Цели урока:
1. Познакомить с новым произведением С. Козлова.
2. Формировать речевые умения, навыки чтения.
3. Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение.
4. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Тренинг-настрой (слова произносим негромко, но быстро, с движением).
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Подготовительная работа.
- Сегодня на уроке чтения мы отправимся в путешествие, но в путешествие необыкновенное.
- Включаю магнитофон (звучит грамзапись с пением птиц).
- Куда нас переносят эти звуки? (В лес).
- А теперь, ребята, закройте глазки и внимательно послушайте стихи:
Наверное, бывали вы
Не раз в лесу густом,
Где вьётся чуть заметная
Тропинка под кустомПод ветками зелёными
В тени, в тиши лесной
От ветра можно спрятаться,
Найти прохладу в зной.Сегодня мы, ребята
В дремучий лес идём.
Кто хочет в путь? Пожалуйста
Мы всех с собой возьмём.
Я открываю доску.
- Откройте глазки.
- Да, в лесу можно увидеть красоту родного края, и услышать столько звуков, но для этого нам нужно быть внимательными.
Итак, испытание.
1) Игра “Внимание”.
- Показываю карточку с рисунком. Затем карточка убирается, а детям по памяти её надо нарисовать.
Я прикрепляю знаки другой стороной (переворачиваю).
- Проверка: Кто нарисовал один знак?, два?, три?, четыре?. Все?
Итог: Удалось ли нам справиться с заданием?
- Ребята, а ведь эти знаки-препятствия, которые нужно преодолеть на уроке, выдуманному нам лесу.
- А ещё эти знаки непростые.
- На что похож (переворачиваю) этот знак №1? (На ёлочку).
Итак, препятствие.
2) Скороговорка
На доске: У ЕЖА И ЁЛКИ ИГОЛКИ КОЛКИ.
а) чтение губами;
б) чтение шепотом;
в) чтение вслух;
г) сопровождение чтения скороговорки движением
Итог: Кто считает, что запомнил скороговорку?
- Кто научился говорить на память? (Доску закрываю) C движением рук?
Переворачиваю знак №2.
- На что похожа эта фигура? (На дом)
III. Проверка домашнего задания.
- Проверяем домашнее задание.
- Как зовут героиню, которая всё время плакала? (Маша)
- Давайте все вместе вспомним содержание этого произведения, кто ещё участвовал кроме Маши? (“Петушок”, а если тебе предложили роль Петушка, ты согласился бы на эту роль и т.д.).
- Инсценирование сказки.
Итог: вы себя попробовали в роли артиста в классе, можно будет выступить перед другим классом, а также попробовать выступить перед родителями.
- Давайте ответим на вопрос и посоветуем Маше, когда же можно плакать?
(Без причины – никогда. Можно, когда очень больно, когда кого-то очень жалко и т.д.)
Я думаю, что без причины не будете плакать, не будете огорчаться, если что-то не получится.
- Продолжаем наше занятие.
Переворачиваю знак №3.
- На что похож? (На вопросительный знак)
- Мы должны определить задачу нашего урока, что дальше будем делать на уроке? (Спрашиваю)
IV. Изучение нового материала.
Сегодня будем читать новое произведение, но чтобы вы его хорошо поняли, давайте прочитаем слова:
На доске:
1. Чтение по слогам – целыми словами
Пред-став-ляешь – представляешь
О-бык-но-ве-ни-е – по обыкновению
2. Чтение целыми словами.
Говор – говорили – заговорили
Медведь – медвежонок
Эти слова я взяла из нашего нового произведения, можно ли предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении? Почему ты так думаешь?
Итог: вы молодцы, что так умеете фантазировать. Сегодня будем читать произведение Сергея Григорьевича Козлова.
- Давайте прочитаем название.
- Закройте глазки. Представьте лес. Не простой, а морковный. Да к тому же сладкий. Представили, откройте глазки.(Наглядность)
- Давайте попробуем определить, что будем читать? (Сказку). Почему?
Переворачиваю знак №4.
- Какую работу предполагает этот знак? (Работу с книгой).
- Выставка книг.
С. Козлов с детских лет сочинял стихи, рассказы и сказки.
- Кто прочитает название этих книг?
- Кто изображён на обложке, кого вы увидели? Узнали?
Эти герои встречаются в этих книгах и есть медвежонок, о котором говорили, когда читали слова.
Эти книжки толстые, а мы познакомимся с маленьким отрывком.
- Давайте посмотрим, правильно ли мы предположили, что речь пойдёт о медвежонке.
- Откройте учебник на с.38.
- Чтение учителем.
- Что узнали про медвежонка? (Встретился с ёжиком).
- Я вам предлагаю представить себя на месте этих героев, только отгадайте вначале загадки:
Неуклюжий, косолапый,
Он в берлоге лижет лапу,
Знаем – нас не проведёшь
Этот зверь, конечно… (медведь – картинка)
Вот забавный недотрога,
Он иголок носит много,
Этот маленький зверёк
Называется…(ёжик – картинка)
Физминутка с движением.
1) Мишка косолапый
По лесу идёт
Шишки собирает
И в карман кладёт
Вдруг упала шишка –
Прямо в мишке в лоб
Мишка рассердился и ногою топ.
2) Ёжик бежит по дорожке, вдруг видит опасность – свернулись в клубочек, присели, выпрямились и дальше обежали.
- Прибежали в класс, сели за парты и продолжаем работать.
- Чтобы лучше понять это произведение, прочитайте ещё раз, но только сами.
- Самостоятельное чтение. (Послушать учеников. Индивидуальная работа)
- О чём мечтал Медвежонок? (О встрече с другом)
- Как вы думаете, он его встретил?
- Как вы считаете, герои этой сказки встретились впервые или нет? Найдите слова из текста, которые помогают понять это. (1 предложение – чтение)
- Как понять “по обыкновению”? (Обычно, поступают как всегда)
- А чтобы ответить на следующий вопрос, помогите.
- Как сказать, Медвежонок и Ёжик кто они? (Друзья).
- Как относятся друг к другу Медвежонок и Ёжик? (Заботятся друг о друге)
- А у вас есть близкий человек, которого вы постоянно хотите видеть, может, быть скучаете без него? (Кто он?)
- Чтение по ролям в масках (если останется время)
- Кто больше переживает? (Медвежонок), а Ёжик отвечает односложно.
- Ребята, вы у меня близкие, я о вас позаботилась и принесла морковку.
Переворачиваю знак №5.
- О чём говорит этот знак? (Пора возвращаться домой).
V. Домашнее задание – запомните.
- Вы можете пофантазировать: где был Ёжик, что он там делал?
- Или прочитать книгу, может я вас заинтересую? Рассказываю: там ещё был главный герой, который любил морковку. Кто он? (Заяц) и у них была мечта. У Зайчика – чтоб выросли морковки в лесу, Ёжик – мечтал о сушённых грибах, Медвежонок – о медовом дожде.
VI. Итог.
На столах положены изображения героев и ваш портрет.
- Покажите, рады встрече вы за этих героев или нет.
- Покажите, как вы работали на уроке.