Тема урока: "Образ культуры древней и средневековой Индии"

Разделы: МХК и ИЗО


На занятии рассматриваются вопросы:

1. Общая характеристика индийской культуры.

2. Архитектура и скульптура в древней Индии.

3. Развитие искусства в средневековый период.

I.

С древности и до XIX века Индия не имела общего названия. Персы и китайцы называли страну “Синдху” (название произошло от реки Инд), а мусульмане, завоевавшие Индию в XII – XIII вв. дали ей название Хиндустан (что означает – “Страна Индусов”). Само же слово Индия в его современном значении появилось только в XIX веке.

Велики достижения этой страны в науках и искусстве. Здесь родилась гениальная догадка о вращении Земли вокруг Солнца, здесь была создана десятичная система исчисления, которая через Арабский Восток попала в Европу (арабские числа). Категория “пустоты”, открытая буддийским мыслителем Нагарджуной, привела к появлению понятия “ноль” и абстрактных чисел. Если у египтян и греков ведущей наукой была геометрия, то Индия – родина алгебры. “Корень”, “синус”, “цифра” – все эти термины пришли в нашу жизнь из Индии.

В глубокой древности в Индии зародились учения о долголетии и о траволечении, а хирургические трактаты описывают множество операций с применением 120 инструментов.

Индию населяют многочисленные разноязычные племена и народы, которые имеют разное происхождение и культуру. Здесь удивительно миролюбиво сосуществуют различные религии: буддизм, христианство, мусульманство, индуизм. Однако большая часть населения исповедует индуизм. Он включает в себя не только веру в богов, почитаемых в этой религии, но и основные культовые обряды, совершаемые в их честь. Индуизм – это древние традиции духовной и материальной культуры, это традиционное представление индийцев о Боге, о мире, о себе. Другими словами, индуизм – это образ жизни народов Индии.

Индуизм (доклад кадета)

И н д у и з м – одна из религий, распространенных в современной Индии. По числу приверженцев (от 500 до 700 млн. человек) индуизм уступает только христианству и исламу – двум крупнейшим мировым религиям.

Индуизм сформировался в середине I тысячелетия н.э. на основе брахманизма – древнеиндийской религии, связанной с почитанием бога – творца Б р а х м ы, верой в переселение душ, освящением деления общества на касты и требованием соблюдать образ жизни, якобы предписанный каждой касте свыше.

Благодаря своей открытости индуизм впитал в себя не только многообразное религиозное наследие народов Индии, но и наиболее существенные черты их жизненного уклада, многообразие народных традиций.

Отношения индуизма с другими религиозными системами (в частности, с зародившимся в Индии буддизмом) не были противоборствующими. Напротив, были элементы взаимного заимствования.

Основные принципы индуизма изложены в В е д а х – древнейшем памятнике индийской религиозной литературы, создававшемся на протяжении многих веков. Веды состоят из четырех сборников священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний, использовавшихся при жертвоприношениях и прочих богослужебных действиях.

Индуизм не имеет единой организационной структуры и общенационального единого центра. В нем много направлений и течений.

В недрах индуизма сложилась и получила многостороннее развитие йога – учение об очищении души, освобождение её от порабощения телом и слияния с божеством.

Основы вероисповедания индуизма содержатся не только в Ведах, но и в Б х а г а в а д г и т е, являющейся составной частью древнеиндийского эпоса М а х а б х а р а т а. Суть этих установок и предписаний такова: индуизм – религия политеистическая, требующая от своих приверженцев почитания многих богов.

Главная роль в индуистском пантеоне отводится Б р а х м е, В и ш ну и Ш и в е, составляющим индуистскую Троицу (Тримурти).

Б р а х м а воспринимается индуистами, как бог- творец, создавший мир во всем его многообразии и олицетворяющий собой этот мир. Сам процесс творения представляется индуистам в следующем виде: в первобытных водах появилось золотое яйцо, в котором находился Брахма. Силой своего духа Брахма разделил яйцо на две половины, образовав небо и землю, он создал важнейшие составляющие этого мира: планеты, горы и реки, людей, животных и растения. Им же сотворены боги; ему обязано своим возникновением время.

Брахма человекоподобен, но у него четыре лица. Было и пятое, но его он лишился. Брахму побаиваются, но особых почестей ему не оказывают. Число посвященных ему храмов ничтожно мало, а в молитвах и заклинаниях он упоминается крайне редко.

В и ш н у почитается индуистами как охранитель Вселенной, созданной Брахмой. Обычно он изображается четырехруким, восседающим либо на троне в виде белого лотоса, либо на тысячеглавом драконе. Но Вишну обладает способностью к многократным преобразованиям и потому может принимать и другие облики: рыбы, черепахи, дикого кабана (вепря), человека-льва, карлика-великана, воина, Будды, Рамы и Кришны.

Последние два облика Вишу наиболее почитаемы в индуизме. И это вполне объяснимо.

Р а м а – герой древнеиндийского эпоса “Рамаяны” и “Махабхараты”- царевич, преодолевший преграды на законном пути к трону, мужественный воин, борец со злом и защитник добра.

К р и ш н а – божество древнего происхождения, почитавшееся еще до оформления индуизма в качестве общенациональной религии.

В честь Кришны сооружено много храмов, ему посвящены многие праздники, о нем сложены не только религиозные гимны, но и светские песни.

Индуизму присуще наряду с поклонением богам почитание воды (река Ганга считается священной и многие ритуальные действия совершаются на её берегу).

Одним из основных вероисповедных принципов индуизма является учение о переселении душ. Согласно этому учению, душа может переселяться из тела человека в тело животного и даже дерева, и наоборот.

Условием благоприятного перерождения индуизм считает строгое соблюдение человеком образа жизни, предопределенного богами.

В Индуизме много праздников, посвященных наиболее почитаемым богам и божествам. Эти праздники отличаются обилием ритуальных церемоний, торжественных шествий, массовым паломничеством к святым местам.

- просмотр в/с об организации внутреннего пространства индусских храмов.

II.

Древнейшая индийская цивилизация возникла в бассейне Инда в III тыс. до н.э. Древние индийцы культивировали злаки, одомашнивали крупный рогатый скот. Этот период не оставил памятников материальной культуры. Об этом времени рассказывают эпосы Древней Индии – “Махабхарата” и “Рамаяна”,- на страницах которых упоминается немало древних династий и названий государств. Изобразительное искусство Индии веками черпало из “Махабхараты” и “Рамаяны” сюжеты и образы, которые запечатлены в архитектурно-скульптурных ансамблях, настенных росписях и миниатюре.

ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ

В 321 году до н.э. в Индии возникло первое объединенное государство – Империя Маурьев. Их столицу описывали многие древнегреческие авторы. Город окружала мощная стена с дозорными башнями и рвом. Большинство архитектурных сооружений были из дерева. В строительстве и скульптуре камень начали широко применять во времена правления царя Ашоки (208 – 232 гг. до н.э.), что в первую очередь связано с утверждением буддизма в качестве государственной религии. Власти стремились увековечить основы буддизма в монументальном искусстве, которое принято называть “искусством Ашоки”. Это, прежде всего, мемориальные колонны, на которых были высечены указы правителя. Такую колонну нельзя назвать архитектурным сооружением в полном смысле слова: она соединяет в себе элементы зодчества и скульптуры. Колонна, или стамбха, представляет собой хорошо отполированный каменный столб. Стамбхи бывают высотой более 10 метров и завершаются капителью со скульптурным изображением животных. Самая знаменитая из них – Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до.н.э.). Мемориальный столб – монолит – стамбха – с венчающей его капителью в виде перевернутого лотоса и круглого пъедестала, на котором восседают 4 льва, стоял на месте первой проповеди Будды. Когда-то львы несли “чакру” - вечно вращающееся колесо мироздания, изображение которого есть на постаменте под каждым из львов, а между ними – лев, лошадь, бык и слон символизируют север, юг, восток и запад. Этот совершеннейший образец древнего искусства, символ величия древнего государства на территории Сарнатха – ныне государственный герб республики Индия.

Со времени царя Ашоки в архитектуре получили распространение буддийские мемориальные и погребальные памятники – ступы. Считалось, что ранние ступы в буддизме служили для хранения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Будду как-то спросили каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа с самого начала приобрела полусферическую форму. Полусфера в буддизме – это символ неба, бесконечности и отчасти означает самого Будду. Центральный шест ступы – означает ось Вселенной, соединяющий Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. “Зонты” на конце шеста – ступени восхождения к буддийским истинам, также считаются символом власти.

Одна из самых древних сохранившихся ступ, сооруженных при Маурьях – ступа в Санчи (около 250 г. до н.э.). Позже она была перестроена и чуть увеличена в размерах. Полусферический купол ступы покоится на круглом основании с террасой, служившей для ритуального обхода. Купол надстроен каменным кубом с квадратной оградой. Саму ступу также окружает массивная ограда. По 4 сторонам света в ней сделаны ворота, украшенные рельефами.

КУШАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

Расцвет искусства Индии, возникновение новых культовых образов (прежде всего образа Будды), развитие основных тенденций архитектуры и скульптуры, заложенных при Маурьях, относятся к эпохе правления Кушанской династии (I в. до н.э.- III в. н.э.). Кушанские правители создали огромную державу, включающую в себя Северную Индию, области современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии

В I в. до н.э. в культовой архитектуре Индии появились пещерные храмы – чайтьи. Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразное окно, которое служит главным источником света в храме. Обычно в пещеру ведут три входа, дающие начало коридорам, символизирующим путь Будды. Центральный коридор отделён от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В этом архитектурном пространстве, оживлённом скульптурой, создаётся необычный эффект игры света и тени.

В это время складывается эталон женской красоты. Скульптуры женщин уподоблены традиционному для Индии изображению богини плодородия – это тонкая талия и подчеркнуто округлые бедра и бюст. В I – IV в. н.э. в изобразительном искусстве Индии произошли значительные перемены. В изобразительном искусстве Будду стали представлять в облике человека, а не в виде символов.

Примером может служить статуя Сидящего Будды. Будда изображен на львином троне в позе лотоса, на нём монашеское одеяние, прическа - в виде спиралевидной раковины; круглый знак между бровями – знак просветления.

Самобытное искусство различных регионов Древней Индии, развиваясь, положило начало художественным традициям следующего периода - искусства империи Гуптов (IV – VI вв.).

III.

ИМПЕРИЯ ГУПТОВ

(IV – VI в.в.)

Долгое время Индия не страдала от иноземных вторжений. В правлении Гуптов (320г.-VI в.) переживали расцвет наука, философия, литература. Были записаны древние устные трактаты по различным областям знаний. Индия славилась буддийскими университетами в Таксиле, Аджанте. Правители династии Гуптов покровительствовали буддизму, но сами были приверженцами индуизма.

В эпоху Гуптов развивалось пещерное зодчество. Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV – VII вв.). Скальные ансамбли Аджанты славятся прежде всего своей живописью. Этот вид изобразительного искусства известен в Индии с начала I тысячелетия до н.э. Однако, поскольку под действием влажного климата живописный слой быстро разрушается, пещерные храмы Аржанты являются едва ли не единственным сохранившимся памятником, по которому можно судить о росписях Гуптской эпохи. Стенопись Аджанты относится к IV – VII в., поэтому росписи, выполненные в эпоху Гуптов, входят в неё только как составная часть. Живопись сохранилась лишь в 16 пещерах. Здесь расписывались потолки, стены и даже колонны. Росписи пещер сложны по содержанию, в композициях много персонажей, но нет и намека на передачу перспективы, объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм составляют основу всего живописного ансамбля. Разнообразие красок не велико, но их богатые сочетания и контрасты вызывают необычные эмоциональные ощущения. Краски на росписях как будто светятся в темноте. Возникает чувство, что земное и небесное гармонично соединились в этом храме.

В Гуптской художественной культуре буддийское искусство пережило свой последний расцвет, надолго уступив место изображению богов индуизма.

ИНДИЯ В VI – X ВЕКАХ

В VI столетии, после заката династии Гуптов, страна распалась на небольшие государства, правители которых в политике опирались не только на военную силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой религии очень обширен. В средневековье возводились храмы главным индуистским богам – Шиве, Вишну и Брахме, составляющим Тримурти (Тримурти – тройственый союз, триединство основных богов индуизма Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма – творец мира, Вишну – Бог – охранитель, Шива – Бог – разрушитель).

Крупнейшим храмовым центром раннего и зрелого Средневековья является комплекс в Бхубанешваре. Комплекс состоит из 500 храмов. Это совершенные образцы индуистских храмов, прекрасные пропорции, великолепные композиции с доминирующими вертикалями башен, завершенных круглой плитой.

Все храмы комплекса в Бхубанешваре являются великолепными образцами храмовой скульптуры. Примером может служить скульптура Танцующего Шивы. Иногда Шива именуется Космическим Танцором, т.к. его разрушительная энергия реализуется во время танца: исполняя его, Бог уничтожает во Вселенной всё старое и одновременно открывает новый цикл жизни. Шива изображался стоящим на одной, чуть согнутой в колене правой ноге. Его левая нога грациозно выставлена вперед в танцевальном па. У Шивы 4 руки, жест каждой из них имеет определенный смысл. Бог может держать в руке священный предмет: например барабанчик – символ космического ритма. Голову Шивы украшает корона с черепом – знак победы над смертью. Фигура бога обычно заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог – разрушитель и созидатель.

Таким образом, комплекс в Бхубанешваре представляет собой прекрасный образец художественной культуры, в котором воплощен принцип единства. Эту особенность индийского искусства так охарактеризовал знаменитый философ XIX века Рабиндранат Тагор: “Индия всегда имела один неизменный идеал - слияние со Вселенной”.

РАННЕИСЛАМСКИЙ ПЕРИОД

Впервые мусульманские завоеватели вторглись на территорию Индии еще в VIII веке. Спустя пять веков мусульманским правителям удалось покорить почти всю страну. Искусство Индии Исламской эпохи можно разделить на раннеисламский период (XI – I пол. XVI вв.) и период правления династии Великих Моголов (II пол. XVI – XVIII вв.).

Период раннеисламского владычества в Индии начался с нашествия мусульман в начале XI века. Завоеватели безжалостно уничтожали святыни “неверных” – индуистские и буддийские храмы, и целые города, вырезали население, уводили в рабство мастеров, ремесленников. Борьба за власть сильно ослабила единство мусульманских правителей, и в XV – XVI веках в Индии образовалось несколько исламских государств. Завоеватели пытались приспособить остатки разрушенной архитектуры для собственного искусства и строительства. Так, целые фрагменты зданий, прежде всего колонны, столбы, скульптурные украшения были перенесены во вновь построенные мусульманские сооружения.

В XII – XIII веках в Индии появились основные типы культовых сооружений мусульман – в первую очередь мечети, минареты, медресе, мавзолеи и т.д.

Крупнейший мусульманский комплекс сохранился в Дели, он относится к началу XIII века. В комплекс вошли большая мечеть, гробница, медресе и мавзолей. Однако самой большой достопримечательностью ансамбля стал гигантский минарет Кутб – Минар, высота которого превышает 70 метров.

Минареты, столь привычные в культовом зодчестве арабских стран, в мечетях на территории Индии часто отсутствуют. Еще одна важная особенность архитектуры раннеисламского периода – её органичная вписанность в окружающую природу. Это качество издревле было присуще индийским архитектурно – скульптурным ансамблям.

ИМПЕРИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

Династия Великих Моголов ведет свое происхождение от Тимура Самаркандского. Укрепил власть этого рода в Индии и создал централизованное государство на всей её территории правитель Акбар (1556 – 1605 гг.). Он вошел в историю не только как талантливый организатор и дальновидный политик, но и как тонкий знаток и покровитель искусства. При дворе правителя находили работу многие индийские архитекторы и художники. Акбар стремился объединить Индию, и это усиливало влияние индийского искусства на мусульманское.

Выдающимся памятником архитектуры Индии является мавзолей Тадж – Махал в Агре, построенный Шахом – Джаханом (а это был один из преемников Акбара) в память о любимой жене Мумтаз-Махал.

В эпоху Великих Моголов достигла расцвета индийская миниатюра. В религии индуизма и буддизма огромное значение придается царству животных. В представлении индийца люди, животные, растения и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывными узами. Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изобилием, жизнь торжествующая во всех проявлениях, - вот основная тема индийского искусства.

Художник наносил рисунок легко, четко, стараясь не упустить ни одной детали. При этом каждый элемент картины, обведенный тонким четким контуром, имел свое цветовое решение. Это придавало миниатюре особую утонченность.

Период исламского искусства Индии с его уникальными образцами художественного творчества, в которых соединились две традиции – мусульманская и индийская, показывает, как могут сосуществовать на одной территории, в рамках одного произведения искусства две разные культуры.

Этой эпохой завершилось поступательное развитие индийской культуры: в XVIII веке оно было прервано вторжением западной цивилизации.