Участники проекта:
Дети старших и подготовительных групп, семьи воспитанников, педагоги детского сада.
Целями данного проекта является развитие свободной творческой личности ребёнка, знакомство детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского, закрепление и систематизация знаний сказок и стихов русского писателя.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
- Прививать любовь к его творчеству.
- Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.
- На произведениях К.И. Чуковского показать, что добро побеждает зло.
- Учить понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.
- Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя.
- Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
- Развивать творческие способности дошкольников.
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу – Россию, в которой мы живём.
Продукт детской деятельности: (критерии оценки осуществления проекта)
Срок реализации: в течение года.
Предварительная работа: просмотр иллюстраций и энциклопедий по творчеству Чуковского.
Последовательность разворачивания проекта
Перспективное планирование по ознакомлению детей с художественной литературой и развитию речи.
Октябрь
- Знакомство детей с биографией К.И.Чуковского.
- Углубление и расширение знаний дошкольников о творчестве Чуковского.
- Развитие умения отвечать на вопросы по данной теме.
Ноябрь
- Знакомство с произведениями Чуковского.
- Учить детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать тему и содержание.
- Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.
Декабрь
- Систематизирование знаний детей о литературном творчестве К.Чуковского.
- Продолжение работы над выразительным чтением детьми стихотворений.
- Придумывание сказок и загадок по предложенному началу, на заданную тему.
- Проведение “стиховых” игр по произведениям К.Чуковского (воспитатель произносит начальные строки, а дети продолжают поэтическую строфу).
Январь
- Продолжение работы по развитию поэтического слуха детей: умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворений.
- Анализ содержания сказок с помощью вопросов педагога.
- Развитие умения подбирать и использовать заместители персонажей сказки, составлять наглядный план игры – драматизации.
- Развитие воображения и умения участвовать в игре – драматизации.
Февраль
- Учить детей эмоционально воспринимать содержание произведений К.Чуковского, понимать их нравственный смысл. ( “Айболит”, “Бармалей”, “Краденое солнце”..)
- Планирование игры – драматизации с помощью заместителей.
- Развитие умения выполнять принятую роль.
Март
- Подведение детей к мотивированной оценке поступков и характеров главных героев произведений Чуковского.
- Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.
Апрель
- Закрепление представлений о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)
- Проведение стихотворных игр “Путаница” по произведениям К.Чуковского (педагог начинает стихотворную строку, а детям предстоит продолжить её строфой из совсем другой сказки или из другого эпизода).
Май
- Проведение литературной викторины по творчеству К.Чуковского.
- Закрепление, систематизация знаний детей.
Перспективное планирование по изобразительной деятельности
Октябрь
Тема: “Сказка в гости к нам пришла” (по творчеству К.Чуковского)
Цели: с помощью раскрасок познакомить детей с приёмами закрашивания карандашами: тушёвкой и штриховкой; побуждать к выполнению правил закрашивания предметов разных форм.
Ноябрь
Тема: “Айболит с натуры”
Цель: продолжать учить детей рисовать игрушку с натуры, правильно передавая строение, цвет, пропорции.
Январь
Тема: “Мой любимый литературный герой из произведений К.Чуковского”
Цели: развивать у детей умение передавать образ сказочного героя; учить детей подбирать соответствующую цветовую гамму для передачи характера образа; учить детей передавать различное выражение лица персонажа, используя разные художественные материалы.
Февраль
Тема: “Спешим на помощь сказочной посуде” (по сказке “Федорино горе”)
Цели: приобщать детей к художественно-декоративной деятельности, учить лепить посуду различными способами, упражнять в украшении вылепленного из солёного теста изделия.
Март
Тема: “Муха – Цокотуха – именинница” (аппликация - мозаика)
Цель: развивать интерес к методу “обрывания”, учить выклеивать контур без предварительного наброска карандашом, а затем заполнять его с помощью мелких обрывков бумаги; учить аккуратно пользоваться кисточкой и клеем; развивать чувство композиции, учить гармонично размещать все детали на листе бумаги; развивать цветовосприятие, учить подбирать бумагу нужных цветов для фона и композиции.
Апрель
Тема: “Моя любимая сказка” (по произведениям К.Чуковского)
Цель: развивать умение передавать свой замысел, располагая изображение на всём листе, подбирая соответствующую гамму красок.
Подготовка и проведение выставки детских работ для родителей “Страна Чукоккала”
Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью
Октябрь
Занятие “Что такое музей?”
Цели: познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи. Дать знания о Доме – музее К.Чуковского.
Ноябрь
Занятие: “Все работы хороши”
Цели: закрепить знания детей о разнообразных профессиях – их названии и роде деятельности; рассказать о профессии “писатель”; воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.
Декабрь
Просмотр мультипликационных фильмов “Сказки К.И.Чуковского”
Январь
Занятие “Откуда пришла книга?”
Цель: дать детям знания о том, как делается книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги затрачивается труд многих людей. Подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться очень бережно.
Февраль
Занятие: “Экскурсия в библиотеку”
Цель: продолжать знакомить детей со школой. Дать знания о том, что в библиотеке можно взять книгу домой почитать. В библиотеке работает библиотекарь, который записывает читателей, помогает им выбрать книгу. В школьной библиотеке ученикам выдают книги.
Март
Занятие: “Как надо относиться к книге”
Цель: уточнить знания детей о том, что такое библиотека, кто в ней работает. Закрепить знания детей о бережном и аккуратном отношении к книгам.
Апрель
“Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского”
Цели: познакомить детей всего детского сада с жизнью и творчеством К.И.Чуковского. Формировать у дошкольников устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя. Пробуждать у детей желание самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
Май
“КВН для дошкольников по творчеству К.И.Чуковского”; “Чукоккала” (игра - звёздный час по сказкам “дедушки Корнея”).
Цели: закрепление прочитанного, привитие любви к книгам.
Перспективное планирование по музыкальным занятиям
Октябрь
Тема: “Жанры музыки”
Цели: вспомнить музыкальные жанры (песня, танец, марш); сравнить особенности каждого жанра; знакомить со средствами изобразительности, выражающими особенности каждого жанра.
Ноябрь
Тема: “Песня”
Цели: знакомить детей с разновидностями песенного жанра (колыбельная. плясовая, хороводная); учить детей различать средства выразительности, характеризующие жанры песни; выучить песню “Страна Чукоккала”, “Песню о дружбе” (Ю.Чичикова). Учить детей правильно интонировать мелодию; сформировать умение петь без напряжения, легко, напевно, протяжно; учить петь выразительно, мимикой. Жестами, интонацией, динамикой передавать содержание и характер песни.
Декабрь
Тема: “Сказка в музыке”
Цели: развивать творческие способности; помогать придумывать сюжет к музыкальным произведениям; знакомить детей с музыкальными средствами выразительности, передающими образ сказочных героев
Январь
Тема: “Бармалей, Паук, Тараканище…”
Цели: знакомить детей с отрицательными героями в музыке и средствами музыкальной выразительности, отображающими эти образы; воспитывать культуру слушания музыкальных произведений, интерес к творчеству композиторов.
Февраль
Тема: “Сказочные герои в музыке”
Цели: учить детей перевоплощать образы сказочных героев с противоположным характером; помочь в освоении образных движений; придумать танец любимому сказочному герою (по сказкам К.И.Чуковского). Помочь в освоении пантомимических жестов: “недовольство”, “укор”, “дразнилка”, “удивление”, “возмущение”, “требование” и т.д.; учить детей выполнять движения с предметами и атрибутами.
Апрель
Тема: “Карнавал животных”
Цели: знакомить детей с изображением животных в музыке, учить детей различать средства выразительности, изображающие повадки животных; учить детей передавать в движении образы разных животных; развивать танцевальное творчество.
Май
Тема: “Клуб знатоков”
Цель: повторить и закрепить полученные знания в игровой форме.
Перспективное планирование по проведению развлечений и досугов
Октябрь
Неделя здоровья в детском саду: “Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит”.
Ноябрь
Постановка сказок К.И.Чуковского: “Мойдодыр”, “Федорино горе”.
Декабрь
Оздоровительно-познавательное занятие по физической культуре “Телефон”. Новогоднее музыкально-театрализованное представление по сказкам К.И.Чуковского (подготовительные группы) для родителей.
Январь
Показ детьми подготовительной группы “Музыкально-театрализованного представления по сказкам К.И.Чуковского” для детей всего детского сада.
Февраль
Викторина по изобразительной деятельности “Путешествие в сказочный лес” (по сказкам К.И.Чуковского).
Март
Музыкально-театрализованное представление “В гостях у Мухи – Цокотухи” для мам и бабушек.
Апрель
Презентация проекта “Страна Чукокола”:
1.Концерт детского творчества для детей детского сада (по произведениям К.И.Чуковского).
2. Выставка детских творческих работ “Страна Чукоккала”.
Взаимодействие с семьёй
Сентябрь
1. Беседа с родителями на тему “Образовательный проект” (помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе, в саду).
2. Анкетирование родителей (Анкета №1).
Октябрь
1. Консультация для родителей: “Путь в страну книг. От слушателя к читателю”.
2. Привлечение родителей к оформлению книжных уголков, мини-музеев, посвящённых творчеству К.И.Чуковского.
Ноябрь
1.Изготовление родителями костюмов и атрибутов к сказкам К.И.Чуковского.
2. Беседа с родителями “Культура поведения родителей и детей на празднике”.
3. День открытых дверей в детском саду “Мы рады встрече с вами!”
Декабрь
1. Советы родителям.
2. Новогодние утренники.
Январь
1. Изготовление родителями дидактического материала (ксерокопии) к занятиям по произведениям К.И.Чуковского.
Февраль
1. Посещение родителями музыкальных занятий и занятий по изобразительной деятельности.
2. Консультация для родителей “Дорога в библиотеку”.
Март
1. Помощь в подготовке к утреннику 8 Марта (“В гостях у Мухи – Цокотухи”).
Апрель
Презентация проекта “Страна Чукоккала” для родителей.
Май
Анкетирование родителей по работе образовательного проекта по творчеству К.И.Чуковского.
Методическая работа с кадрами в рамках литературно – образовательного проекта по творчеству К.И.Чуковского
- Педагогический совет
1. Доклад директора детского сада “Ещё раз о детском чтении”. Обсуждение плана мероприятий по участию в городском конкурсе “Детская литература и современный ребёнок (от 3-х до 10 лет) (сентябрь).
2. Творческие отчёты педагогов о проделанной
работе по проекту (май).
1. “Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения”
2. “Как рассказать детям биографию автора”
3. “Поэтические поэмы К.И.Чуковского”
- “Круглый стол”
1. “Чтоб не прерывалась связь времён”
2. “Отдав искусству жизнь без сдачи” (о К.И.Чуковском)
- Оборудование и оснащение педагогического процесса
1. Организовать в педагогическом кабинете тематическую выставку “Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”.
2. Оформить в группах книжные уголки, выставки детских работ по всем видам продуктивной деятельности.
3. Разработать планы утренних бесед с детьми по творчеству К.И.Чуковского
4. Подобрать иллюстрационный материал.
5. Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.