Методическая копилка организатора кружковой работы по экологии в начальных классах

Разделы: Внеклассная работа, Экология


“Природа”, “Экология”, “Окружающая среда” – эти слова стали очень популярны в последнее время. Человеку всегда что-то нужно от природы. Только вот защитить её он не всегда стремится. Каждый день человек пользуется природными ресурсами, истощает их, и, увы, не думает о последствиях своей деятельности. Сколько бы лет ни говорили о гибели природы, человек-разрушитель начинает задумываться о последствиях своей деятельности только тогда, когда стоит перед фактом разрушения, когда спасти что-либо трудно или уже невозможно. Мы должны говорить не о воспитании детей лозунгами типа “не рви”, “не руби”, “не губи” и т.д., а о воспитании экологии человеческой души. Растить душу ребёнка внимательно, осторожно и с любовью – это огромный труд.

Однажды в журнале “Начальная школа” /Л.Д. Бобылёва, О.В. Бобылёва, Экологическое воспитание младших школьников//Начальная школа. – 2003. – № 5. – С. 64// я столкнулась с таким мнением об организации кружковой работы: “Кружковую работу в начальной школе целесообразно начинать со II – III классов, когда у детей сформировались на житейском и научном уровне первоначальные представления о природе, взаимосвязях в ней, роли человека в природе”. Восемь лет моего педагогического опыта и постоянных наблюдений говорят об обратном. Считаю, что начинать кружковую работу можно и нужно уже с первого класса. Именно в этом возрасте можно легко и ненавязчиво воздействовать на душу ребёнка, ведь в это время младшие школьники любят всех животных /“потому что, они похожи на игрушки”/, все растения /“потому что, они красивы”/. Всё, что окружает маленького человечка, кажется ему добрым и прекрасным, хочется дотянуться до этой красоты, потрогать, взять с собой, чтобы частичка природы находилась рядом. Мы, педагоги, должны быть заинтересованы в том, чтобы красота окружающего мира осталась не завядшим букетом в вазе, а распустившимся цветком доброты в душе ребёнка.

“Экология” становится сейчас важным понятием, которое не должно сводиться к отдельно преподаваемому предмету, а должно проходить красной нитью через всю учебно-воспитательную работу в школе. Поэтому я приняла решение составить свою программу экологического воспитания в начальных классах, которая должна стать для учителя “помощником” как на уроках, так и во внеклассной работе.

Главная проблема, с которой сталкивается учитель, это то, как заинтересовать школьников предметом изучения экологии, чтобы потом говорить о нём, исследовать его, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Как построить работу по экологии в начальной школе, чтобы она давала ребёнку массу ярких впечатлений, вызывала радостные эмоции, заставляла исследовать ещё не познанное и незнакомое?

На данном этапе исследовательской работы моя программа по экологическому воспитанию в начальной школе ещё не завершена, но мне очень хочется поделиться своими наработками с коллегами, если возможно, получить одобрение или совет.

Организовать кружковое занятие по экологии в первом классе одновременно и сложно, и интересно. Действительно, сложно за 15 минут устойчивого внимания шестилетнего ребёнка дать максимум полезной информации, причем чтобы не утомить и в тоже время привить интерес к исследуемому предмету. Зато безумно интересно наблюдать за малышами, когда, решая проблемную ситуацию, они представляют себя на месте животных или растений и находят мудрые объяснения тем или иным экологическим понятиям.

Организуя занятие экологического кружка, придерживаюсь следующих методических принципов:

  1. Научности, новизны и доступности преподаваемого материала.
  2. Поиска и активизации мыслительной деятельности учеников.
  3. Развития игровой и творческой активности младших школьников.

При этом учительский непрерывный монолог должен составлять не более 1 – 2 минут. Беседа на каждом этапе обязательно содержит вопросы, типа: “Как вы думаете? Почему? В чём причина? А если бы на месте “…”, был ты?” И, конечно, нам не обойтись без игры. Это могут быть и игра-рисование, и игра-перевоплощение, и игра-сочинение, и игра-движение ….

В методическую копилку я вкладываю два игровых занятия экологического кружка для первоклассников.

Занятие№ 1.

Тема: “Что такое экология?”

Цель: В доступной форме дать элементарное представление первоклассникам об экологии как науке.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями: экология, эколог.
  2. Развивать творческие способности, мышление, речь.
  3. Воспитывать любовь и уважение к природе.

Оборудование:

  • половина листа ватмана для демонстрации на доске,
  • альбомные листы,
  • краски,
  • кисточки и баночки с водой по количеству детей.

Ход занятия

Мир природы так велик,
Красочен и многолик.
Он цветёт, живёт и дышит,
Нас с тобой он видит, слышит…
Будь и ты старательным,
Наблюдай внимательно.
Каждый шелест, каждый звук,
Зверя, небо иль траву
Примечай, мой юный друг,
Тебя “экологом” зовут! /Пятерикова С.Н./

- Сегодня мы с вами попытаемся разобраться, кто же такой “эколог”.

- Сначала, ответьте на мой вопрос: Любите ли вы природу? Как вы думаете, что такое природа?

Сейчас мы будем рисовать. Что? Я вам пока не скажу. Только прошу вас повторять все действия за мной.

  • Положите альбомный лист горизонтально.
  • Обмакните кисточку в жёлтый цвет. Нарисуйте в верхнем левом углу жёлтый круг.
  • Сполосните кисточку в воде. Обмакните её в зелёный цвет. В средней части листа справа и слева нарисуйте два неровных овала, а по нижнему краю волну.
  • Сполосните кисточку в воде. Обмакните её в синий цвет. В верхней части листа – три неровных овала.
  • Сполосните кисточку в воде. Обмакните её в красный цвет. Над зелёной волной поставьте красные точки.
  • Сполосните кисточку в воде. Обмакните её в коричневый цвет. Соедините коричневой полосой зелёные неровные овалы с зелёной волной.

Должно получиться следующее: приложение 1.

- Ребята, присмотритесь повнимательнее, что вы видите? Правильно, наш рисунок напоминает “домик”. Каждый из нас живёт в доме со стенами, окнами, потолком, крышей, дверью, полом. Но стоит нам выйти за порог такого привычного дома, как мы оказываемся в другом – необъятном, общем, для всех людей доме. Имя этому дому “Природа”. Получается, что мы с вами нарисовали “природный дом”. Попробуйте найти в нём сходство с тем домом, в котором мы с вами живём.

/Деревья – стены; небо, облака – крыша; солнце – лампочка; озеро – ванна; речка – кран; поляна – ковёр; пенёк – стул; гнездо, берлога, норка – спальня; и т д./

- Расскажите, как вы живёте в доме, чем занимаетесь? Соблюдаете ли какие-нибудь правила поведения в доме?

/Играем, готовим кушать, отдыхаем, спим, смотрим телевизор…

Наводим порядок в комнате, выносим ежедневно мусор, стараемся не шуметь, не мешать соседям, не портить мебель…/

- Как вы думаете, а нужны ли правила поведения в природном доме? /Да./

- Какие?

/Прибирать за собой мусор после пикника, не шуметь в лесу, не мешать животным, не ломать ветки…/

- Ребята, кто в общем “природном доме” наши соседи? /Все животные/

- Как нужно жить с соседями? Почему?

/Вежливо общаться, не ругаться, не занимать их жильё, помогать, если они нуждаются в помощи. Потому что жить приятно в уважении и мире./

- Природа – это особый дом. Внутри него всё тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные с другими животными, а все вместе с водой, землёй, солнцем, воздухом. Если эти связи нарушить, то разрушится и наш “природный дом”. Чтобы этого не произошло, мы должны научиться жить в гармонии природой, умело и бережно использовать её богатства, не вредить, находящимся по соседству растениям и животным, соблюдать правила поведения в природном доме. А поможет нам в этом “экология”, что в переводе с греческого и обозначает: наука /учение/о доме. Значит, кто такой “эколог”?

/Это человек, который изучает науку “экологию” и защищает “природный дом”/

- Готовы ли вы быть экологами? Хотите ли изучать природу, узнавать о ней новое, интересное? Сможете ли вы стать её помощниками, защитниками? /Да./

Наша Планета – Земля –
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята! /Л. Савчук/

Мне очень хочется, чтобы вы не забывали об этом. Спасибо вам! Встретимся на следующем занятии.

Занятие № 2.

Тема: “Не рубите, люди, ёлок”.

Цель: На основе рассказа о жизни дерева “ель” приобщать младших школьников к природоохранной деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить со связью дерева “ель” с животными леса, а так же с её использованием в жизни человека.
  2. Развивать логическое мышление, творческие и художественные способности.
  3. Формировать умение определять причинно-следственные связи в природе.
  4. Воспитывать стремление охранять природу.

Оборудование:

  • плакат с изображением ели,
  • картинки животных (белка, дятел, клёст, заяц, мышь),
  • альбомные листы,
  • цветные карандаши или фломастеры по количеству детей.

Ход занятия

- Ребята, сегодня у нас в гостях лесная красавица, угадайте, о чём речь.

Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.

Конечно же, это ёлочка. /Вывешивается красочное изображение ели./

Это дерево знакомо вам с самого детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие сказочные герои. Потому что даже жарким летом в еловом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать ёлку пришёл к нам издавна. Когда день начинал увеличиваться, люди в ожидании тёплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу.

Всё ли мы знаем про ёлочку?

  • Скажите ребята, чем отличается ёлочка от берёзки?
    /У ели иголочки-хвоинки, а у берёзы листочки/.
  • А какие деревья мы можем назвать родственниками ёлочки?
    /Родственники должны быть похожи, значит, это все те, кто имеет иголочки: сосна, лиственница, кедр/.
  • Давайте подумаем, с кем из животных леса дружит ёлочка и почему?

ЗАЯЦ – под большими еловыми ветками-лапами он находит себе убежище.

Многих ель угощает своими шишками. В каждой шишке бывает до 200 семян. О том, кто лакомится семенами ели, расскажут сами шишки.

Вот зажатая в небольшой щели пенёчка наполовину разбитая шишка. А рядом груда уже “обработанных”. Это кузница ДЯТЛА.

Чуть дальше валяется шишка, у которой наружные половинки чешуек обгрызены, превращены в труху. Это поработала МЫШЬ.

У некоторых шишек чешуйки отогнуты, а некоторые разорваны вдоль, значит, они побывали в клювах КЛЕСТОВ.

БЕЛКА тоже любит еловые шишки. И у неё тоже свой “почерк”. Шишка, у которой остался голый стерженёк, побывала у белки: если она грызла шишку на дереве, то чешуйки разбросаны вокруг; если лущила внизу, сложены аккуратной кучкой.

Давайте немного отдохнём и изобразим всех друзей ёлочки. Учитель читает стихотворение и показывает движения.

Ёлка-красавица выросла в лесу,
Звери спасаются, в гости к ней бегут.
Зайка-трусишка к ёлочке в припрыжку.
Белка страха не знает, с ветки на ветку летает.
Дятел в гости прилетел, шишку скушать захотел.
И малютка мышка в норку тянет шишку.
Вот так ёлка, вот так диво,
Всем наша ёлочка угодила. /Пятерикова С.Н./

Размялись, отдохнули, а теперь послушайте стихотворение.

Выросла ёлка в лесу на горе,
У неё иголки зимой в серебре.
У неё на шишках ледышки стучат,
Снежное пальтишко лежит на плечах.
Жил под ёлкой зайка с зайчихой своей.
Прилетела стайка чечёток с полей.
Приходили к ёлке волки зимой.
Не везли мы ёлку из лесу домой.
Нарядили ёлку в красивый наряд –
На густых иголках льдинки горят.
Началось веселье, песни и пляс.
Хорошо нам, ёлка, – праздник у нас! /Е. Трутнева. “Ёлка”/

Ребята, а почему дети не стали ёлочку срубать, а нарядили её прямо в лесу? Правильно ли они сделали?

А знаете ли вы, что если спилить дерево ели, то на спиле можно увидеть годичные кольца. Иногда их количество достигает 300 и даже 400. Это обозначает, что дерево прожило на Земле 300 лет, целых 300 лет помогало человеку дышать, очищало воздух от углекислого газа, согревало и кормило ленных жителей. Человек, который, не задумываясь, срубает такое дерево, не понимает всех последствий произошедшего. Представьте, что каждая семья захочет срубить ёлку на праздник…Что станет с еловым лесом? Что станет с животными и птицами?

Конечно, человек нарядит ёлку, порадуется всего 2 недели, выбросит её, а лесные жители будут страдать. Как же быть, если и ёлку хочется на праздник дома увидеть, и рубить живую нельзя? Правильно, можно дома поставить и нарядить искусственную ёлочку. Подумайте, а чем искусственная ёлочка может быть лучше живого дерева?

О чём вы можете попросить других людей, которые не знают того, что вы узнали про ёлочку? Какой знак можно нарисовать при входе в лес?

Вот девиз нашего занятия: “Не рубите, люди, ёлок!”. Приложение 2.

Да, ель – дерево щедрое к людям. Ель даёт людям и ценный строевой лес, и высокосортную бумагу, искусственный шелк и целлофан, картон и киноплёнку, автомобильные покрышки, спирт и кормовые дрожжи, глицерин и лекарства. Из ели делают музыкальные инструменты и искусственную кожу и ещё много других полезных вещей. Будем и мы щедры к ёлочке, подарим ей жизнь на долгие годы.

Теперь давайте порадуем ёлочку, вспомним и споём о ней песенки.

Нарисуйте на листочках, какой вы представляете себе ёлочку. Пусть на ваших рисунках она будет самой красивой и нарядной.

Литература:

  1. Бобылёва Л.Д., Бобылёва О.В., Экологическое воспитание младших школьников/ Начальная школа. – 2003. – № 5. – С. 64./
  2. Дмитриев Ю, Хрестоматия юного натуралиста /Авт.-сост. В.М. Вдовиченко – Мн.: ООО “Юнипресс”, 2001. – с.11./