Занятие кружка "Сотвори своими руками" на тему: "Сердечко ко дню Святого Валентина"

Разделы: Внеклассная работа


Вступительная часть.

Занятие проводится в рамках кружка декоративно – прикладного творчества “Сотворите своими руками”, который посещают дети начальных классов. На занятиях кружка ребята знакомятся с таким художественным материалом как солёное тесто и разными способами его обработки. Занятия направлены на развитие умения и навыков работы с пластическими материалами, а также на развитии творческих способностей и фантазии детей.

Солёное тесто – это хорошо известный и доступный материал для лепки. Оно экологически чистое, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны и очень симпатичны. Хотя солёное тесто и стало в последнее время очень популярным материалом, но лепить из теста – очень древняя традиция. Когда-то давным-давно люди начали лепить лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Затем из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из теста также имели символический и мистический смысл, они заменяли людей и животных, которых приносили в жертву. В современном мире – это различные сувениры, настенные панно и подарочные композиции.

В настоящее время высоко ценится всё, что сделано своими руками, а занятия кружка помогают детям руками и душой прикоснуться к настоящему делу. Тестопластика доставляет одно удовольствие и радость его творцам.

Цель занятия: изготовить “валентинку” из солёного окрашенного теста.

Задачи:

– познакомить детей с историей и традициями праздника день Святого Валентина;
– повторить способ приготовления окрашенного теста;
– закрепить умения вырезания по шаблону и навыки работы с тестом;
– развивать творческие способности детей, фантазию, художественный вкус;
– воспитывать уважительное отношение к своей работе.

Материалы и инструменты:

– 1/4 альбомного листа, простой карандаш, ножницы;
– заранее вымешанное тесто трёх цветов: красное, зелёное, жёлтое;
– скалка, стек, вода, зубочистки, насадки для кулинарного шприца, сухая гвоздика;
– фартук, клеёнка, тряпочка для рук.

Ход занятия.

I. Вводная беседа.

14 февраля во многих странах отмечают день Святого Валентина – день всех влюблённых. Этот праздник к нам пришёл совсем недавно. Раньше Святого Валентина почитали только католики. Но не зависимо от вероисповедания люди влюбляются. И этот праздник стали отмечать влюблённые разных стран, и мы в том числе.

Какая история этого праздника? Почему праздник назван именем Святого Валентина?

Святой Валентин – это невымышленный персонаж. Был такой священник в Древнем Риме в III в.н.э. Однажды Валентин помог обвенчаться юноше и девушке, родители которых противились этому браку. Слава о священнике распространилась по всему Риму, к нему потянулись молодые пары. Валентин втайне венчал влюблённых, прекрасно понимая, что за это будет наказан. Его казнили 14 февраля, этот день стал днём его памяти. А через 200 лет Валентин стал единственным святым для влюблённых.

Рисунок 1

Существует много легенд о Валентине. В легендах переплетаются вымысел с правдой. Послушайте одну из них: “Жил некогда в Риме человек по имени Валентин. А было это так давно, что Рим этот называют сейчас Древним. На древнеримском языке имя Валентин означает “здоровый, сильный”. Это нравилось Валентину, и он старался, как мог, своему имени соответствовать.

Рисунок 2

Многие римские красавицы готовы были выйти замуж за такого здорового и сильного человека. Но Валентин думал: “А будут ли они заботиться о моём здоровье так, как надо? Вот Цецилия. Её имя означает “слепая”, тут не до здоровья. Или Клавдия – “хромая”… Нет уж…”.

Рисунок 3

Однажды Валентин встретил девушку, которую тоже звали…Валентина! Вот кто мог его понять. И тут что-то случилось с его здоровьем. Стало чаще биться его сердце. Валентин думал, что он заболел, но болезнь его называлась – любовь. Влюблённый Валентин бродил по Древнему Риму и думал: “Вот это девушка! Женюсь!” Но как сказать об этом Валентине, как открыть ей свои чувства? Вот когда начались настоящие мучения. Сердце Валентина билось на весь Рим. Он совсем запустил своё здоровье.

В той стране день 14 февраля назывался днём птичьих свадеб. Поскольку в это время отовсюду слетались птицы, объединялись в пары, чтобы вить гнезда. Обычные голуби и те расхаживали парами у Валентина под окнами. И тут начал Валентин горько сетовать на свою судьбу – да так громко, что услышал его сам Господь Бог на небесах. Сжалился над римским мучеником, поселил у себя в раю и сделал святым”.

II. Актуализация знаний.

– Скажите, а как Валентин мог признаться в своих чувствах Валентине, не обращаясь к ней лично?

Мог послать ей письмо, записку-валентинку.

– Что такое валентинка?

Это открытка или письмо любовного содержания. Это могут быть любые подарки: конфеты, сладости, брелки, мягкие подушечки – главное, чтобы они были в виде сердца.

– Как отмечают день Святого Валентина?

В этот день принято дарить друзьям или подругам валентинки, в знак любви и дружбы, и это должно быть от чистого сердца.

Сейчас валентинку можно купить в магазине, но больше обрадует валентинка, сделанная своими руками.

III. Постановка цели урока. Повторение материала прошлого занятия.

Сегодня на занятии мы изготовим валентинку из солёного теста.

– Вспомните, какой способ приготовления теста мы освоили на прошлом занятии?

Окрашенное тесто.

– Чем он отличается от обычного замешивания?

В него сразу добавляется краска.

– Расскажите, как приготовить окрашенное тесто?

Сначала смешать 1 стакан муки и 0,5 стакана мелкой соли. В 0,5 стакана воды добавить краску – гуашь (сделать концентрированный раствор). При замешивании добавлять окрашенную воду. Чем дольше месить тесто, тем эластичнее оно будет.

IV. Практическая часть. Изготовление валентинки.

а). Изготовление шаблона.

Сердце симметричная фигура и имеет ось симметрии. Чтобы выполнить шаблон надо сложить листок пополам и нарисовать половину сердца. Вырезать, развернуть, шаблон готов.

б). Работа с тестом. Изготовление сердца.

Прежде, чем начать работу вспомните, как вы любите того человека, для которого будите делать сердечко. Вложите в работу все свои чувства и эмоции, у вас получится настоящее произведение искусства.

Для изготовления самого сердца надо взять тесто красного цвета. Размять его руками, на столе придать ему форму блина и раскатать скалкой. Блин должен быть толщиной 0,5 см. Надо добиться того, чтобы толщина блина была одинаковой. На готовый блин положить шаблон сердца и стеком вырезать его. Чтобы получились ровные края, движения стеком должны быть вверх вниз, понемногу продвигаясь вперёд. Если этого не получилось, края можно выровнить с помощью воды. Чтобы сердечко можно было подвесить, надо прикрепить петельку. Надо скатать колбаску длиной 3см и присоединить её при помощи воды.

Динамическая пауза.

Игра проводиться в кругу. Дети говорят слова и по смыслу выполняют движения.

Валентин с Валентиною дружил,
Валентин черевички купил.
Валентина была ласковая
В черевичках пела, приплясовала.

Валентин с Валентиною дружил,
Ей атласну ленту в косу дарил.
Валентина ленту в косу заплела
И лебёдушкой по кругу поплыла.

Валентин Валентину любил,
Валентине подарки дарил,
А истории известен конец
Валентину он повёл под венец.

в). Украшение сердца. Изготовление розы.

Украсить сердце можно розой, одним из символов влюблённых.

  1. Обозначить центр сердца, сделав пальцем небольшое углубление, вокруг которого сгруппируем листочки.
  2. Чтобы вылепить листочки, надо скатать тесто зелёного цвета колбаской. Разделить её на 3 или 5 одинаковых частей (в зависимости от того, сколько будет листиков у розы). Скатать их в шарики, положить на стол и сплющить, придав форму овала. Большим и указательным пальцами сжать с одной стороны овала, получится листик. Стеком нанести прожилки. Листочки расположить в центре сердца, предварительно смочив водой.
  3. Для изготовления розочки надо раскатать полоску теста шириной 1см и длинной 6см. Положить её на ладонь и скатать трубочкой, начиная от кончиков пальцев к запястью. Свободный кончик приклеить, смочив его водой. Внешние края надо расправить, как бы раскрывая бутон. Готовую розу с помощью воды приклеить в центре сердца.

 

4. Дальше свою работу можно украсить, используя остатки теста, зубочистки, насадки для кулинарного шприца, сухую гвоздику и фантазию.

– Какой заключительный этап работы осталось сделать?

После того как изделие высохнет, его надо покрыть лаком.

Рисунок 4

V. Итог работы. Рефлексия.

– Люди говорят, что у каждого человека есть своя половинка на земле, другой человек. Они как две части одного сердца ищут друг друга. Давайте проведём игру “Моя половинка”.

Всем раздаются половинки сердец. Сердца разрезаны по продольным линиям так, чтобы линии сердец отличались. По команде игроки пытаются найти “свою” половинку. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

– В заключении, желаю всем встретить свою половинку, полюбить друг друга и быть счастливыми. Поздравляю всех с наступающим праздником днём Святого Валентина!