Тема занятия: "Экспериментальное решение задач"

Разделы: Химия


Свои способности человек может узнать,
только попытавшись приложить их.

Сенека Младший.

При организации профильного обучения в классе физико-химического профиля особое место занимают элективные курсы, основной целью которых является осознание учащимися ценности химических знаний при их профессиональной ориентации и дальнейшей профессиональной деятельности. Предлагаю методическую разработку одного из занятий элективного курса в 10 классе, построенного в виде сюжетно-ролевой игры, которая позволяет учащимся получить представление о профессии эксперта химической (криминалистической) лаборатории.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Вид занятия: сюжетно-ролевой, экспериментально-поисковый.

Цель занятия: обобщить и систематизировать знания учащихся о качественных реакциях на катионы и анионы через проектно-исследовательскую работу.

Задачи занятия:

  1. Развить у учащихся способность к логическому мышлению при решении экспериментальных задач и к аналитической деятельности.
  2. Совершенствовать навыки в проведении химического эксперимента.
  3. Возбудить интерес у учащихся к дальнейшей учебной деятельности и показать ценность и значимость химических знаний при их профессиональной ориентации.
  4. Способствовать развитию толерантности.

План занятия:

  1. Вступительное слово учителя, постановка цели и задач.
  2. Обсуждение поставленных задач и разработка плана решения в группах.
  3. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения в лаборатории.
  4. Решение экспериментальной задачи.
  5. Оформление результатов.
  6. Защита результатов, выводы.
  7. Рефлексия занятия.

Организация занятия:

Для проведения занятия требуется следующая предварительная подготовка:

  • Формирование групп, распределение обязанностей.
  • Подготовка экспериментальной задачи и подбор реактивов и оборудования для ее решения.
  • Подготовка аудитории – расстановка столов, лабораторного оборудования, оформление доски.
  • Рациональное распределение времени.

Виды работы учащихся:

  • Групповая работа.
  • Аналитическая деятельность по составлению плана решения экспериментальной задачи.
  • Экспериментальные исследования.
  • Актуализация знаний и опыта, на основе которых делаются самостоятельные выводы и обобщения.
  • Оформление результатов и их защита.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Представим, что мы – сотрудники экспертной лаборатории.

В нашу лабораторию поступил запрос по факту проникновения посторонних лиц в химическую лабораторию. Перед нами стоит задача провести экспертизу и дать объективное заключение по данному запросу.

Предлагаю вам изучить полученный документ.

В экспертную лабораторию

Запрос на проведение экспертизы
по факту проникновения в химическую лабораторию посторонних лиц

Как следует из протокола осмотра места происшествия, в химической лаборатории обнаружены следы пребывания посторонних лиц:

1. Открыт шкаф, где хранятся растворы кислот, оснований, солей калия;

2. На отдельных флаконах с реактивами отсутствуют этикетки с формулами веществ, растворы которых там находятся

3. В шкафу находятся 19 флаконов с растворами, хотя согласно перечню веществ, растворы которых хранятся в этом шкафу, и их количество должно быть 20

4. В шкафу находятся растворы следующих веществ с сохранившимися этикетками:

  • гидроксид натрия NaOH
  • гидроксид бария Ba(OH)2
  • гидроксид кальция Ca(OH)2
  • уксусная кислота CH3COOH
  • фосфорная кислота H3PO4
  • фосфат калия K3PO4
  • силикат калия K2SiO3
  • бромид калия KBr
  • сульфит калия K2SO3
  • иодид калия KI

Установить, раствор какого реактива отсутствует.

Предположить, с какой целью может быть взят раствор этого реактива и где он может быть применен.

Перечень растворов веществ из данного шкафа прилагается.

Перечень растворов:

Щелочи:

  • гидроксид натрия NaOH
  • гидроксид бария Ba(OH)2
  • гидроксид калия KOH
  • гидроксид кальция Ca(OH)2

Кислоты

  • уксусная кислота CH3COOH
  • серная кислота H2SO4
  • соляная кислота HCl
  • азотная кислота HNO3
  • фосфорная кислота H3PO4

Соли калия

  • бихромат калия K2Cr2O7
  • сульфат калия K2SO4
  • перманганат калия KMnO4
  • хлорид калия KCl
  • карбонат калия K2CO3
  • фосфат калия K3PO4
  • силикат калия K2SiO3
  • нитрат калия KNO3
  • бромид калия KBr
  • сульфит калия K2SO3
  • иодид калия KI

Чтобы дать объективное заключение, работать будут две экспертные группы, а затем мы сопоставим результаты, и если они совпадут, то их можно будет считать правильными. Перед вами стоит задача скоординировать свои действия и составить план экспертизы.

Проанализировав полученный запрос и сопоставив его предлагаемым перечнем веществ, обе группы экспертов формулируют для себя экспериментальную задачу:

Во флаконах без этикеток находятся следующие вещества: KOH, H2SO4, HCl, HNO3, K2Cr2O7, K2SO4, KMnO4, KCl, K2CO3, KNO3.

Но веществ выписали 10, а флаконов 9. Необходимо определить, какие вещества находятся в оставшихся флаконах, что позволит установить, раствор какого вещества отсутствует.

После проведения экспертизы необходимо заполнить бланк заключения по следующей форме:

Заключение экспертизы

В шкафу отсутствует флакон с раствором________________________________

Раствор данного вещества может быть использован для ___________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Зав. Лабораторией_____________

Старшие эксперты_____________

Вам предстоит работать с растворами кислот и щелочей, поэтому предлагаю вспомнить правила по технике безопасности и строго их выполнять.

Флаконы без этикеток я пронумеровала и взяла из них пробы веществ.

Старшие эксперты получите растворы для экспертизы. Остальное необходимое оборудование вы можете брать сами по мере необходимости. Ваши рассуждения и заключения о том, под каким номером оказалось какое вещество экспертная группа должна оформить в виде схемы.

После проведения экспертизы на доске вывешиваем схемы, полученные обеими группами.

СХЕМА 1

I этап: по цветным анионам – KMnO4(9), K2Cr2O7(8).

II этап: при помощи универсального индикатора оставшиеся растворы делим на три группы.

1-я группа веществ – кислоты (индикатор розовый): HCl, HNO3, H2SO4 (5, 6, 7).

2-я группа вешеств – щелочи (индикатор синий): KOH. (1)

3-я группа веществ – соли (индикатор желтый): K2CO3, KCl, K2SO4, KNO3 (2, 3, 4).

Значит, отсутствует раствор соли, но для завершенности экспертизы и возвращения этикеток установим, какие кислоты в каком флаконе.

III этап: распознавание кислот.

А) обнаружение серной кислоты по сульфат-аниону – взаимодействие с хлоридом бария: выпал белый осадок в пробирке №6.

Б) обнаружение соляной кислоты по хлорид-аниону – взаимодействие с нитратом серебра: выпал белый осадок в пробирке №5.

Вывод: в пробирке №7 – азотная кислота.

IV этап: распознавание солей.

А) обнаружение карбоната калия по карбонат-аниону – взаимодействие с любой кислотой: выделился газ (углекислый) в пробирке №4.

Б) обнаружение сульфата калия по сульфат-аниону: взаимодействие с хлоридом бария – выпал белый осадок в пробирке №2.

В) обнаружение хлорида калия по хлорид-аниону – взаимодействие с нитратом серебра: выпал белый осадок в пробирке №3.

Итак, отсутствует раствор нитрата калия –KNO3.

СХЕМА 2

I этап: по цветным анионам – KMnO4(9), K2Cr2O7(8).

II этап: обнаружение карбоната калия по карбонат-аниону – взаимодействием с любой кислотой: выделился газ (углекислый) в пробирке №4.

III этап: обнаружение растворов веществ, содержащих сульфат-анионы – взаимодействием с хлоридом бария: выпал белый осадок в пробирках №2, №6. Обнаруживаем серную кислоту – действием на индикатор: универсальный индикатор розовый в пробирке №6.

IV этап: обнаружение растворов веществ, содержащих хлорид-анионы – взаимодействием с нитратом серебра: выпал белый осадок в пробирках №3, №5. Обнаруживаем соляную кислоту – действием на индикатор: универсальный индикатор розовый в пробирке №5.

V этап: В оставшихся двух пробирках (1,7) могут находится растворы KOH, HNO3, KNO3.При помощи универсального индикатора определяем, что в пробирке №1 – щелочь KOH (индикатор синий), в пробирке № 7 – кислота HNO3 ( индикатор розовый).

Итак, отсутствует раствор нитрата калия – KNO3.

Сверяем результаты, полученные обеими группами, проверяем правильность методов решения и сделанных выводов. Если результаты экспертиз, проведённых обеими группами, полностью совпадают, то их можно считать верными, а если есть расхождения, то необходимо совместными усилиями найти ошибки.

Получив ответ на первый вопрос, обсуждаем вопрос о том, для чего можно использовать нитрат калия.

Нитрат калия применяется при изготовлении взрывчатых веществ и известен под названием калиевая селитра, но в исчезнувшем растворе его концентрация невелика и поэтому для получения взрывчатого вещества он непригоден. Полученный вывод оформляем в бланке заключения экспертизы.

Рефлексия:

Вопрос: исследуя следы пребывания посторонних в химической лаборатории, попробуйте решить для себя, какой след оставило это занятие у каждого из вас?

Учащимся раздаются следы (из бумаги) на которых написаны глаголы: убедился, узнал, научился, ожидал, увидел; им предлагается продолжить предложения.

Затем составляем дорожку из этих следов и она ведет к “облачку”, на котором написано “Моя профессия”.