Пояснительная записка
Интегрированный урок (ИЗО, французский язык, история, информационные технологии) является итоговым уроком в 7 классе во второй четверти. На базе пройденного материала по перечисленным предметам был составлен фильм, содержащий информацию в сокращенном варианте об истории возникновения и развития Лувра, о том, какие короли Франции вносили изменения в архитектурный ансамбль дворца и как пришли к решению создать музей в дворцовом комплексе Лувра. В целях проверки и закрепления знаний, полученных на уроках ИЗО (темы “Жанровые темы в Европейском искусстве”, “Сюжет и содержание в картине”), французского языка, информатики и истории, и также с целью ознакомления детей с экспозицией Лувра была проделана эта работа. Кроме того, в процессе урока решается ряд образовательных и воспитательных задач: выработке умения детей выделять главное в картине, видеть прекрасное, выражать словесно свои мысли, чувства, эмоции; развитие памяти, логики, речи, расширение словарного запаса. Важнейшая цель в современной педагогики и целью представленного урока является воспитание любви к прекрасному.
Знакомство с экспозицией Лувра проводится с помощью мультимедийных технологий. На экране демонстрируются поочередно полотна XV, XVI, XVII и XVIII века французских, немецких, голландских художников. В каждом веке представлены работы трех французских художников и несколько работ нефранцузских авторов.
Анализ картин различных жанров осуществляется также на материале из экспозиции Лувра (по три работы в каждом жанре). Дети рассказывают о жанре, сюжете, композиции картины, определяют, в каких тонах она выполнена, пытаются раскрыть замысел художника, делятся своими впечатлениями о картине.
Благодаря воспитанию прекрасного в
природе и искусстве,
человек открывает прекрасное в самом себе.
В.А.Сухомлинский
Цели урока:
- Проверка знаний полученных на уроках ИЗО, французского, информатики;
- Ознакомление детей с экспозицией Лувра.
Задачи:
- Актуализация знаний, умений, навыков, приобретенных на уроках французского языка;
- Выработке навыка выделять главное в картине, видеть как художник передает мысли, чувства средствами живописи;
- Развитие памяти, логики, речи, обогащение словарного запаса;
- Воспитание любви к прекрасному.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедиа-приставка,
- подготовленная по намеченному плану урока презентация о Лувре.
Интегрированный урок ИЗО, французский язык, история, информационные технологии – является итоговым уроком второй четверти в 7 классе.
Тема урока: “Представляем Лувр”
План.
- Историческая справка об истории возникновения и развития музея Лувр.
- Знакомство с экспозицией Лувра.
- Жанры живописи. “Вглядываясь в шедевры”.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
1.
На компьютере звучит классическая музыка, а через проектор начинается демонстрация слайдов с изображением старинных гравюр, фотографий общего вида, плана Лувра. Слайды чередуются с текстом на русском языке, а четыре ученика проговаривают этот же текст на французском языке:
Ученик 1. - Париж – столица мировой живописи. В нем много музеев. Один из самых знаменитых – Лувр, который располагается на правом берегу Сены (рисунки 1, 2, 3, 4).
Ученик 2. – Лувр – один из самых грандиозных дворцовых комплексов мира (рисунки 5, 6, 7).
Ученик 3. - Средневековый замок был воздвигнут королем Филиппом-Огюстом в конце двенадцатого века (рисунок 8)
Ученик 4. – Лувр – старейшая резиденция французских королей. Существует с 1190 года. Прежде это была феодальная крепость (рисунок 8)
Ученик 1. - Король Франсуа I повелел разместить в ней королевскую резиденцию. В качестве резиденции Лувр просуществовал до 1791 года (рисунок 8)
Ученик 2. – Во время правление Генри II и Шарля IХ были пристроены два крыла с обеих сторон древнего замка (рисунок 9)
На экране – план Лувра, и внизу появляется бегущая строка, которую дублирует ученик на французском языке, показывая на плане объекты, о которых идет речь.
Ученик 3. – В месте, называемом “Тюильри”, Екатерина Медичи построила замок c одноименным названием, но он не был закончен.
Генрих IV решил объединить Тюильри и ранее выстроенный замок в гигантский дворец. В настоящее время этот соединяющий переход является первым этажом Большой Галереи.
При короле Луи ХIII был выстроен квадратный двор. Король Луи ХIV покинул Лувр и переехал жить в Версаль” (рисунок 9, 7)
Ученик 4. - И только в правление Бурбонов Лувр стал Дворцом искусств (рисунок 10)
В те времена во Франции не было музеев, но короли любили коллекционировать произведения искусств.
Ученик 1. - Большая коллекция картин была собрана в Лувре во время революции 1789 года. В 1792 году в Лувре были помещены статуи, картины из всех королевских замков (рисунок 11)
Ученик 2. - Художник Давид создал план национального музея. И инагурация состоялась 8 ноября 1793 года (рисунок 6)
Ученик 3. – Сегодня Лувр самый знаменитый французский музей, собравший уникальные произведения искусств со всего мира. Среди шедевров надо отметить античные римские и греческие статуи, в том числе статую Венеры Милосской и знаменитое полотно Леонардо да Винчи “Джоконда” (рисунок 5)
Ученик 4. - Невозможно осмотреть за один день все богатство Лувра, потребуется, по меньшей мере, 8 дней, чтобы полностью ознакомиться с его экспозицией. (рисунок 12)
2
. Знакомство с экспозицией Лувра проходит на французском языке.На экране появляются поочередно полотна французских, немецких, голландских художников XV, XVI, XVII и XVIII веков. Дети читают название картины и имя автора.
XV век. Джованни Беллини “Благословляющий Христос” (рисунок 13);
Леонардо да Винчи “Джоконда” (рисунок 14);
Леонардо да Винчи “Святой Иоанн Креститель” (рисунок 15);
Ян Ван Эйк “Мадонна канцлера Ролена” (рисунок 16);
Кранах “Портрет Маргариты Лютер” (рисунок 17);
Брейгель “Калеки” (рисунок 18).
XVI век. Рафаэль Санти “Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем” (рисунок 19);
Рафаэль Санти “Портрет Бальдоссаре Кастильоне” (рисунок 20);
Тициан Вечеллио “Женщина за туалетом” (рисунок 21);
Питер Пауль Рубенс “Рождение Марии Медичи” (рисунок 22);
Питер Пауль Рубенс “Судьба Марии Медичи” (рисунок 23);
Ван Дер Вейден “Мария Магдалина” (рисунок 24);
Питер Пауль Рубенс “Портрет Елены Фаурмент с детьми…” (рисунок 25);
XVII век. Жорж да Латур “Шулер с бубновым тузом” (рисунок 26);
Мурильо “Маленький нищий” (рисунок 27);
Рембрант “Автопортрет с золотой цепью” (рисунок 28);
Сандро Боттичелли “Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем” (рисунок 29);
Франс Хальс “Цыганка” (рисунок 30);
Никола Пуссен “Аркадские Пастухи” (рисунок 31);
Клод Лоррен “Сельский праздник” (рисунок 32);
Клод Лоррен “Прибытие Клеопатры в Тарс” (рисунок 33).
XVIII век. Ян Врмеер Дельфтский “Кружевница” (рисунок 34);
Жан Батист Шарден “трудолюбивая мать” (рисунок 35);
Жан Оноре Фрагонар “Портрет Дидро” (рисунок 36);
Джошуа Рейнолдс “Портрет леди Джонс в детстве” (рисунок 37);
Франциско Гойя “Портрет графини Карпио…” (рисунок 38);
Франциско Гойя “Женщина с веером” (рисунок 39);
Теодор Жерико “Плот “Медузы”.” (рисунок 40).
3.
Комментирование картин проводится на русском языке.На экране демонстрируются картины разных жанров из экспозиции Лувра (по три работы). Дети рассказывают о жанре, сюжете композиции картины, определяют, в каких тонах она выполнена, пытаются раскрыть замысел художника, делятся своими впечатлениями об этой картине.
- Любен Божи “Вафельный десерт” (рисунок 41);
- Пьер Дюпюн “Сливы и персики на антаблементе” (рисунок 42);
- Луиз Майон “Чаша с вишнями и дыня” (рисунок 43);
- Юбер Робер “Воображаемый вид развалин Большой Галереи Лувра” (рисунок 44);
- Жан Ван дер Эйден “Дом с новой гостиницей Амстердама” (рисунок 4);
- Жозеф Бидол “Итальянский пейзаж” (рисунок 45);
- Француа Буше “Лес” (рисунок 46);
- Антуан – Жан Гро “Сражение под Ило” (рисунок 47);
- Жан Брюжель де Велюр “Сражение под Иссу” (рисунок 48);
- Шерль ле Брун “Александр и Порус” (рисунок 49);
- Франсуа Буше “Диана после купания” (рисунок 50);
- Антуан ле Нен “Крестианская семья дома” (рисунок 51);
- Николо Пуссен “Аркадские пастухи” (рисунок 52);
- Сандро Ботичелли “Мадонна с Младенцем и св. иоанном Крестителем” (рисунок 29);
- Рафаэль Санти “Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем” (рисунок 19);
- Кранах “Портрет Магдалены Лютер” (рисунок 17);
- Жан Вермеер “Кружевница” (рисунок 34);
- Рафаэль Санти “Портрет Бальдассаре Кастильоне” (рисунок 20);
- Леонардо да Винчи “Джоконда” (рисунок 15);
- Джошуа Рейнолдс “Портрет леди Джонс в детстве” (рисунок 37);
4
. Подведение итогов урока. Выводы. Оценка выступлений.Заключительное слово учителя.