это и есть народовластие – демократия.
Работа с иллюстрацией с. 15.
- Рассмотрим все три варианта претендентов в депутаты.
Какой из них подходит? Как вы думаете? Почему ни один не подходит? Вот об этом мы и прочитаем дальше.
Дети читают от слов “Выборами называют соревнования…” до слов “Это как отдавать голоса?…”
- В прошлое воскресенье в нашем городе проводились дополнительные выборы кандидатов в депутаты городского совета. Возможно, некоторые из вас ходили с родителями на избирательный участок и видели, как проходили выборы. Дети делятся впечатлениями.
- Давайте и мы рассмотрим случаи, когда проводился референдум, а когда выборы.
Вывешиваю листки с двумя вариантами ответов. Дети называют вариант в листке под номером 2.
На с. 16 дети читают вывод до слов “Перед выборами для каждого гражданина…”.
- А как люди по фамилиям узнают, за кого они хотят голосовать, а за кого нет? Ответы детей.
Дети читают до слов “Перед, тем кто претендует на власть…”
- А что, если вы голосовали за одного, а выбрали другого, тогда что? Версии детей.
Дети читают до слов “Поскольку у всех одного мнения…”
Физкультминутка
Практическая часть.
- Сегодня нам выдался удобный случай побывать в роли избирателей и мы с вами выберем старосту класса путем тайногоолосования, так как этого требуют условия о которых мы сегодня говорим на уроке.
- Какие условия мы должны соблюдать?
Раздаю детям заранее заготовленные бюллетени для голосования с фамилиями детей.
- А пока счетная комиссия работает по подсчету голосов, мы попробуем определить, какой из перечисленных способов демократический или недемократический использовали человечки из Зеленого города?
- Почему? Дети обсуждают разные ситуации.
- Дома вы напишите в задании 79, какое решение приняли человечки по вопросу: “Идти дальше или делать остановку?”
Работа над заданием 80 в рабочей тетради.
- В какой ситуации люди используют демократический способ управления, а в какой - недемократический?
Оглашение результатов выборов.
Подведение итогов работы.
- Что на древнегреческом языке означает слово “демократия?”
- Что означает выражение: “Демократический способ управления государством?” При демократии власть принадлежит народу, управление обществом и государством возможно только по воле народа.
- Почему при демократии нужно регулярно проводить выборы органов государственной власти и референдумы?
- В чем по-вашему разница между демократией и вседозволенностью? Ответственность за те решения были демократически приняты.
- Как вы думаете, часто ли Людмила Васильевна и Семен Семенович могут использовать демократию при управлении классом на уроке?
- А теперь оцените свою работу в пятибалльной системе и закрепите на табло соответственно сигнал.
- Каких сигналов больше и почему?