Цели урока:
- познакомить учащихся с отрывком стихотворения Н. А. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”;
- развивать умение понимать прочитанное, улавливать главную мысль произведенияж
- cовершенствовать умения внимательно наблюдать за языком произведения, понимать образные выражения, используемые в немж
- cовершенствовать умение разбирать слова по составуж
- прививать любовь к окружающему миру, к природе, к животным.
Форма проведения урока: мастерская.
Количество часов: 2 часа.
Оборудование: Родная речь: Учебник: ч. 1\ Сост. М. В. Голованова, В. Г Горецкий,
Л. В. Климанова. – М.: Просвещение, 2004 г.; портрет Н. А Некрасова; тесты; жетоны; магниты; мел; лист оценки (2 шт.); загадки; цветная бумага для аппликации; клей; ножницы; альбомные листы; цветные карандаши; фломастеры.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка темы, целей урока.
- Сегодня, ребята, мы снова распахнули дверь в нашу мастерскую.
- Вспомните, что такое мастерская.
- Кто такие мастера?
- Что они делают в мастерской?
- Догадались ли вы, что мы будем делать с вами в мастерской по наличию предметов на столах?
- Работать будем по группам. Девиз у нас такой: “Все помогают каждому, каждый помогает всем”.
(Даю задания по группам.)
- На столах у вас лежат загадки, ребусы. Среди них есть лишняя загадка – будьте внимательны. Вам нужно их отгадать и составить название произведения.
1 группа. |
2 группа. |
1). Кто любит морковку |
1). Не барашек и не кот, |
2). Лейся, дождь, веселей, |
2). Вяжет мама |
3). Дед + ушко = существительное ед.ч., м.р.
(Дедушка.)
-Догадались, о каком произведении идет речь?
- Сегодня мы прочитаем отрывок стихотворения Н. А. Некрасова
(показываю портрет поэта) “Дедушка Мазай и зайцы”. Поучимся понимать выражения, используемые в нем, пронаблюдаем за языком произведения. А также повторим разбор слова по составу.
3. Работа над новым материалом.
1).Подготовительная работа.
-Мы прочитали с вами первую часть стихотворения, которой нет в учебнике.
- Кто запомнил, было ли то, о чем пишет поэт или это выдумка?
- Как поэт и Мазай оказались в сарае?
(Н. А. Некрасов и Мазай встретились на охоте. Пошел дождь и они, увидев какой-то сарай, спрятались в нем.)
- Что особенного было в деревне, где жил Мазай?
(Домики в ней на высоких столбах, вода весной прибавляется буд-то в Венеции.)
- А кто запомнил о Венеции? (Город, в котором вместо улиц вода и люди переправляются на лодках – гондолах, а управляют лодками гондольеры.)
- Что вы узнали о самом Мазае? (Дедушка Мазай был вдов, бездетен, имеет внука. Мазай – охотник.)
- Над чем поэт “хохотал от души”? (Поэт хохотал над рассказами об охотниках.)
- Чтобы продолжить дальше читать проведем речевую разминку.
2). Речевая разминка.
а). Прочитайте пословицу, меняя логическое ударение. Найдите правильный вариант чтения. (Пословица написана на доске.)
Делу время, потехе час.
б). Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы. Тренировка концентрации внимания. (Задание написано на доске.)
УмелеЗаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапвукбоджроелелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбюь.
- Чем похожа скороговорка со стихотворением? (В скороговорке говорится о зайце и в стихотворении говорится о зайцах.)
3). Первичное чтение учащимися подготовленными заранее.
а). Проверка понимания:
- О каком интересном случае рассказал Мазай поэту?
- Когда произошел этот случай? (Весной.)
б). Словарно – лексическая работа.
- В стихотворении очень много слов, непонятных вам выражений.
На доске: Багор – шест, длинная палка с металлическим крюком и острием;
Гуторить – разговаривать;
Половодье – разлив реки;
Гинут – гибнут;
Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см;
Сажень – старинная русская мера длины, равная трем аршинам;
Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. Сукно – ткань. Кафтан – одежда. (Показываю картинку.)
Дали стречка – убежали;
Измокли – промокли;
Силки – небольшая сетка.
4. Физкультминутка.
- Все эти слова вы должны понять, так как будете осознанно читать стихотворение, а пока разминка.
Зайка.
Скок – поскок, скок – поскок, |
Лапки вверх, лапки вниз, |
4). Повторное чтение текста про себя. Подготовка к анализу стихотворения. Найти ответы на вопросы.
(Вопросы даны каждой группе перед повторным чтением.)
5). Анализ произведения.
- Как относится Мазай к своим односельчанам – охотникам? (Он их осуждает.)
- Почему осуждает? За что? (Осуждает за ловлю зверей силками, за истребление дичи в больших количествах, так как он сам добрый человек, любит природу. Дедушка Мазай хоть и охотится, но разумно.)
- Видна ли любовь к животным в речи Мазая?
- Как он называет зайцев? Выборочное чтение.
(Бедные зверьки, зайцы мои, команда косая, зайчики, зайчишки, плуты косые.)
- Какова главная мысль Н. А. Некрасова в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы”? (К природе нужно относиться бережно, надо ее любить.)
-Какие способы художественного изображения использует поэт в стихотворении? (Использует тропы.)
- А что вы понимаете под словом тропы? (Эпитет, метафора, сравнение, гипербола.)
Задание 1 группе: найти в стихотворении эпитеты, гиперболы.
Задание 2 группе: найти в стихотворении метафоры, сравнения.
(Учащимся дается время на подготовку задания.)
- Как описывает поэт природу?
- А как вы относитесь к природе?
- Как бы вы поступили на месте Мазая?
- Понравился вам рассказ? Почему?
5. Разбор слов по составу.
- В речи мы часто употребляем слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Например, суффикс –ушк- в слове зимушка или суффикс –ишк- в слове ребятишки. Встречаются и другие уменьшительно – ласкательные суффиксы.
- Как вы думаете, какую роль играют слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами? (Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами подчеркивают милое, доброе отношение автора к героям. Показывают, какие добрые и вежливые были герои. Помогают определить размер героев.)
-Выпишите существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и разберите их по составу.
(Учащиеся работают в группах.)
(Ребята выписали и разобрали по составу слова: островок, островочек, дедушка, зайчики, столбик, зайчишко, ребятишки, зверишки.)
6. Итог урока. Рефлексия.
1).Ответы на вопросы.
- Какие мысли и чувства вы пережили сегодня, читая стихотворение?
- Каким вы представили себе Мазая?
- Это стихотворение грустное или веселое?
- Что могло случиться с зайчатами?
- Для чего поэт написал это стихотворение? (Чтобы мы бережно относились к природе.)
- Над чем вы задумались, когда прочитали стихотворение?
2). Игра – тест.
Чтобы проверить как вы внимательно читали стихотворение, немного поиграем.
В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы граблями ее не давили;
Только уселась команда косая,
Весь городочек пропал под водой…
“То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь, мальчики, деда Мазая!
Только что начал работать веслом,
Глядь,у куста копошится крольчиха…
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла качают, грести не дают…
Мы за деревней в кустах очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились…
3). Творческая работа. (Предлагается учащимся составить аппликацию или проиллюстрировать один из понравившихся эпизодов стихотворения.)
Выставление оценок в “Лист оценок”. Командирам групп предлагается прокомментировать работу учащихся в своей группе.
7. Домашнее задание.
Перечитать с 242 – 244, разделить текст на части, подготовиться к пересказу.