Поступление в школу – особый период в жизни детей. Кончается детство с играми, начинаются новые взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Познакомившись со своими первоклассниками, я поняла, что многие из них не умеют общаться с одноклассниками и проявлять внимание к другому человеку, не умеют правильно выбирать линию поведения в той или иной ситуации. Большая роль в формировании этих качеств принадлежит родителям. Но во многих семьях, к сожалению, главным воспитателем является телевизор или компьютер. Взрослые, часто занятые решением своих проблем, пренебрегают чтением книг и прямым общением. Детей же привлекают мультики со спецэффектами, насилием и даже сквернословием. Они часто берут речь мультипликационных героев, манеры персонажей компьютерных игр за образец своего поведения.
В решении этой проблемы я использовала русскую народную сказку. Это особый литературный жанр, в котором, как в кладовой, спрятана народная вековая мудрость. Слагая сказку, человек выражал свою мечту о счастье, о торжестве справедливости и победе над злом. Именно наши сказки отражают особенности русского человека, учат любить, делать добро, развивают ум. Звучен, полон жизни язык этих произведений. К сожалению, мои первоклассники не знали многих сказок. Поэтому урокам обучения грамоте по “Русской азбуке” под ред. В. Г. Горецкого я уделила особое внимание. Предлагаю некоторые приёмы работы с иллюстрацией к русским сказкам. Они опираются на активные формы обучения.
1. Беседа по иллюстрации к сказке “Репка” (с. 9).
Цель: воспитание дружбы, сотрудничества.
У. - Вспомните, как начинается сказка?
- Кто первым тянул репку? Кого позвал дед? А бабка?
- Кого позвала внучка? Кто ещё помогал тянуть репку?
- Даже маленькая мышка может помочь в большом и трудном деле. Дружная совместная работа приносит больше пользы, по сравнению с тем, когда она выполняется в одиночку.
2. “Варежковый” театр по сказке “Теремок” (с. 8).
Цель: воспитание дружбы, трудолюбия, взаимовыручки.
У. - Вспомните, кто жил в теремке?
У. - По другим сказкам мы знаем, что животные часто враждуют между собой. А как они живут в одном теремке?
Д. - Не ссорятся, помогают друг другу. Каждый для всех выполняет какую-нибудь работу.
У. - Так и должно быть в жизни. Разные по цвету кожи, по национальности, бедные и богатые люди общаются между собой, встречаются на праздниках, спортивных соревнованиях.
Учитель распределяет роли и дети разыгрывают сказку.
3. Ролевая игра “На дне рождения у Лисы и Журавля” (с. 35).
Цель: воспитание дружбы, гостеприимства.
В “Азбуке” дана серия картинок. Детям нужно описать первую, а затем сразу последнюю картинки.
У. - Как начинается сказка?
Д. - Вот Лиса подружилась с Журавлём.
У. - Опишите их мимику и жесты.
Д. - Журавль, когда здоровается, снимает шляпу, наклоняет голову, а Лиса улыбается.
У. - Что происходит на последней картинке?
Д. - Лиса и Журавль поссорились, они отвернулись друг от друга, шагают в разные стороны. Лиса высоко подняла голову.
У. - Как случилось, что они поссорились?
Далее дети передают содержание разговора героев.
У. - Ребята, а кто из вас умеет встречать гостей?
Разыгрываются сценки из сказки на “новый лад”.
4. Подробный пересказ сказки “Курочка Ряба” по картинкам (с. 39).
Цель: учить определять настроение собеседников по их невербальным признакам, развивать выразительную речь.
Вначале дети выполняют задание “Три портрета”.
У. - Нарисуйте три портрета: сначала себя в хорошем настроении, когда радуетесь, затем, когда испытываете обиду, унижение, боль или страдаете. Третьим должен быть портрет друга с таким выражением лица, когда тебе приятно с ним общаться.
Далее рассматриваются и обсуждаются работы, делается вывод, что доброжелательное выражение лица и улыбка всегда располагают к общению.
У. - Учимся пересказывать сказку “Курочка Ряба”, передавая голосом, мимикой и жестами настроение героев.
У. - Рассмотрите первую картинку, каким голосом начнёте рассказывать?
Д. - Радостно, бодро.
У. - Рассмотрите вторую картинку. Что случилось? Что выражают жесты и мимика деда и бабы?
Д. - Удивление.
У. - Какие слова нужно выделить голосом?
Д. -Не простое, а золотое.
У. - Опишите третью картинку.
Д. - Дед и баба огорчены, расстроены, на их лицах печаль.
У. - А как они ведут себя в конце сказки?
Д. - Плачут, горюют.
У. - Что говорит курочка? Как она их успокаивает?
Д. - Говорит ласковым, добрым голосом.
У. - Давайте попробуем проговорить эту реплику.
Далее детям предлагается пересказать всю сказку.
5. Инсценировка сказки “Лиса и заяц” (с. 47).
Цель: учить оценивать поступки людей, воспитывать храбрость, смелость, взаимопомощь, вежливость.
Вначале учитель выразительно читает сказку (по опыту известно, что не все дети близко знакомы с её содержанием). После этого проводится словесное рисование по серии картинок.
У. - Что вы видите на первой картинке? Почему зайка оказался на улице?
Д. - Лиса обманула зайчика, она хитрая и умная.
У. - Кто помогал ему выгнать лису? У кого это получилось?
У. - Ребята, составьте новый диалог (разговор) между лисой и зайкой. Представьте, что лиса была доброй и вежливой. Придумайте новые слова лисе. Как она могла бы проситься к зайчику?
Д. - Пусти меня, заюшка, к себе, пожалуйста. Мне негде жить, я замёрзла. (Заюшка, пусти меня, пожалуйста, в свою избушку. Я тебе пирожков с капустой принесла. Давай вместе жить, я буду тебе по хозяйству помогать).
У. - Как закончится ваша сказка?
Д. - Стали они жить-поживать да добра наживать.
Далее в парах дети проигрывают сказку: один исполняет роль лисы, а другой зайки.
6. Групповая работа по сказке “Лиса и волк” (с. 27).
Цель: воспитание вежливости, сочувствия, дружбы, взаимовыручки и внимания к другим.
Работа начинается с обсуждения картинок.
У. - Что вы видите на первой картинке? Что делает лиса?
Д. - Сбрасывает рыбу по одной на дорогу.
У. - Как она это делает?
Д. - Потихоньку, чтобы старик не видел.
У. - Почему он остался без рыбы?
Д. - Был невнимательным, доверчивым, хитрая лиса смогла его обмануть.
У. - Что происходит на следующей картинке?
Д. - Лиса собрала всю рыбу с дороги в кучу, сидит и ест. Волк рядом стоит и просит рыбки, но лиса не даёт.
У. - Как, по-вашему, он просил?
Д. - Грубо, невежливо: “Лиса, дай рыбы, я тоже хочу. Не дашь – плохо будет”.
У. - Что велела делать ему лиса?
Д. - Самому ловить рыбу хвостом.
У. - Что из этого вышло?
Д. - Ничего он не поймал, только побили его, когда прогоняли с реки.
У. - Опишите волка на последней картинке.
Д. - У него перебинтована голова, лапы, хвост. Он хромает, еле шагает с костылями. Из глаз капают слёзы.
У. - Что он чувствует?
Д. - Ему больно, горестно.
У. - Как себя ведёт лиса в это время?
Д. - Она смеётся над волком, радуется тому, что обманула его.
У. - Что вы чувствуете, когда смотрите на них?
Д. - Жалко волка, хочется ему помочь. Я бы с такой лисой не стал дружить.
У. - Что бы вы сделали, если бы встретили его на дороге?
Д. - Помог бы дойти до дома.
- Угостил бы чем-нибудь.
- Пригасила бы в гости. Напоила чаем с мёдом и лекарственными травами.
Ребятам раздаются листочки-“льдинки”, на которых нужно написать отрицательные черты характера человека. “Льдинки” вывешиваются на доску. После этого учитель прикрепляет картинку с изображением солнышка.
У. - Ребята, в лесу наступила весна. Снег растаял. Вместе с ним исчезло и зло в лесу. Вода напоила землю. Под тёплыми лучами солнца распустились на полянках красивые цветы. На лепестках цветов, которые лежат у вас на партах, напишите положительные качества людей.
Дети вписывают слова доброта, трудолюбие, любовь, дружба, забота и т. д.
У. - Давайте “посадим” эти цветы в лесу… (Цветы прикрепляются на доску).
Волк и лиса тоже изменились. Представьте, что они опять повстречались. Лиса сама наловила рыбы, и к ней подошёл волк. Как они теперь будут разговаривать? Какие слова нужно добавить? Что можно изменить в сказке, чтобы герои остались здоровыми и радостными? Как они будут называть друг друга?
Ребята работают по группам, составляя новый диалог, распределяют роли и разыгрывают сценки. Можно предложить следующие задания:
1-я группа: “Вежливый волк”.
Возможный вариант разговора:
- Здравствуй, лисонька. Как поживаешь?
- Добрый день, волк, присаживайся.
- Что ты делаешь, соседушка?
- Да вот рыбу перебираю.
-Угости меня, пожалуйста, будь так любезна.
- Бери любую, волк.
2-я группа: “Умный волк”.
Дети придумали такой диалог:
- Здравствуй, лиса, хлеб да соль.
- Здравствуй, волк.
- Сколько ты рыбы наловила!
- Да.
- Какая она у тебя свежая, большая, вкусная, наверное?
- А ты покушай со мной, куманёк. Выбирай любую.
- Да, замечательная, вкусная-превкусная рыбка. Спасибо за угощение. Пойду домой.
- Сосед, а ты возьми рыбки на дорожку.
- Благодарю, лисонька, приходи ко мне в гости.
3-я группа: “Заботливый волк”. (Приносит лисе свои гостинцы. Она взаимно даёт волку рыбки).
В процессе этой работы первоклассники учатся понимать, что общение со многими людьми может приводить к конфликтам, что не всегда и всем надо подражать. Учащиеся определяют конфликтные ситуации и находят различные способы выхода из них. Бывшие дошкольники осваивают алгоритм безопасного и толерантного поведения, получая представления о здоровом образе жизни и своём месте в окружающем мире.