Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ФФН на тему: "Звуки М—Мь"

Разделы: Работа с дошкольниками


Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, прежде чем отправиться в путешествие по городу Красивой речи, Кот в сапогах решил с вами поиграть в игру, но вы должны быть очень внимательны , выполняйте задание только в том случае , если услышите слово “ пожалуйста”

  • Поднимите руки вверх, пожалуйста!
  • Опустите!
  • Опустите , пожалуйста!
  • Коснитесь рукой носа!
  • Коснитесь, пожалуйста, рукой носа!
  • Хлопайте в ладоши, пожалуйста !
  • Встаньте!
  • Встаньте, пожалуйста!
  • Маршируйте , пожалуйста!
  • Поставьте руки на пояс!
  • Садитесь, пожалуйста!

Молодцы!

2. Работа по развитию зрительного восприятия и памяти.

Всё кругом белым-бело
Много снегу намело
Как же дальше нам пройти?
Ты на снежинки посмотри
Две одинаковые найди.

3. Послушайте внимательно загадку, а из отгадки вы узнаете, какую сказку вы сегодня увидите в конце занятия.

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несёт её домой.
Что, отгадали загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки … (Маша и медведь), (открывается картинка)

Молодцы, верно!

Определите первые звуки в словах “Маша”, “медведь” . (“м”, “мь”) .Это звуки, которые мы сегодня будем сравнивать.

4. Артикуляционная гимнастика:

Чтобы дальше нам пройти,
Нужно в парк артикуляции зайти

Губы:

Мы потянем губы к ушкам,
И получатся лягушки

Зубы:

Зубы крепко мы сжимаем и заборчик получаем.

Язык:

Язычок у нас
Станет горочкой сейчас,
Пусть катается с утра
Со двора вся детвора.
Мы расслабим язычок,
И рот закроем на крючок

Щёки:

Будем щёки надувать
С воздухом играть.

5. Дифференциация звуков изолированно.

Давайте позовём звуки “м” и “мь”.

6. Сравнительный анализ и характеристика звуков изолированно.

  • Звуки “м”, “мь” пришли ты попробуй их сравни.
  • Губы: сомкнуты, размыкаются при произношении звука.
  • Зубы: разомкнуты.
  • “м” - спинка языка опущена.
  • “мь”- спинка языка поднята к нёбу.
  • Голосовые связки: работают.
  • Воздушная струя - выходит через нос.
  • Что мы можем сказать про эти звуки, какие это звуки?
  • Это звуки согласные (встречается преграда), звонкие (голосовые связки работают).
  • “м” - твёрдый (спинка языка опущена).
  • “мь” - мягкий (спинка языка поднята).

7. Работа по развитию фонематического слуха.

Попробуй звуки поймать,
Если услышишь звук “мь”,
Зелёный квадрат подними,
А если услышь “м”,
Синий квадрат подними

М- МЬ-Н-М-МЬ

МА-МЯ-НИ-МИ-МЕ-НЕ-МУ-МИ

МАМА-МИР-НИНА-МУХА-МЕЛ-ПАР-МОХ

8. Дифференциация звуков в словах.

Звуки вы сейчас поймали,
Ну , а слоги не назвали.
Слушайте слоги и
Повторяйте за мной
Сшила платье я сама
МА-МА-МА , МА-МА-МА.
В шкаф пошло оно само
МО-МО-МО, МО-МО-МО
Ничего я не пойму
МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ
Может это снится мне,
МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ
Нет висит оно , смотри
МИ-МИ-МИ , МИ-МИ-МИ

Ребята Медведь с Машей спорят и не знают , какой слог подарить клоунам Тому и Тиму, помогите им , пожалуйста.

  • Слог МИ кому отдадим?
  • Слог МЫ ?

(Прочитайте ещё раз эти слоги)

9. Физминутка с элементами фоноритмики ( поём “АМ”, (тихо, громко)

10. Дифференциация звуков в словах

Д. игра “ Чудесный мешочек” с запиской

  • Ребята, распределите предметы между Машей и медведем. Маше отдайте предметы, в которых есть звук “М”, а медведю предметы в названии которых - звук “мь” слова со звуком “МЬ”

11. Звуковой анализ

  • Выкладываем слова из буквенного конструктора (мама, мир)

12. Показ русской – народной сказки “Маша и Медведь” (настольный театр)

13. Итог:

  • Какие звуки вы сегодня сравнивали на занятии? ( “м” и “мь”)
  • Чем отличаются эти звуки друг от друга? ( “ м” -твёрдый согласный, “мь”- мягкий согласный)

14. Домашнее задание - рассказать сказку дома.