Цели:
- Продолжать знакомство детей с народным творчеством. Учить детей в рисунке передавать характерные черты сказочной птицы. Развивать творчество, воображение.
- Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу.
- Закреплять у детей умение работать коллективно.
- Продолжать знакомство с нетрадиционными техниками рисования (граттаж).
Оборудование:
- половина альбомного листа картона подготовленного в технике “граттаж”,
- палочки для процарапывания,
- лист А4,
- акварель,
- кисти,
- вода,
- схема рисования жар-птицы,
- перо павлина,
- письмо,
- посылка,
- салфетки,
- зонт с конфетами “Чупа-чупс”.
Дидактические игры:
- “Собери картину” (пазлы);
- “Что напутал художник”;
- “Найди себе пару”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка задачи
Воспитатель: Ребята, сегодня в адрес вашей группы принесли письмо и посылку. Давайте с вами распечатаем и посмотрим, что там.
“Здравствуйте, дорогие мои ребята! Пишет Вам Оле-Лукойе.
Со мной случилась беда. Злая колдунья испортила все мои картины, а без них я никак не могу вспомнить свои сказки.
Помогите мне пожалуйста, ведь мы с вами друзья”.
Воспитатель: Ребята, поможем Оле-Лукойе?
III. Игры-пазлы: “Собери картинки”, “Что напутал художник?”
Воспитатель: Ребята, к каким сказкам эти иллюстрации? Посмотрите внимательно на картинки и определите: что здесь лишнее изобразил художник?
Дети проходят на места.
Воспитатель:
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит чудо в каждый дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
Вместе с чудом и весельем
К нам приходит волшебство
Осторожно-осторожно,
Не спугнуть бы нам его…
– Как происходит в сказке волшебство?
– Какие заклинания вы знаете?
– Закройте все глазки и произнесите “Крибли-крабли-бум”.
Воспитатель достает перо павлина.
– Открывайте глаза. Что у меня в руках?
– Чьё это перо?
– У какой птицы в наше время можно встретить такое перо?
– В какой сказке встречается?
– Почему в народе называют “Жар-птица”?
IV. Рассказ о Жар-птице
Образ Жар-птицы был одним из любимых в народе. Сделает крестьянин из щепы или сосновой дранки птицу, подвесит её на ниточке к потолку и любуется ею. Глядя на неё, крестьянин верил, что лишь прилетит такая птица в его края, расправит крылья, распушит свой хвост, и на весь вольный свет растают снега, зазеленеют травы, покроются листвой деревья. Ведь птицы издавна в народе считались предвестниками весны и тепла. Своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы. И люди искренне верили, что птицы приносят радость и счастье.
– Рассмотреть перо.
– Рассмотреть образец павлина.
– Уточнить строение птицы, форму головы, хвоста, шеи и т.д.
– Напомнить приёмы рисования в технике “граттаж”.
Дети рисуют павлина в технике “граттаж”.
– Молодцы, ребята! У меня есть несколько перьев Жар-птицы, но они тоже заколдованы. Помогите мне их расколдовать. Эти перья разделены пополам. Они разные по цвету и по рисунку. Вы должны найти одинаковые и расколдовать их. Сейчас мы с вами будем двигаться под музыку, а с остановкой музыки вы должны будете найти себе пару, т.е. одинаковую половинку пера.
V. Игра “Найди себе пару” (перо)
– Молодцы, ребята! А про посылку-то мы совсем забыли. Давайте распечатаем её и посмотрим, что там. Ой, ребята, злая колдунья и здесь похозяйничала!
Но вы, ребята, не спасуйте,
Ярких красок припасите
И белую Жар-птицу
Разрисуйте, расколдуйте и спасите.
VI. Коллективное рисование перьев жар-птицы
– Как можно назвать эту птицу?
– Какая она? (Яркая, красивая, сказочная и т.д.)
– Получилось у нас расколдовать жар-птицу?
– А теперь давайте пройдём и рассмотрим жар-птицы, которые мы с вами нарисовали в начале занятия.
– Какие работы можно повесить на выставку? Почему?
Ребята свои лучшие работы выставляют на выставку.
Стук в дверь, входит Оле-Лукойе.
Оле-Лукойе: Здравствуйте, ребята! Вы моё письмо получили? А меня вы узнали?
Воспитатель: Оле-Лукойе, мы расколдовали все твои картины, выполнили все твои просьбы. Посмотри, какие работы получились у ребят.
VII. Подведение итогов
Оле-Лукойе: Ребята, я в вас не ошибся, какие же вы все молодцы! Спасибо вам огромное за помощь, ведь мы с вами настоящие друзья.
VIII. Физминутка
Про друзей
Ветер несёт за собой облака вдаль, вдаль, вдаль (покачивание
рук в стороны).
Если ты друга не встретил пока – жаль, жаль, жаль (пожимание
плечами).
Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг (хлопки),
Друга взять не забудь в путь, другом верным
всегда будь (хлопки).
Оле-Лукойе: Я для вас тоже приготовил подарок. Закрывайте все глаза. Я сейчас произнесу заклинание, открою свой волшебный зонтик.
Оле-Лукойе дарит подарки детям, прощается, уходит. Образцами коллективной работы предлагается украсить фойе.