Тип урока: ознакомление с новой темой, урок – дискуссия.
Цель: познание внутреннего мира личности.
Задачи:
- познакомить учащихся с таким явлением внутреннего психологического мира человека, как “характер”,создать образные представления о понятиях “черты характера”, “оптимист”, “пессимист”;
- учить умению увидеть в себе положительные и отрицательные черты характера, помочь избавиться от отрицательных, умению контролировать свое настроение, находить и усваивать способы его коррекции;
- развитие мышления, коммуникативных навыков, умения анализировать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: сказочные герои, карточки с названием черт характера и для аутотренинга, калейдоскоп, игрушки для сценки, пиктограммы на каждого ученика, “волшебный мешок”.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Кто с зарядкой дружит смело,
Тот с утра прогонит лень.
Будет сильным и умелым,
И веселым целый день.
2. Прочитайте ключевую фразу урока:
Самая трудная борьба – самого себя побороть.
-Как вы ее понимаете?
-Сегодня на уроке будем искать способы борьбы с
самим собой. И я желаю вам в этом удачи.
3. Покажите с помощью пиктограмм, с каким настроением вы пришли на урок?
-Почему такое настроение? (Спросить 2-3 человек)
-Что такое настроение?
-Что такое тревожность?
-Когда человек испытывает тревогу?
-Какими способами можно бороться с тревогой?
- Как называется способ, позволяющий победить тревогу?
Давайте проведем аутотренинг.
Показываю карточки со словами, а дети повторяют про себя.
- Я спокоен.
- У меня все получится.
- У меня хорошее настроение.
4. А сейчас давайте понаблюдаем за героями нашей книги.
Инсценирование.
Мама: - Ну, как у вас дела? Илья, по-моему, ты до старости не расстанешься с этим богатством.
Илья: А если у меня характер такой?
Аня: - Жадный.
Илья: - А у тебя - вредный. И не жадный, а жалостливый. Ведь тут каждая вещь про что-то напоминает. Вот калейдоскоп, например. Сколько мы с Аней воевали из-за него, пока мне второй не купили.
Мама: Да. И ты его тут же сломал, а Анютин до сих пор цел.
Илья: Не сломал, а разобрал в исследовательских целях, ведь интересно, стеклышки одни и те же, а узоры все время разные.
Мама: - Вот и ваши характеры, как, в калейдоскопе, вроде бы из одних и тех же “стеклышек” складывались, а “узоры” получились такие разные. Ладно, заканчивайте, пора заниматься.
-Что же разное у Анюты и Илюши?
-Какая тема нашего урока?
(На доске записана тема: Что такое характер?)
-Сегодня на уроке мы попробуем порассуждать, что такое характер, можно ли управлять своим характером?
-Как вы думаете, когда человек рождается, у него уже есть характер?
(Характер формируется в процессе жизни)
-От чего зависит - вырастет ребенок добрым или злым, аккуратным или небрежным?
-Кто оказывает влияние на становление характера? (среда, деятельность, другие люди)
-Про какого человека говорят “у него золотой характер”?
(положительные черты характера)
-Про какого человека говорят “ у него скверный характер”?
(отрицательные черты характера)
-Значит, когда мы употребляем слово характер?
-Так, что же такое “характер? Стр. 22 (Неповторимое, уникальное сочетание особенности личности, основная характеристика человека)
5. Игра “Скажи, какой я?” (На доске иллюстрации сказочных героев. Каждая группа выбирает себе героя.)
Работа в группах. Опишите характер сказочного героя. Отметьте положительные и отрицательные черты характера.
-Что помогло оценить героев? (поступки, привычки, мысли, чувства)
- У каких героев совершенно противоположные черты характера?
-Этих героев можно охарактеризовать одним словом, не знаете каким?
Стр. 23 . –Кого называют оптимистом, пессимистом?
Задание в тетради 23 самостоятельно, проверить
-Представьте, что на улице идет дождь. Как отреагирует на это явление природы пессимист? Оптимист? Расскажите.
6. Физкультминутка.
Звучит спокойная музыка. Мы перевоплощаемся в оптимистичного Буратино. Рисуем длинным носом дождик, выглянуло солнышко, лучики, зажмурились от яркого солнца, поморгали, потянулись, улыбнулись.
-А есть ли характер у музыки? Как он проявляется в музыке?
7. - Характер как важная особенность личности определяет наши поступки, мысли, чувства, отношения.
-Как мы узнаем о наших чертах характера?
Все черты характера делятся на 3 группы.
1 группа отношение к делу.
2 группа отношение к людям.
3 группа отношение к себе.
Задание в тетради 24, выбери слова, распредели их по группам.
На доске карточки со словами, обозначающие черты характера. Дети подходят и распределяют их по группам. Остальные записывают в тетрадь.
-Еще можно оценить человека по отношению к вещам (аккуратность, небрежность, бережливость)
-Отметьте (+) - положительные черты характера, а (-) - отрицательные черты характера.
-Буквой “я” отметьте те качества, которые есть у тебя.
-Нужно ли работать над характером?
-Значит, можно ли управлять характером? (на основе привычек формируются черты)
-Можно ли избавиться от отрицательных черт характера?
-Как? (самовоспитание)
-Приведите пример.
Объясните смысл пословиц: “Самолюб – никому не люб”, “Кто гнев свой одолевает - от крепок бывает”.
-Что в нашем характере появляется раньше привычка или черта характера?
Задание в тетради 22. Отметьте правильные ответы. Обобщить.
8. Игра “Волшебный мешок”
-У кого есть черта характера, от которой вам хотелось бы избавиться, поднимите руку. Запишите на листочках эту черту характера, сверните листок. У меня есть волшебный мешок, положите его туда, завяжем мешок и выбросим его. Таким образом вы избавитесь от этой черты характера.
8. Запись дом. задания стр.22-24, Слова, задания 25, 26.
9.Рефлексия по таблице.
- Что узнали нового?
-Что было интересно?
-Что удивило?
-Над чем нужно поработать?
-Кого хотел бы похвалить?
10.Отметки.