Цели урока:
- освоить области применения науки информатики;
- составить представление об информации;
- различать виды и свойства информации;
- научиться определять виды информационных процессов.
Оборудование:
- компьютер (желательно с проектором);
- плакаты с названиями информационных процессов;
- CD-диск “Мир информатики”;
- набор предметов (ручка, ключи, апельсин, магнитофонная кассета и т. п.);
- записи музыки: Эдвард Григ - “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”, шум моря, голоса птиц.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с замечательной наукой - информатикой. Но сначала давайте познакомимся. Меня зовут …Мы находимся в кабинете, который, я надеюсь, станет для вас любимым и вы будете приходить сюда не только на уроки, но и во внеурочное время.
Основная часть урока
Окружающий мир велик и совершенен. С древних времен люди стараются приспособиться к окружающему миру. А для этого нужно собирать информацию обо всем на свете: о смене дня и ночи, о смене времен года, об особенностях поведения животных об условиях роста растений и о многом другом. Постоянные наблюдения позволяют накапливать знания. До сих пор мы получаем сведения из различных источников. Откуда вы получаете информацию? (Телевидение, радио, книги, школа, Интернет, телефон, почта и т.д.).
Давайте сделаем вывод: информация для человека - это знания, которые он получает из различных источников.
К нам отовсюду стекается информация, непрерывными потоками. Когда мы маленькие - ее немного. С ростом человека растет и количество информации, которой он владеет.
Послушайте музыкальный фрагмент и подумайте, какие образы и картины возникают в вашем сознании (звучит фрагмент сюиты “Пер Гюнт” Эдварда Грига “Утро”).
(После прослушивания у детей возникают различные ассоциации, но кто-то из них обязательно свяжет музыку с потоками информации, получаемые человеком.)
Правильно. Как и эта музыка, информация течет сначала тонкими струйками, потом веселыми ручьями, затем мощными потоками и мы уже тонем в ее огромном океане.
Информация содержится везде. Дерево несет собственную генетическую информацию, и только благодаря ей из желудя вырастет только дуб, из косточки абрикоса – абрикос. Птицы летят из года в год одним и тем же маршрутом, заданным в генах.
Информация бывает
- текстовая (текст книги),
- графическая (рисунок, чертеж),
- звуковая (голоса птиц, шум моря),
- символьная (язык жестов, дорожные знаки).
(Здесь желательно включить диск “Мир информатики”, раздел “Информация. Виды информации”. Там рассказано с помощью каких органов человек получает информацию и как, в процентном соотношении, она распределяется по способу получения).
Давайте проверим эти сведения. (Вызывается к доске ученик и ему предлагается найти в классе предметы, например, красного цвета. Другому ученику завязывают глаза, и он на ощупь определяет, какие предметы ему дают. Третьему ученику на вкус дают попробовать сахар, шоколад, соль и т. п.).
Всю эту информацию мы получили с помощью различных органов чувств. И так происходит постоянно.
Что же человек делает с информацией? Во-первых, он ее хранит. Где мы храним свои знания? (в голове, в блокноте и т.д.).
То есть мы храним информацию в памяти или на других внешних носителях. Значит, для хранения информации используется внешняя и внутренняя память. (На доске два листа формата А3. На одном написано “Внутренняя память”, на другом “Внешняя память”
Учитель раздает картинки: голова человека с мозгом, книга, дискета, диск, видеокассета, “мое имя”, “таблица умножения”, и просит учеников с помощью магнитов прикрепить их под соответствующими названиями).
Чтобы воспользоваться информацией из внешнего источника, ее нужно сначала сделать оперативной (прочитайте мое имя и отчество на бейджике, а затем назовите их вслух).
Вторым действием, выполняемым с информацией, является ее передача. Мы можем переписываться, звонить друг другу, нам передают фильмы, книги, радиопередачи.
Для передачи информации обязательно нужны источник и приемник информации. При объяснении урока учитель – источник, вы – приемники. При ответе у доски наоборот. Нам постоянно приходится переходить от роли источника к роли приемника. Передача информации невозможна без исправного канала связи. Представьте себе телефонный разговор, когда на линии помехи и шумы. Часть информации при этом искажается или теряется.
Третьим действием, выполняемым с информацией, является ее обработка. Выбор блюд из меню, решение задачи, написание сочинения, пересказ литературного произведения – все это обработка информации. Давайте обработаем вот такую информацию. (На доске представлено меню школьного буфета с ценами. Предлагается выбрать себе обед.) Приведите примеры обработки информации, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни.
Ребята, все действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами.
Актуализация знаний
Давайте подведем итог и ответим на вопросы:
- что такое информация;
- откуда человек получает информацию;
- с помощью каких органов чувств вы получаете информацию;
- с какими информационными процессами мы познакомились;
- как происходит передача информации;
- что такое внешняя и внутренняя память;
- как происходит обработка информации.
Итог урока
Сегодня, ребята, наука информатика открыла вам двери в свою страну. Теперь только от вас зависит, как далеко вы продвинетесь по ее территории. Я, в свою очередь, сделаю все возможное, что ваше путешествие было увлекательным и полезным.
Спасибо за урок!