Актуальность темы.
Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. У дошкольников из детского дома с наибольшей силой выражено стремление к вниманию и доброжелательности взрослого. Обращает на себя внимание сниженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности, особенно в игре, отсутствие способности к сопереживанию другим людям, наглядно-действенная форма мышления, импульсивность всех видов поведения, слабая его осознанность, отклонения в развитии образа себя. Наблюдается своеобразный возрастно-индивидуальный синдром, характеризующийся несоответствием друг другу ряда аспектов общения.
Специфика развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, свидетельствует, что многие свойства и качества их познавательной сферы и личности сохраняются на протяжении всего рассмотренного возрастного периода, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции. Слабая ориентированность на будущее возникает у дошкольников, сохраняется и у старших подростков. Эмоциональная упрощенность, упрощенное и обедненное содержание образа “Я”, сниженное отношение к себе, несформированность избирательности в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления и многое другое. Это особенности личности ребенка, возникая в раннем детстве, не исчезают, а приобретают новое качество, усугубляясь.
Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Об этом свидетельствуют, производившиеся под руководством И.В.Дубровиной, коррекционный анализ данных и формирующие эксперименты, показывающие, что изменение в сфере контактов ребенка с окружающими людьми влечет за собой изменение его психологических особенностей. Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый. Наиболее существенно для коррекции задержки отклонений в психическом развитии детей, воспитывающихся в детских домах, содержание контактов, которые складываются у ребенка о заботящихся о нем взрослых. Поэтому взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребенку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание.
Лишенные попечения родителей дети, как правило, имеют потребность в общении и поэтому, при благоприятных условиях, возможна сравнительно быстрая коррекция их развития. Таким образом, отклонения и задержки в развитии психики и личности ребенка, воспитывающегося в детском доме, возникающие на ранних этапах онтогенеза, не являются фатальными. Такие дети могут успешно развиваться при условии хорошей организации педагогической работы, ядром которой должно быть общении взрослого с ребенком и расширение рамок индивидуального опыта последнего.
Предпринята попытка составления программы в соответствии с Государственными образовательными стандартами. В части социально-личностное развитие (проект 2001 год).
Реализация потребности в общении, напротив, неудовлетворенность общением и вызывает соответствующие эмоции и чувства. Эмоции выражаются в непоследовательном переживании удовольствия, радости, удовлетворения, огорчения, страха и т.д. Благодаря эмоциям, человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение. Более того, общение в детстве должно обязательно включать в себя элементы положительного эмоционального отношения – признание, приветливость, любовь.
Общение играет решающую роль в формировании личностных качеств, в становлении форм поведения, в развитии ребенка. Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Его значение становится сложнее и глубже по мере того, как обогащается духовная жизнь ребенка, расширяется его связь с миром, и появляются все новые его способности.
Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка:
- в самой области общения,
- в области любознательности детей,
- в сфере их эмоциональных переживаний,
- при формировании любви к взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам,
- в сфере овладения речью,
- в сфере личности и самосознания детей.
Таким образом, влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания. Это дает право утверждать, что общение действительно решающий фактор психического развития ребенка в дошкольном детстве.
Причины введения программы.
Дошкольный возраст – это возраст, в котором чувства господствуют над всеми остальными сторонами жизни ребенка. Источником эмоциональных состояний ребенка являются главным образом отношения со взрослыми, а в старшем возрасте и со сверстниками.
У детей детского дома с недостатками в эмоциональной сфере конфликт состоит в следующем: с одной стороны, это очень сильная потребность в любви, привязанности, с другой – невозможность успешно реализовать данную потребность. Внешне это выражается в повышенной аффективности, агрессивности, либо наоборот, ребенок становится замкнутым, подавленным. Часто такие дети легко возбудимы, импульсивны или излишне боязливы. Как правило, для всех детей характерна повышенная тревожность, устойчивые переживания страха. Наличие противоположных эмоциональных переживаний (с одной стороны – повышенная привязанность, с другой – неприятие себя) создает амбивалентное отношение к взрослым и определяет противоречивость поведения.
- Серьезные затруднения в контактах со своими сверстниками. В основе таких трудностей лежат неразрешенные внутренние конфликты. Ребенок либо сторонится других детей, либо ступает с ним в конфликты.
- Надолго сохраняется сильная привязанность к конкретному лицу, задерживается переход к самостоятельности. Ребенок не торопится выходить из-под опеки взрослого. Отмечается сильная зависимость ребенка от взрослого, что мешает формированию произвольного поведения. А выбранный ребенком способ самоутверждения носит характер негативных реакций, эффективных вспышек, эгоцентризма или других неадекватных способов поведения.
- Самооценка у таких детей имеет также конфликтное строение. С одной стороны, это высокий уровень притязаний, с другой – неверие в свои силы.
- Неблагополучие в эмоциональном развитии оказывает тормозящее действие и на развитие познавательных процессов, главным образом в аспекте интеллектуальной активности, живости ориентировки, любознательности, отказа от умственной деятельности. Поэтому психическое развитие ребенка с недостатками в эмоциональной сфере – носит конфликтный, противоречивый характер, что находит обретение во всех сферах его психической жизни.
- Склонность к зависимому поведению от окружающих приводит к конфликтности и отрицательно сказывается на работоспособности, повышает тревожность.
- Повышенная тревожность проявляется в агрессивности по отношению к себе и к окружающим и приводит к нарушениям личностного баланса.
- Противоречивость личности и ее сосредоточенность на собственных проблемах создают дополнительные трудности в общении и отрицательно сказываются на работоспособности детей.
Роль и место программы в структуре учебного плана.
Программа “Счастливчик” включена в учебный план учреждения как коррекционно-развивающий курс, рассчитанный на детей средней, старшей и подготовительной к школе группы.
Занятия рекомендуется организовывать в чередовании с факультативами самопознания, саморазвития: факультативом социального общения “МЫ”, факультативом коммуникативно-нравственной направленности “УРОКИ СКАЗКИ”.
Содержание программ “Счастливчик”, “Мы”, “Уроки сказки” имеют комплексно-целевую направленность и интегрируются между собой.
Цель курса:
Помочь воспитанникам детского дома дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.
Задачи курса:
- Развивать внутреннюю активность детей.
- Формировать социальное доверие.
- Развивать умение самостоятельно решать проблемы.
- Формировать адекватную самооценку детей.
- Развивать социальные эмоции.
- Развивать коммуникативные навыки.
Естественно, проблема на одном занятии не может быть реализована, и задачи реализации личных проблем переходят на уровень индивидуальный.
Воспитателям рекомендуется закреплять в практике конкретные правила жизни, открытые детьми на занятиях, организовывать тренинговые ситуации, отмечать достижения ребенка, осуществляющего поведенческий выбор в пользу морального, подчеркивать достоинства и создавать ситуации доверия и успеха с социальным обозначением утверждения каждого, пусть даже маленького нравственного поступка на пути преодоления ребенком устоявшейся негативной модели поведения.
Формы организации учебного процесса.
Занятия данной программы проводятся с малыми подгруппами детей по 5-6 человек, которые организуются по принципу дифференциации и мобильности. На занятиях рекомендуется использовать следующие формы организации:
- Социально-психологический тренинг,
- Сеансы творческого воображения,
- Релаксация,
- Моделирование ситуаций,
- Диалектические сказки,
- Сказкотерапия,
- Поисково-творческая деятельность,
- Игры: исследовательские, сюжетно-ролевые, дидактические,
- Музыкотерапия,
- Работа с перфокартой,
- Настольные театры.
Особенности контроля.
(Необходимые рекомендации взрослым, окружающим ребенка)
- Необходимо учитывать, что дети, имеющие трудности в общении – это дети, требующие повышенного внимания и забот. Только при доброжелательном отношении к ребенку, при искреннем желании помочь ему, можно добиться результатов.
- Следует практически приучить ребенка к общению, учить его работать и играть вместе с другими детьми, быть внимательным к другим, учить его переживать за результаты совместной деятельности.
- Эмоциональная неустойчивость детей мешает совместным играм со сверстниками, вызывает их отрицательное отношение. Дети специфически реагируют на это. Поэтому важно варьировать детские объединения, включать детей в систему взаимоотношений со сверстниками, организуя специальные игры.
Структура и особенности программы.
Программа состоит из 3 блоков для детей разного дошкольного возраста.
1-й блок – средний дошкольный возраст (4-5 лет)
2-й блок – старший дошкольный возраст (5-6 лет)
3-й блок – подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Каждое занятие курса строится по определенной модели:
- Создание предметно-развивающей среды.
- Традиционное приветствие в различных формах.
- Мотивационные установки.
- Освещение ключевой цели.
- Дискуссионное общение.
- Разнообразные игровые технологии.
- Обеспечение эффективного продвижения каждого ребенка к намеченной цели.
Требования к знаниям и умениям.
Прогнозы реализации задач программы связаны с уровнем сложности (запущенности проблемы) и их конкретикой в отдельной группе.
Образ конечного результата – это воспитанник, способный осознать свои проблемы в условиях принятия себя, как положительной Я-концепции личности, самостоятельно выбирающей новую социально-гуманистическую модель поведения, овладевший некоторыми способами саморегуляции, с выраженным стремлением к самосовершенствованию.
Объем и сроки изучения курса.
Программа “Счастливчик” рассчитана на трехгодичный курс развития.
1-ый год: 36 занятий (1-2 раза в неделю)
2-ой год: 36 занятий (1-2 раза в неделю)
3-ий год: 36 занятий (1-2 раза в неделю)
В итоге данное пособие ориентировано в полном объеме из расчета 72 часа, каждое занятие по 30 минут.
Каждый из блоков обеспечивается соответствующими психологическими механизмами и реализуется своими психологическими приемами с помощью дидактического материала, представленного в методических рекомендациях.