"Русская народная сказка как средство воспитания толерантности" (методические приемы работы с иллюстрацией на уроках обучения грамоте)

Разделы: Начальная школа


Поступление в школу – особый период в жизни детей. Кончается детство с играми, начинаются новые взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Познакомившись со своими первоклассниками, я поняла, что многие из них не умеют общаться с одноклассниками и проявлять внимание к другому человеку, не умеют правильно выбирать линию поведения в той или иной ситуации. Большая роль в формировании этих качеств принадлежит родителям. Но во многих семьях, к сожалению, главным воспитателем является телевизор или компьютер. Взрослые, часто занятые решением своих проблем, пренебрегают чтением книг и прямым общением. Детей же привлекают мультики со спецэффектами, насилием и даже сквернословием. Они часто берут речь мультипликационных героев, манеры персонажей компьютерных игр за образец своего поведения.

В решении этой проблемы я использовала русскую народную сказку. Это особый литературный жанр, в котором, как в кладовой, спрятана народная вековая мудрость. Слагая сказку, человек выражал свою мечту о счастье, о торжестве справедливости и победе над злом. Именно наши сказки отражают особенности русского человека, учат любить, делать добро, развивают ум. Звучен, полон жизни язык этих произведений. К сожалению, мои первоклассники не знали многих сказок. Поэтому урокам обучения грамоте по “Русской азбуке” под ред. В. Г. Горецкого я уделила особое внимание. Предлагаю некоторые приёмы работы с иллюстрацией к русским сказкам. Они опираются на активные формы обучения.

1. Беседа по иллюстрации к сказке “Репка” (с. 9).

Цель: воспитание дружбы, сотрудничества.

У. - Вспомните, как начинается сказка?

- Кто первым тянул репку? Кого позвал дед? А бабка?

- Кого позвала внучка? Кто ещё помогал тянуть репку?

- Даже маленькая мышка может помочь в большом и трудном деле. Дружная совместная работа приносит больше пользы, по сравнению с тем, когда она выполняется в одиночку.

2. “Варежковый” театр по сказке “Теремок” (с. 8).

Цель: воспитание дружбы, трудолюбия, взаимовыручки.

У. - Вспомните, кто жил в теремке?

У. - По другим сказкам мы знаем, что животные часто враждуют между собой. А как они живут в одном теремке?

Д. - Не ссорятся, помогают друг другу. Каждый для всех выполняет какую-нибудь работу.

У. - Так и должно быть в жизни. Разные по цвету кожи, по национальности, бедные и богатые люди общаются между собой, встречаются на праздниках, спортивных соревнованиях.

Учитель распределяет роли и дети разыгрывают сказку.

3. Ролевая игра “На дне рождения у Лисы и Журавля” (с. 35).

Цель: воспитание дружбы, гостеприимства.

В “Азбуке” дана серия картинок. Детям нужно описать первую, а затем сразу последнюю картинки.

У. - Как начинается сказка?

Д. - Вот Лиса подружилась с Журавлём.

У. - Опишите их мимику и жесты.

Д. - Журавль, когда здоровается, снимает шляпу, наклоняет голову, а Лиса улыбается.

У. - Что происходит на последней картинке?

Д. - Лиса и Журавль поссорились, они отвернулись друг от друга, шагают в разные стороны. Лиса высоко подняла голову.

У. - Как случилось, что они поссорились?

Далее дети передают содержание разговора героев.

У. - Ребята, а кто из вас умеет встречать гостей?

Разыгрываются сценки из сказки на “новый лад”.

4. Подробный пересказ сказки “Курочка Ряба” по картинкам (с. 39).

Цель: учить определять настроение собеседников по их невербальным признакам, развивать выразительную речь.

Вначале дети выполняют задание “Три портрета”.

У. - Нарисуйте три портрета: сначала себя в хорошем настроении, когда радуетесь, затем, когда испытываете обиду, унижение, боль или страдаете. Третьим должен быть портрет друга с таким выражением лица, когда тебе приятно с ним общаться.

Далее рассматриваются и обсуждаются работы, делается вывод, что доброжелательное выражение лица и улыбка всегда располагают к общению.

У. - Учимся пересказывать сказку “Курочка Ряба”, передавая голосом, мимикой и жестами настроение героев.

У. - Рассмотрите первую картинку, каким голосом начнёте рассказывать?

Д. - Радостно, бодро.

У. - Рассмотрите вторую картинку. Что случилось? Что выражают жесты и мимика деда и бабы?

Д. - Удивление.

У. - Какие слова нужно выделить голосом?

Д. -Не простое, а золотое.

У. - Опишите третью картинку.

Д. - Дед и баба огорчены, расстроены, на их лицах печаль.

У. - А как они ведут себя в конце сказки?

Д. - Плачут, горюют.

У. - Что говорит курочка? Как она их успокаивает?

Д. - Говорит ласковым, добрым голосом.

У. - Давайте попробуем проговорить эту реплику.

Далее детям предлагается пересказать всю сказку.

5. Инсценировка сказки “Лиса и заяц” (с. 47).

Цель: учить оценивать поступки людей, воспитывать храбрость, смелость, взаимопомощь, вежливость.

Вначале учитель выразительно читает сказку (по опыту известно, что не все дети близко знакомы с её содержанием). После этого проводится словесное рисование по серии картинок.

У. - Что вы видите на первой картинке? Почему зайка оказался на улице?

Д. - Лиса обманула зайчика, она хитрая и умная.

У. - Кто помогал ему выгнать лису? У кого это получилось?

У. - Ребята, составьте новый диалог (разговор) между лисой и зайкой. Представьте, что лиса была доброй и вежливой. Придумайте новые слова лисе. Как она могла бы проситься к зайчику?

Д. - Пусти меня, заюшка, к себе, пожалуйста. Мне негде жить, я замёрзла. (Заюшка, пусти меня, пожалуйста, в свою избушку. Я тебе пирожков с капустой принесла. Давай вместе жить, я буду тебе по хозяйству помогать).

У. - Как закончится ваша сказка?

Д. - Стали они жить-поживать да добра наживать.

Далее в парах дети проигрывают сказку: один исполняет роль лисы, а другой зайки.

6. Групповая работа по сказке “Лиса и волк” (с. 27).

Цель: воспитание вежливости, сочувствия, дружбы, взаимовыручки и внимания к другим.

Работа начинается с обсуждения картинок.

У. - Что вы видите на первой картинке? Что делает лиса?

Д. - Сбрасывает рыбу по одной на дорогу.

У. - Как она это делает?

Д. - Потихоньку, чтобы старик не видел.

У. - Почему он остался без рыбы?

Д. - Был невнимательным, доверчивым, хитрая лиса смогла его обмануть.

У. - Что происходит на следующей картинке?

Д. - Лиса собрала всю рыбу с дороги в кучу, сидит и ест. Волк рядом стоит и просит рыбки, но лиса не даёт.

У. - Как, по-вашему, он просил?

Д. - Грубо, невежливо: “Лиса, дай рыбы, я тоже хочу. Не дашь – плохо будет”.

У. - Что велела делать ему лиса?

Д. - Самому ловить рыбу хвостом.

У. - Что из этого вышло?

Д. - Ничего он не поймал, только побили его, когда прогоняли с реки.

У. - Опишите волка на последней картинке.

Д. - У него перебинтована голова, лапы, хвост. Он хромает, еле шагает с костылями. Из глаз капают слёзы.

У. - Что он чувствует?

Д. - Ему больно, горестно.

У. - Как себя ведёт лиса в это время?

Д. - Она смеётся над волком, радуется тому, что обманула его.

У. - Что вы чувствуете, когда смотрите на них?

Д. - Жалко волка, хочется ему помочь. Я бы с такой лисой не стал дружить.

У. - Что бы вы сделали, если бы встретили его на дороге?

Д. - Помог бы дойти до дома.

- Угостил бы чем-нибудь.

- Пригасила бы в гости. Напоила чаем с мёдом и лекарственными травами.

Ребятам раздаются листочки-“льдинки”, на которых нужно написать отрицательные черты характера человека. “Льдинки” вывешиваются на доску. После этого учитель прикрепляет картинку с изображением солнышка.

У. - Ребята, в лесу наступила весна. Снег растаял. Вместе с ним исчезло и зло в лесу. Вода напоила землю. Под тёплыми лучами солнца распустились на полянках красивые цветы. На лепестках цветов, которые лежат у вас на партах, напишите положительные качества людей.

Дети вписывают слова доброта, трудолюбие, любовь, дружба, забота и т. д.

У. - Давайте “посадим” эти цветы в лесу… (Цветы прикрепляются на доску).

Волк и лиса тоже изменились. Представьте, что они опять повстречались. Лиса сама наловила рыбы, и к ней подошёл волк. Как они теперь будут разговаривать? Какие слова нужно добавить? Что можно изменить в сказке, чтобы герои остались здоровыми и радостными? Как они будут называть друг друга?

Ребята работают по группам, составляя новый диалог, распределяют роли и разыгрывают сценки. Можно предложить следующие задания:

1-я группа: “Вежливый волк”.

Возможный вариант разговора:

- Здравствуй, лисонька. Как поживаешь?

- Добрый день, волк, присаживайся.

- Что ты делаешь, соседушка?

- Да вот рыбу перебираю.

-Угости меня, пожалуйста, будь так любезна.

- Бери любую, волк.

2-я группа: “Умный волк”.

Дети придумали такой диалог:

- Здравствуй, лиса, хлеб да соль.

- Здравствуй, волк.

- Сколько ты рыбы наловила!

- Да.

- Какая она у тебя свежая, большая, вкусная, наверное?

- А ты покушай со мной, куманёк. Выбирай любую.

- Да, замечательная, вкусная-превкусная рыбка. Спасибо за угощение. Пойду домой.

- Сосед, а ты возьми рыбки на дорожку.

- Благодарю, лисонька, приходи ко мне в гости.

3-я группа: “Заботливый волк”. (Приносит лисе свои гостинцы. Она взаимно даёт волку рыбки).

В процессе этой работы первоклассники учатся понимать, что общение со многими людьми может приводить к конфликтам, что не всегда и всем надо подражать. Учащиеся определяют конфликтные ситуации и находят различные способы выхода из них. Бывшие дошкольники осваивают алгоритм безопасного и толерантного поведения, получая представления о здоровом образе жизни и своём месте в окружающем мире.