Цели:
1. Рассмотреть особенности строения атомов элементов V группы главной подгруппы, свойства химических элементов на основании строения атома и положения в периодической системе химических элементов.
2. Познакомить учащихся с простым веществом азотом. Изучить свойства азота, способы получения и области применения. Показать значение азота как биогенного элемента
3. Закрепить умения составлять схемы строения атомов, молекул, составлять уравнения химических реакций и давать им характеристику с точки зрения ОВ процессов.
4. Продолжить формирование системного мышления учащихся, системного применения знаний, навыков самостоятельной работы
УЭ | СОДЕРЖАНИЕ | Методическое руководство |
УЭ-О | Усвоив этот модуль: 1. Вы познакомитесь с элементами V группы главной подгруппы, их положением в периодической системе химических элементов, с особенностями строения атомов; 2. Закрепите умение составлять электронные формулы строения атомов, прогнозировать свойства химических элементов на основании строения атома и его положения в периодической системе; 3. Научитесь определять валентные возможности атомов (на примере азота и фосфора); 5. Познакомитесь с простым веществом азотом, строением его молекулы, физическими свойствами; 6. Познакомитесь с химическими свойствами простого вещества азота; 7. Закрепите умения составлять уравнения химических реакций и электронные балансы для окислительно-восстановительных процессов; 8. Познакомитесь со способами получения азота и областями его применения. |
|
УЭ-1 | ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ Цель: Определить исходный уровень знаний о закономерности изменения свойств элементов, исходя из положения в периодической системе. Выполните тестовое задание: Приложение 1 |
Проверьте ответы друг у друга, оцените их. Проверьте правильность выполнения задания у учителя. |
УЭ-2 | ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА: “Общая характеристика элементов V группы главной подгруппы” Цель: Изучить особенности строения атомов элементов V главной подгруппы группы, исходя из их положения в периодической системе. Запишите в тетради тему урока: “Общая характеристика элементов V группы главной подгруппы” Изучите тему по предложенной литературе и ответьте на поставленные вопросы: 1. Какие элементы периодической системы относятся к элементам V группы главной подгруппы? Как изменяются свойства элементов в группе, объясните причину изменения их свойств? Вертикальной стрелкой укажите направление изменения свойств элементов и чем обусловлены эти изменения. 2. Рядом с элементами, составляющими группу запишите: а) электронную формулу строения атома для первых трех элементов, для остальных — строение наружного энергетического уровня; б) электронно-графическую схему строения атома (наружный энергетический уровень); в) выведите общую электронную и электронно-графическую формулу для элементов данной группы. Сравните элементы и ответьте на поставленные вопросы. Что общего и различного вы видите в строении атомов элементов данной группы? Какую максимальную и минимальную степень окисления могут проявлять элементы данной группы? В каких соединениях эти элементы проявляют соответствующую степень окисления? Образуют ли элементы водородные соединения? 3. Выведите общие формулы для оксидов, гидроксидов и водородных соединений (для первых двух элементов). Какими свойствами обладают оксиды и гидроксиды элементов данной группы (рассмотреть первые два)? Выполнив задания составьте конспект по заданной теме. |
1. При составлении опорного конспекта
воспользуйся алгоритмом характеристики
элементов группы 2.Литература: Учебник… §….,стр…, Дополнительная литература:… стр…. Порядок составления конспекта: Составьте вертикальный ряд этих элементов. Вертикальной стрелочкой укажите изменение свойств элементов. Справа запишите химические знаки и строение атомов элементов, слева параметры, характеризующие изменение свойств элементов |
Валентные возможности элементов (N, Р) Цель: Научиться определять валентные возможности атомов (на примере азота и фосфора) и прогнозировать состав возможных соединений элементов. Запишите название раздела “Валентные возможности элементов (N, Р)” 1. Составьте электронно-графические схемы строения атомов N и P. 2. Сравните строение атомов азота и фосфора. Найдите сходство и отличие в их строении. 3. Каковы валентные возможности элементов? Какую валентность и степень окисления может проявить элемент при образовании химических соединений? Ответ обоснуйте с точки зрения строения атома. Оформите записи в тетради. Проблемный аспект: Почему азот и фосфор обладают разными валентными возможностями? Полностью ли реализованы их валентные возможности? Чему равна максимальная валентность азота в соединениях? Чему равна его высшая степень окисления? Как вы думаете, почему они не совпадают? Ответы обоснуйте. |
Порядок оформления записей: 1. Запишите электронно-графические схемы строения атомов азота и фосфора. 2. Запишите электронно-графические схемы строения атомов в возбужденном состоянии (если это возможно для атома данного элемента), стрелочками укажите перераспределение электронов по энергетическим подуровням. |
|
Запишите название раздела “Шкала степеней окисления” Выполните задание: составьте шкалу степеней окисления. Составить шкалу степеней окисления элементов вы сможете, если ответите на следующие вопросы: 1. Какую максимальную и минимальную степень окисления могут проявлять элементы данной группы? 2. Какими свойствами (окислительными или восстановительными) обладает элемент в крайней положительной и крайней отрицательной степени окисления? 3. Какие промежуточные степени окисления возможны для элемента и в каких соединениях он их проявляет? Какие свойства (окислительные или восстановительные) проявляет элемент в промежуточной степени окисления? 4. В каких соединениях эти элементы проявляют соответствующую степень окисления? Какими свойствами обладают оксиды и гидроксиды элементов данной группы, являются ли оксиды солеобразующими? |
Составляя шкалу степеней окисления
элементов, укажите на ней возможные степени окисления от минимальной до максимальной и укажите под ними формулы веществ, в которых элемент проявляет данную степень окисления. Если необходимо, воспользуйтесь дополнительной литературой: …..
|
|
УЭ-3 | Азот: строение молекулы, свойства,
применение Цель: Изучить физические и химические свойства азота, его распространение в природе, значение. Закрепить полученные знания. Запишите в тетради называние темы: “Азот: строение молекулы, свойства, применение” Запишите в тетради называние раздела: “Распространение азота в природе” Изучите раздел “Распространение азота в природе” по учебнику (можете воспользоваться дополнительной литературой). Определите область распространения азота как простого вещества и как элемента. Ответьте на вопросы: 1. Существует ли азот в природе как простое вещество? 2. Входит ли азот в состав сложных веществ? Приведите примеры. 3. Каково содержание азота в Земной коре как простого вещества? В составе органических веществ? Записи оформите в виде структурно-логической схемы. Межпредметный аспект Каково биологическое значение азота? В состав каких органических веществ входит азот и какова их роль в организме? |
Литература: учебник….§…,стр… Дополнительная литература: Стр…. Порядок оформления записей: структурно-логическая схема Обсудите поставленный вопрос в группе. |
Строение молекулы азота Цель: Изучить строение молекулы азота, закрепить умения и навыки составления схем строения молекулы, определять типы химических связей. Запишите название раздела: “Строение молекулы азота” По учебнику изучите данный раздел Ответьте на вопросы: Сколько атомов входит в состав молекулы азота? Сколько связей образуется между атомами? Почему? Что вы можете сказать о прочности связи? Выполните задание: Составьте схемы строения молекулы. Укажите тип связи и степень окисления элементов соединении. Запишите в тетради схемы строения молекулы азота. |
Литература: учебник….§…,стр… Дополнительная литература: … Стр.. Запишите молекулярную формулу азота Составьте схемы строения молекулы: а) структурно-графическую формулу; б) электронную формулу строения молекулы азота; в) схему образования связи. Укажите тип связи и степень окисления элементов соединении. |
|
Физические свойства азота Цель: Познакомиться с физическими свойствами азота. Какими свойствами обладает азот? Запишите основные свойства в тетрадь. |
Литература: учебник….§…,стр… |
|
Химические свойства азота. Запишите название раздела: “Химические свойства азота”. Проблемный аспект: Исходя из строения молекулы, сделайте предположения о химической активности азота — простого вещества. Какие свойства проявляет азот — простое вещество (окислительные или восстановительные)? Какие вещества может образовать азот простое вещество в результате химических превращений? Какие свойства может проявить азот при взаимодействии с металлами, водородом, кислородом? |
Воспользуйтесь составленной шкалой степеней окисления. Обсудите ваши выводы в группе. |
|
Выполните задания: 1. Азот вступает в реакцию с кислородом, образуя соединение со степенью окисления +2. Какие свойства (О-В) проявляет азот по отношению к кислороду? 2. Азот вступает в реакцию с водородом. Какую степень окисления и какие свойства (О-В) проявит азот с этим элементом? Почему? 3. Азот вступает в реакцию с активными металлами, например с магнием. Какую степень окисления проявит азот с этим элементом? Почему? Запишите уравнения реакций, характеризующих свойства азота, составьте схемы электронных балансов для окислительно-восстановительных процессов. ВЫВОД: Сформулируйте и запишите общий вывод о химических свойствах азота простого вещества. Составьте шкалу степеней окисления для азота простого вещества. Укажите формулы веществ, которые может образовать азот в соответствующей степени окисления. |
Записи оформите по разделам: 1. Восстановительные свойства азота: 1. Взаимодействие с….. 2. Взаимодействие с….. П. Окислительные свойства: 1. Взаимодействие с.…. 2. Взаимодействие с…..
Проверьте ответы и уравнения реакций друг у друга, оцените их |
|
Получение и применение азота. Цель: Познакомиться со способами получения азота и областями его применения. Изучите раздел: “Получение и применение азота”. Составьте план и запишите соответствующие уравнения химических реакций. Прикладной аспект: Исходя из химической активности азота и его свойств, предположите, каковы области применения азота? |
Порядок оформления записей: структурно-логическая схема |
|
УЭ-4 | Закрепление изученного материала 1. В основе названия азота — Stickstoff (по-немецки читается: “штикштоф) лежат слова ersticken — задыхаться и Stoff — вещество. Соответствует ли это название свойствам азота? Ответ поясните. 2. Какова относительная плотность азота по воздуху и по водороду. Можно ли воспользоваться азотом для заполнения аэростатов? (С точки зрения подъемной силы и пожарной безопасности.) 3. Какая из электронных формул соответствует азоту в степени окисления: N0 а) 1s22s22p6 N-3 б) 1s22s22p3 N+1 в) 1s22s22p1 N+5 г)1s22s2 д)1s22s22p2 е) 1s2 4. Антуан Лавуазье рассматривал азот как инертный газ. Какие факты вы можете привести для доказательства того, что эта точка зрения имеет основания? 5. Проблемный аспект: 1. Одним из свойств азота является взаимодействие его с металлами. Каковы особенности протекания этих реакций? Как вы считаете, в чем заключаются эти особенности, каковы их причины? Ответ обоснуйте. 2. Сравните реакции взаимодействия металлов с галогенами и халькогенами и азотом. Сделайте выводы о реакционной способности элементов. Составьте уравнения реакций. Выскажите предположение, чем обусловлена их различная реакционная способность. |
Задания 2, 3, 5 выполните письменно. Фронтальная работа. Обсуждение результатов
|
УЭ-5 | Домашнее задание: Составьте схемы образования веществ для соединений образовавшихся в результате превращений (см. “Химические свойства”). |
Учебник….§…,стр… Выполните предложенное задание. |
УЭ-6 | Рефлексия Просмотрите цели урока и ваш опорный конспект. Удалось ли вам достичь поставленных целей? Отвечает ли ваш конспект на поставленные вопросы? |
Взаимопроверка и оценивание результатов. |
УЭ-7 | Подведение итогов. | Обсуждение результатов, подведение итогов урока. |
Мы сознательно не указали литературу, использованную на уроке. В каждом регионе или образовательном учреждении используются разные учебники. Мы предлагаем схему урока, которая может послужить для вас опорой, а необходимый материл вы можете найти в любом учебнике и доступной для вас литературе (справочники, пособия и др.).