Цели:
- формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;
- развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности, продолжить развитие пространственного воображения, памяти, мышления;
- продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе. Воспитание любви к родине на примерах красоты и неповторимости Русской равнины, воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
Оборудование:
- физическая карта России, карта природных зон России,
- атласы 8 класса,
- карточки-задания,
- схема работы специалистов в группах,
- дидактический материал (знаки растений и животных),
- основы графиков температур и осадков,
- профили рельефа природных зон,
- почвенные профили,
- заготовки из бумаги контуров территорий природных зон Русской равнины - индивидуальные и настенные,
- картины с изображением природы Русской равнины Васнецова, Шишкина, Поленова,
- аудиокассета с песнями “Гляжу в озёра синие”, “Родина”,
- магнитофон,
- тексты справочных пособий по географии,
- инструкции для работы в группах.
Структура урока:
- Постановка цели и мотивация учебной деятельности.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Дифференцированное домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
“Все элементы мироздания гармонично связаны между собой”
Цицерон,
древнегреческий философ
I. Постановка цели и мотивация учебной деятельности
Звучит песня “Родина”.
Учитель. Прозвучала песня, в которой
говорится о красоте и величии нашей Родины. И
действительно, велика наша страна. Её S = 17,1 млн. км2
(Канада S = 10 млн. км2, Китай, США S = 9,5 млн. км2).
Наша страна так велика, что её можно сравнить с
материками. Австралия S=7,7 млн. км2,
Антарктида S=14,1 млн. км2.
Хорошо или плохо жить в такой огромной стране,
как наша?
Хорошо, так как существует разнообразие
природных и климатических условий, однако
природу такой большой территории, как наша
страна, хорошо можно изучить в том случае, если
разделить её на части (или природные районы) и
каждый район изучить отдельно. Территория России
разделена на 7 крупных природных районов (см.
карту учебника). Учащиеся по карте называют все
природные районы.
Сегодня мы будем изучать Русскую равнину.
Русская равнина – одна из величайших равнин
мира, мы называем её сердцем нашей Родины, так как
здесь зарождалось наше государство. И отсюда шло
заселение и дальнейшее освоение нашей страны.
Много повидала Русская равнина, много
интересного можно узнать о её прошлом, если
обратиться к её истории. Давайте перенесёмся в XIV
век.
Сообщение ученика о Куликовской битве
– В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. русская армия перешла Дон, уничтожив переправы, тем самым почти отрезав пути к отступлению. Русские стали строиться на Куликовом поле. Когда солнечные лучи разогнали застоявшийся с ночи над Куликовым полем туман, противники увидели друг друга. Плотная тёмно-серая туча ардынцев надвигалась на переливающуюся блестящими доспехами, как серебряная река, русскую рать. По преданию бой начали поединком богатырей. Навстречу татарскому воину Челубею выехал монах Троицкого монастыря, бывалый воин Александр Пересвет. В отчаянной схватке оба упали замертво. Князь Дмитрий сменил княжеские одежды на доспехи простого воина и сражался в общей массе. С особой яростью рвались враги к русскому знанию. Пытались подрубить стяг, но он вновь вздымался над русской ратью. На поле боя царила страшная теснота, люди рубились, держась за руки, падали под копыта лошадей, задыхались от обилия сбившихся в кучу тел. Мамай наблюдал за битвой с Красного холма и уже предвкушал победу, но русские приготовили врагу сюрприз. Под прикрытием леса стоял отборный полк. В решающий момент засадный полк со свежими силами ударил по ардынцам, посеяв среди них панику. Ход сражений резко изменился. Татары не выдержали и обратились в беспорядочное бегство. Мамай бежал одним из первых.
II. Изучение нового материала
– Много повидала Русская равнина: и набеги
кочевников, и нашествие иноплеменников, и
жестокость немецко-фашистских захватчиков во
Второй мировой войне. До сих пор ещё не заросли
воронки от бомбёжек вражеских самолётов Второй
мировой войны. Но не только славится Русская
равнина своим историческим прошлым, славится она
и своей красотой. Эта красота зачаровывает
человека, лечит, т.к. придаёт ему духовные и
физические силы, успокаивает и восстанавливает
здоровье. Поэтому не случайно неповторимое
очарование Русской природы воспето Пушкиным,
Лермонтовым. Запечатлено в живописи Поленова,
Левитана, Шишкина. На полотнах этих художников
изображались поля, леса, реки Русской равнины.
Красота родной природы отражена также в
народном, декоративном и прикладном творчестве.
Почему же мы восхищаемся красотой природы
Русской равнины?
Да потому что в природе вообще и на Русской
равнине в частности всё гармонично
взаимосвязано. Ещё Цицерон – древнегреческий
философ сказал: “Все элементы мироздания
гармонично связаны между собой”. Эту
взаимосвязь всех элементов (мы их называем
компонентами) мироздания, т.е. природы, мы сегодня
и рассмотрим на примере Русской равнины.
– Тема сегодняшнего урока – “Природные зоны Русской равнины”. Цель нашего урока: составить картосхему сообщества Русской равнины, где будет отражена полная наглядная характеристика природных зон (комплексов) Русской равнины.
Учащиеся записывают в словарь: сообщество – определённая территория, заселённая определёнными растениями и животными. Русская равнина – одно сообщество, которое состоит из отдельных природных зон. Каждая зона имеет свои факторы.
Все они находятся в тесной взаимосвязи и образуют природные зоны.
Учащиеся по атласу определяют и называют природные зоны Русской равнины.
– Наша задача – проследить на примере каждой природной зоны взаимосвязь абиотических и биотических факторов (т.е. компонентов) и отразить это на картосхемах: настенной и каждый на своей индивидуальной.
III. Самостоятельная работа по группам
Класс разбивается на 4 группы. Каждая группа
изучает ту природную зону, которая ей досталась.
Группы работают самостоятельно 20 минут. На столе
каждой группы для самостоятельной работы
имеется все необходимое: карточки-задания (Приложение 1),
образцы оформления работ (рисунок
1), заготовки из ватмана (рисунок
2 контуры территорий природных зон),
разрезанные по границе данной природной зоны,
для составления общей картосхемы, прикрепляемые
при отчете на магнитную доску, инструктаж для
работы групп (Приложение
2), дополнительная литература, атласы,
учебники, индивидуальная картосхема Русской
равнины, которую учащиеся заполняют по ходу
выступления представителя группы, таблицы для
подведения итогов урока.
Каждая группа выбирает лидера, который
распределяет обязанности в группе и заполняет
таблицу (Приложение 3).
Каждый участник группы выполняет данное ему
задание и оформляет часть картосхемы, т.е. свою
природную зону (приклеивает к ней график
температур, почвенный профиль, таблицу осадков,
пищевую цепь и т.д.). Представители групп
выступают с сообщениями (не более 5 минут),
объясняя причинно-следственные связи в данной
зоне в виде образного рассказа, учитывая все
вопросы в карточке-задании. Оценивается работа
групп по сумме баллов, набранных за работу
каждого специалиста в группе. Баллы специалистам
ставит лидер в таблице.
Работа групп 15 минут.
IV. Физкультминутка
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали.
Руки вверх и руки вниз,
Влево, вправо повернись.
V. Отчеты групп
Представители групп делают сообщения, в ходе которых все учащиеся класса заполняют индивидуальную картосхему Русской равнины.
Отчет 1 группы – природная зона “Тундра”.
Геолог: (рисунок 3) ГП – Тундра расположена между 70о с.ш. и 67о с.ш. Рельеф – в тундре преобладает равнинный рельеф. Высота от 200 до 500 метров. До высоты 1196 метров приподняты Хибины. Они образованы Балтийским щитом. Формирование рельефа связано с геологической историей территории. В докембрии на месте Русской равнины располагались подвижные области, происходило массовое излияние лавы и образование земной коры. В конце докембрия проявилась байкальская складчатость, т.е. наступила эпоха горообразования. Территория Русской равнины испытала поднятие, здесь образовалась гористая суша. В палеозое начался платформенный этап. Происходило разрушение и выравнивание гор. Территория постепенно преобразовалась в равнину. Благодаря медленным колебательным движениям она временами заливалась мелководными морями. На дне накапливались различные осадочные породы, которые образовали осадочный чехол. Он лежит на породах разрушенных гор, т.е. на фундаменте. В осадочном чехле преобладают различные осадочные породы: известняки, мел, песчаники, глины. Они образуют материнскую породу, на которой формировалась почва.
Климатолог: Тундра находится в субарктическом климатическом поясе. Зимой господствуют арктические ВМ, а летом – умеренные ВМ. С севера на юг температура июля повышается (это видно на графике), а января – понижается. На климат оказывает влияние теплое Северо-Атлантическое течение. С запада на восток летние изотермы имеют широтные направления, так как влияет географическая широта (угол падения солнечных лучей). Зимние температуры понижаются с запада на восток, так как здесь сказывается удаленность от Атлантического океана. Количество осадков уменьшается с запада на восток. Осадки превышают над испарением, это вызывает избыточное увлажнение на территории тундры.
Почвовед: (рисунок 4) На равнинной территории в условиях избыточного увлажнения, низкими среднегодовыми температурами и под скудной растительностью формируются тундрово-глеевые почвы. Мощность почвенного слоя 20 см. На почвенном профиле видно, что верхняя часть состоит из подстилки (неразложившихся растительных остатков). Затем идет слабо выраженный перегнойный горизонт (гумус) всего 2 см. и глеевый горизонт голубоватого или голубовато-ржавого цвета, состоящего из глинистых частиц. Глей образуется при длительном переувлажнении и недостатке кислорода. В самом низу почвы лежит мерзлый глеевый горизонт.
Биолог: (рисунок 5) составление пищевой цепи.
Отчет 2 группы – природная зона “Тайга”.
Геолог: (рисунок 3) ГП – тайга находится между 67о с.ш. и 55о с.ш. Рельеф тайги равнинный. Это объясняется внутренними процессами, т.е. на древней Русской платформе горизонтально залегают слои осадочных пород. Большое влияние на формирование рельефа оказали и внешние процессы: ветер, реки, временные потоки воды и ледник. Имеется возвышенность Северные Увалы. В образовании этой возвышенности сыграл роль ледник четвертичного периода. При стаивании ледника накопились толщи мощных рыхлых ледниковых отложений – песков, галечника, валунов, которые, накопившись в огромном количестве, образовали возвышенность.
Климатолог: Тайга находится в умеренном климатическом поясе. Здесь господствуют умеренно-континентальные воздушные массы. С запада, со стороны Атлантики, вторгается морской умеренный воздух, приносящий осадки. Нередко с севера приходят холодные арктические воздушные массы, которые, не встречая препятствий, так как рельеф равнинный, проникают далеко на юг. Лето теплое, количество тепла увеличивается с севера на юг (видно на графике) от +15 до +18. Зима не очень суровая. Преобладает слабо-морозная погода, причем, чем западнее, тем теплее. Сказывается влияние теплого Северо-Атлантического течения. Годовое количество осадков уменьшается с запада на восток (800–600 мм/г), т.е. чем дальше от Атлантического океана, тем меньше осадков.
Почвовед: (рисунок 4) В зоне тайги образуются подзолистые почвы, в условиях избыточного увлажнения под древесной хвойной растительностью. Мощность почвенного слоя 30–50 см. Так как в тайге избыточное увлажнение – К больше 1, то почвы интенсивно промываются и поэтому содержат очень мало гумуса (от 3 до 25 см). Верхние горизонты их светло-серые, как зола, отсюда и название подзолистые (под цвет золы). Этот светло-серый слой называется горизонтом вымывания. Глубже залегает горизонт вмывания, обогащенный соединениями железа и алюминия. В этих почвах мало питательных веществ, но много влаги. При хорошем удобрении они дают высокие урожаи. Итак, при малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы, бедные гумусом и минеральными веществами, поэтому малоплодородные.
Биолог: (рисунок 6).
Отчет 3 группы – смешанные широколиственные леса
Геолог: (рисунок 3) ГП – Смешанный и широколиственный лес на Русской равнине находится между 59о с.ш. и 51о с.ш. Рельеф лесной зоны равнинный. Средняя высота от 100 до 200 м. Выделяются возвышенности: Средне-Русская, Приволжская, Смоленско-Московская, Валдайская. Происхождение этих возвышенностей неодинаковое. Средне-Русская возвышенность – это выступ фундамента, т.е. щит, перекрытый тонким слоем осадочных пород. Приволжская возвышенность – складка, образовавшаяся при смятии слоев осадочных пород. Валдайская возвышенность – результат четвертичного оледенения. При стаивании ледника накопились толщи мощных рыхлых ледниковых отложений: песка, глины, валунов, которые сформировали холмистый рельеф.
Климатолог: Находясь в умеренном климатическом поясе и имея равнинный рельеф, смешанные широколиственные леса в климатическом отношении похожи на тайгу. Здесь господствуют те же воздушные массы: морские умеренных широт и арктические, но, находясь южнее тайги, климат здесь по сравнению с таежным более мягкий и влажный. Коэффициент увлажнения больше 1. Количество осадков уменьшается на восток (800–600 мм/г).
Почвовед: (рисунок 4) Почвы серые лесные. В смешанных и широколиственных лесах увеличивается поступление растительных остатков, возрастают летние температуры, поэтому промывание почвы происходит только весной, а это приводит к накоплению гумуса. Мощность почвенного слоя 50–80 см. Мощность слоя гумуса 25–50 см. Почвы богаты питательными веществами, в них достаточно влаги. Это высокоплодородные почвы.
Биолог: (рисунок 6) составление пищевой цепи.
Отчет 4 группы – лесостепь и степь.
Геолог: (рисунок 3) ГП – природные зоны находятся между 52о с.ш. и 43о с.ш. На равнине этих зон можно выделить возвышенности: Приволжскую, Общий Сырт. На Русской равнине между возвышенностями находятся низменности, например, Причерноморская, высотой до 100 м над уровнем моря. Образовалась она в результате погружения участков фундамента Русской платформы.
Климатолог: Климат этих зон изменяется с севера на юг и с запада на восток. Средние температуры июля на севере +19, на юге +23. Средние температуры января на западе – 5, на востоке – 18. В этом направлении убывает и среднегодовое количество осадков от 500 до 350 мм/г.
Почвовед: (рисунок 4) Почвы дерново-подзолистые и черноземы. В условиях недостаточного увлажнения, но при достаточном количестве тепла под травянистой растительностью, которая дает большое количество органического вещества ежегодно, формируются самые богатые перегноем почвы – черноземы. Это лучшие почвы нашей страны.
Биолог: (рисунок 7).
– Итак, мы выяснили, какие природные зоны имеются на территории Русской равнины, проследили взаимосвязь между компонентами каждой зоны. Давайте подумаем, какое влияние оказывает человек на компоненты любой зоны. Так как в настоящее время Русская равнина густо заселена, ее природные ресурсы интенсивно используются. При этом: ощущается дефицит чистой воды, загрязняется атмосфера, плодородные почвы подвергаются эрозии, беспощадно вырубаются леса. Что же мы утратили и приобрели в результате хозяйственной деятельности в каждой природной зоне?
Выступление представителей каждой группы (рисунок 8).
– Чтобы сохранить былую красоту Русской равнины, надо помнить об экологических проблемах, решать эти проблемы не завтра и не послезавтра, а сегодня, сию минуту. И тогда проникновенные строки М.Ю. Лермонтова о Русской равнине будут звучать так же правдиво, как и 150 лет назад.
Но я люблю – за что, не знаю сам
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи кочующий обоз.
И на холмах, средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
– Как вы думаете, ребята, что необходимо сделать, чтобы сохранить природу Русской равнины, природу природных зон, да и вообще природу нашей страны?
Учащиеся делают сообщения о запрещающих экологических знаках.
VI. Закрепление изученного материала
Вопросы 1 уровня сложности: (yчащиеся отвечают у доски, показывают природные зоны на настенной карте и на общей картосхеме).
- Какие природные зоны можно выделить на территории Русской равнины?
- Как изменяются климатические условия на Русской равнине с севера на юг и с запада на восток?
- Какие самые плодородные почвы на Русской равнине и почему?
- В какой природной зоне живем мы?
Вопросы 2 уровня сложности: (работа по карточке индивидуально или группой)
- В тундре выпадает мало осадков. Откуда тогда такое обилие воды? В этой зоне много болот, озер. Указать три причины.
Ответ:
1. Осадки превышают испаряемость.
2. Равнинный рельеф – заст аивание выпавших осадков.
3. Вечная мерзлота.
- Почему летние температуры воздуха в тундре значительно ниже, чем на юге лесных зон, хоть эти территории получают одинаковое количество солнечной радиации 15 Ккал/см2?
Ответ:
Игра “Узнай природную зону” (Приложение 4)
VII. Дифференцированное домашнее задание
- На оценку “3” – самостоятельно описать природные зоны полупустыни и пустыни Русской равнины, используя карточку-задание.
- На оценку “4” – творческие размышления по поводу создания главы нового учебника географии, используя рекомендации: название главы, оформление, содержание главы, иллюстрации, вопросы и задания по разным зонам.
- На оценку “5” – создание главы без рекомендаций.
- По желанию: подобрать стихи, прозу, поговорки, скороговорки, пословицы о природных зонах.
VIII. Подведение итогов урока
Лидер каждой группы записывает на доске в таблицу подведения итогов результаты деятельности участников своей группы.
Природная зона | Тундра | Тайга | Смешанный и широколиственный лес |
Лесостепь, степь | Итог (баллы) |
Картограф | |||||
Климатолог | |||||
Почвовед | |||||
Биолог | |||||
Итог (балл) |
В конце урока звучит песня “Гляжу в озера синие”.