Тема: Водоёмы нашего края. 4 класс
Тип урока: усвоение нового материала.
Цели:
1. обучающие:
- повторить части рек;
- научить различать водоёмы;
- познакомить с разнообразием водоёмов родного края;
- учить составлять устное описание водоёмов;
- учиться характеризовать реки;
- познакомить с флорой и фауной водоёмов;
- раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека;
- показать необходимость и способы охраны;
- учиться умению планировать поиск решения проблемы;
2. развивающие:
- развивать умения определять географическое положение объекта на карте;
- развивать умение самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой;
- развивать познавательную активность;
3. воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу;
- воспитывать чувство ответственности за коллектив и умение работать в нём.
Оборудование:
- компьютер и диск с презентацией (Приложение)
- видеомагнитофон и видеокассета с отрывками фильмов: «Водоёмы Заполярья», «Падающая вода»;
- карты открытий;
- текст-помощник;
- схемы Мурманской области и рек;
- костюмы для сценки,
Место проведения:
- мультимедийный класс.
№ слайда | Ход урока. | Приложение Содержание слайда. |
1. Орг. момент. 1) Заполярье... В летний солнечный день вся равнина сверкает и искрится под лучами солнца. Впечатление такое, как будто шагал по ней в некие времена великан, нёс большое зеркало, а оно упало и разбилось. Вот осколки этого зеркала и сверкают теперь среди гранитных скал древнего Мурмана. - Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Как вы думаете, что это за осколки, во что превратилось зеркало? - Как назвать это всё одним словом? - Каким цветом на карте обозначаются водоёмы? 2) На уроке нас ждут открытия. Какие они будут большие или маленькие? У каждого они будут свои. ·1 Чтобы о водах Мурманска знать, ·2 А чтобы не сбиться на неизведанном пути, мы будем работать по карте открытий. Положите перед собой КАРТУ ОТКРЫТИЙ №1 и выполните задание. 2. Сообщение цели урока. 1) - какое слово «лишнее»? - на какие 2 группы можно разделить водоёмы? Почему? 2) Предмет нашего изучения – пресные водоёмы Мурманской области. 3) Уч-к: Трудно найти в России такую местность, где было бы столько естественных водоёмов, как в нашей Мурманской области. Когда пролетаешь на самолёте над просторами Кольского полуострова, всюду видишь ярко-голубые или тёмно-синие пятна озёр, голубые ниточки бесчисленных рек и ручьёв. На Кольском полуострове 18 209 рек и 111 609 озёр. 3. Актуализация опорных знаний. 1) Сейчас вы увидите 2 фрагмента. Ваша задача определить, где показана река, где озеро. 2) НА КАРТЕ ОТКРЫТИЙ №2 отметьте отличия этих водоёмов. 3) Дайте ответ на поставленный вопрос и, пользуясь картой открытий №2, обоснуйте свой выбор. 4) Прочитайте высказывания. - Какое из высказываний верное? Почему? (Верно первое, т.к. вода в озере стоячая, а в реке она течёт.) 5) - В какие ещё водоёмы может впадать река? (море, другую реку, болото) - Как называется эта часть реки? (устье) - У реки есть и другие части. Назовите. - Какой водоём обычно является истоком? (ключ/родник) - Как на карте показывают реки? (от истока к устью) - А озёра? (по границе) 3. ФИЗМИНУТКА. Только в лес мы все зашли, Дальше по лесу идём 4. Открытие новых знаний. (ХОРОМ) Раз, два, раз, два – Позади уже вода. 1) А впереди у нас работа в группах. Вы будете делать открытия о реках и озёрах нашей области., а затем поделитесь ими с другими группами. - Давайте повторим, как нужно работать в группах? 1 группа – познакомит нас с озёрами Мурманской области. 2 группа – познакомит с реками. 3 группа – с растениями водоёмов. 4 группа – с животными водоёмов. 5группа – изучит значение водоёмов в природе и жизни человека. - Совершать открытия 1, 2, 3, 4 группы будут по тексту-помощнику, а 5 группа работает и по тексту помощнику и по учебнику с.139 и записи делать в карте открытий. Карта открытий. Озёра. (план рассказа) Сколько озёр?___________________ Особенности озёр:_______________ ________________________________ Крупнейшее озеро_______________. Покажи на карте. Самое глубокое_________________. Покажи на карте. Озеро в районе Мурманска________. Покажи другие озёра на карте.
Карта открытий. Реки. (план рассказа) Сколько рек?______________________ Самая длинная___________________.Покажи на карте. Самая полноводная_______________. Покажи на карте. Особенности рек:__________________
Что такое «падун»?_________________ Покажи на карте другие реки. -Во время рассказа 2 группы о реках, показать ВИДЕОФИЛЬМ о водопадах. Карта открытий. Растения. (план рассказа) Какие растения?___________________ Чем интересны растения?________________________ Что растёт на дне озёр?____________ Какое растение называют в народе «водяными лилиями»?_____________ Что ещё вы знаете о растениях водоёмов? Расскажите. Карта открытий. Животные. (план рассказа) Чем богаты водоёмы?_____________ Какие ценные рыбы?______________ Где и когда можно встретить в реках морскую рыбу?__________________
Каких птиц можно встретить на водоёмах? Почему они там обитают? _______________________________. Каких обитателей водоёмов вы ещё знаете?__________________________ Карта открытий. Значение водоёмов. Значение водоёмов в природе:_________________________. Значение водоёмов в жизни людей:___________________________ _________________________________. Что ценного в наших водоёмах? ___________________________________ Что развито?______________________ 6.Экологическая проблема. -Много человеку пользы приносит вода, а вот как он к ней относится. 1) Сценка. Автор: - Сидели на пустынном берегу обмелевшей реки 3 рыбака и ловили рыбу. (Сидят 3 ребёнка с удочками) - Задёргался поплавок у одного, дёрнул он удочку и выловил старый башмак 1 рыбак: Вот так - так!. - Задёргался поплавок у второго – выловил он бутылку из-под сока. 2 рыбак: Вот это – да-а! - Тут и у третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку. 3 рыбак: Ух, ты! - Жалко стало ему рыбку, решил отпустить её. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом. Рыбка: Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в речке! - Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – её родной дом! 2) - «Матушка-природа» сегодня вновь прислала нам «цепь», но не питания. - Рассмотрите её внимательно, подумайте, что нам хотела рассказать «Природа» и как называется эта цепь? - Это «цепь загрязнения». - О чём она предупреждает? - Что вы можете предложить по охране водоёмов. - В классе развешаны высказывания. Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»? 1. Не мусорить на берегах. 7. Итог, проверка знаний. 1) - Верно ли утверждение, что наш край – это край рек и озёр? 2) - Чтобы проверить, насколько, вы усвоили материал урока по теме «Водоёмы нашего края», предлагаю вам выполнить задание в тестовой форме. Тест. 1.К пресным водоёмам относятся... а) океан 2. Река отличается от озера тем, что... а) в ней вода стоячая 3. Началом реки называется... а) рукав 4. Тулома – это... а) море 5. Местный водопад называется... а) падун Самопроверка. 1 в 2 б 3 в 4 б 5 а Если 5 ответов верно – отметка «5». Если 4 ответов верно – отметка «4». Если 3 ответов верно – отметка «3». 8. Рефлексия. 1) С каким настроением уходите с урока? 2) дополните предложения: «Теперь я знаю...» «Теперь я умею...» 9. Д/з. (по выбору) 1. Подготовить материал о морях по плану: 1. Нзвание. 2.Узнать, какие искусственные водоёмы есть в нашей области, и рассказать о них. 3. Посети краеведческий музей и дополни свои знания о водоёмах. |
Фото.
Тема: Водоёмы нашего края.
КАРТА ОТКРЫТИЙ. №1. 1. Зачеркни «лишнее». 2. Обведи названия водоёмов, которые есть в нашем крае. Река, гора, океан, озеро, море.
КАРТА ОТКРЫТИЙ 2. (соедини стрелками) Река Озеро вода течёт стоячая вода 2 берега со всех сторон суша пресная вода
РЕКА ВПАДАЕТ В ОЗЕРО. ОЗЕРО ВПАДАЕТ В РЕКУ.
СХЕМА РЕКИ Устье Приток Правый берег Левый берег КАРТЫ-СХЕМЫ
КАК РАБОТАТЬ В ГРУППАХ. 1. Работать надо дружно. 2. Спокойно высказывать своё мнение. 3. Терпеливо выслушивать мысли других. 4. Вместе находить правильное решение. 5. Капитан определяет выступающего.
КРАСОТА
Охрана водоёмов. 1. Не мусорить на берегах и в водоёмы не бросать отходы. 2. Не мыть машины в водоёмах. 3. Не сбрасывать про-мышленные отходы. 4. Ставить на предприя-тиях очистительные фильтры. 5. Не вырубать леса по берегам водоёмов. 6. Ограничить вылов рыбы. 7. Не рыбачить сетями и во время нереста.
---///---///---///--- |
Калачева Марина Владимировна, учитель начальных классов, МОУ СОШ № 1 с углублённым изучением английского языка Мурманской области г.Ковдора