Свои способности человек может
узнать,
только попытавшись приложить их.
Сенека Младший.
При организации профильного обучения в классе физико-химического профиля особое место занимают элективные курсы, основной целью которых является осознание учащимися ценности химических знаний при их профессиональной ориентации и дальнейшей профессиональной деятельности. Предлагаю методическую разработку одного из занятий элективного курса в 10 классе, построенного в виде сюжетно-ролевой игры, которая позволяет учащимся получить представление о профессии эксперта химической (криминалистической) лаборатории.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Вид занятия: сюжетно-ролевой, экспериментально-поисковый.
Цель занятия: обобщить и систематизировать знания учащихся о качественных реакциях на катионы и анионы через проектно-исследовательскую работу.
Задачи занятия:
- Развить у учащихся способность к логическому мышлению при решении экспериментальных задач и к аналитической деятельности.
- Совершенствовать навыки в проведении химического эксперимента.
- Возбудить интерес у учащихся к дальнейшей учебной деятельности и показать ценность и значимость химических знаний при их профессиональной ориентации.
- Способствовать развитию толерантности.
План занятия:
- Вступительное слово учителя, постановка цели и задач.
- Обсуждение поставленных задач и разработка плана решения в группах.
- Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения в лаборатории.
- Решение экспериментальной задачи.
- Оформление результатов.
- Защита результатов, выводы.
- Рефлексия занятия.
Организация занятия:
Для проведения занятия требуется следующая предварительная подготовка:
- Формирование групп, распределение обязанностей.
- Подготовка экспериментальной задачи и подбор реактивов и оборудования для ее решения.
- Подготовка аудитории – расстановка столов, лабораторного оборудования, оформление доски.
- Рациональное распределение времени.
Виды работы учащихся:
Групповая работа.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Представим, что мы – сотрудники экспертной лаборатории.
В нашу лабораторию поступил запрос по факту проникновения посторонних лиц в химическую лабораторию. Перед нами стоит задача провести экспертизу и дать объективное заключение по данному запросу.
Предлагаю вам изучить полученный документ.
В экспертную лабораторию
Запрос на проведение экспертизы
по факту проникновения в химическую
лабораторию посторонних лиц
Как следует из протокола осмотра места происшествия, в химической лаборатории обнаружены следы пребывания посторонних лиц:
1. Открыт шкаф, где хранятся растворы кислот, оснований, солей калия;
2. На отдельных флаконах с реактивами отсутствуют этикетки с формулами веществ, растворы которых там находятся
3. В шкафу находятся 19 флаконов с растворами, хотя согласно перечню веществ, растворы которых хранятся в этом шкафу, и их количество должно быть 20
4. В шкафу находятся растворы следующих веществ с сохранившимися этикетками:
- гидроксид натрия NaOH
- гидроксид бария Ba(OH)2
- гидроксид кальция Ca(OH)2
- уксусная кислота CH3COOH
- фосфорная кислота H3PO4
- фосфат калия K3PO4
- силикат калия K2SiO3
- бромид калия KBr
- сульфит калия K2SO3
- иодид калия KI
Установить, раствор какого реактива отсутствует.
Предположить, с какой целью может быть взят раствор этого реактива и где он может быть применен.
Перечень растворов веществ из данного шкафа прилагается.
Перечень растворов:
Щелочи:
- гидроксид натрия NaOH
- гидроксид бария Ba(OH)2
- гидроксид калия KOH
- гидроксид кальция Ca(OH)2
Кислоты
Соли калия
- бихромат калия K2Cr2O7
- сульфат калия K2SO4
- перманганат калия KMnO4
- хлорид калия KCl
- карбонат калия K2CO3
- фосфат калия K3PO4
- силикат калия K2SiO3
- нитрат калия KNO3
- бромид калия KBr
- сульфит калия K2SO3
- иодид калия KI
Чтобы дать объективное заключение, работать будут две экспертные группы, а затем мы сопоставим результаты, и если они совпадут, то их можно будет считать правильными. Перед вами стоит задача скоординировать свои действия и составить план экспертизы.
Проанализировав полученный запрос и сопоставив его предлагаемым перечнем веществ, обе группы экспертов формулируют для себя экспериментальную задачу:
Во флаконах без этикеток находятся следующие вещества: KOH, H2SO4, HCl, HNO3, K2Cr2O7, K2SO4, KMnO4, KCl, K2CO3, KNO3.
Но веществ выписали 10, а флаконов 9. Необходимо определить, какие вещества находятся в оставшихся флаконах, что позволит установить, раствор какого вещества отсутствует.
После проведения экспертизы необходимо заполнить бланк заключения по следующей форме:
Заключение экспертизы
В шкафу отсутствует флакон с
раствором________________________________ Раствор данного вещества может быть использован для ___________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Зав. Лабораторией_____________ Старшие эксперты_____________ |
Вам предстоит работать с растворами кислот и щелочей, поэтому предлагаю вспомнить правила по технике безопасности и строго их выполнять.
Флаконы без этикеток я пронумеровала и взяла из них пробы веществ.
Старшие эксперты получите растворы для экспертизы. Остальное необходимое оборудование вы можете брать сами по мере необходимости. Ваши рассуждения и заключения о том, под каким номером оказалось какое вещество экспертная группа должна оформить в виде схемы.
После проведения экспертизы на доске вывешиваем схемы, полученные обеими группами.
СХЕМА 1
I этап: по цветным анионам – KMnO4(9), K2Cr2O7(8).
II этап: при помощи универсального индикатора оставшиеся растворы делим на три группы.
1-я группа веществ – кислоты (индикатор розовый): HCl, HNO3, H2SO4 (5, 6, 7).
2-я группа вешеств – щелочи (индикатор синий): KOH. (1)
3-я группа веществ – соли (индикатор желтый): K2CO3, KCl, K2SO4, KNO3 (2, 3, 4).
Значит, отсутствует раствор соли, но для завершенности экспертизы и возвращения этикеток установим, какие кислоты в каком флаконе.
III этап: распознавание кислот.
А) обнаружение серной кислоты по сульфат-аниону – взаимодействие с хлоридом бария: выпал белый осадок в пробирке №6.
Б) обнаружение соляной кислоты по хлорид-аниону – взаимодействие с нитратом серебра: выпал белый осадок в пробирке №5.
Вывод: в пробирке №7 – азотная кислота.
IV этап: распознавание солей.
А) обнаружение карбоната калия по карбонат-аниону – взаимодействие с любой кислотой: выделился газ (углекислый) в пробирке №4.
Б) обнаружение сульфата калия по сульфат-аниону: взаимодействие с хлоридом бария – выпал белый осадок в пробирке №2.
В) обнаружение хлорида калия по хлорид-аниону – взаимодействие с нитратом серебра: выпал белый осадок в пробирке №3.
Итак, отсутствует раствор нитрата калия –KNO3.
СХЕМА 2
I этап: по цветным анионам – KMnO4(9), K2Cr2O7(8).
II этап: обнаружение карбоната калия по карбонат-аниону – взаимодействием с любой кислотой: выделился газ (углекислый) в пробирке №4.
III этап: обнаружение растворов веществ, содержащих сульфат-анионы – взаимодействием с хлоридом бария: выпал белый осадок в пробирках №2, №6. Обнаруживаем серную кислоту – действием на индикатор: универсальный индикатор розовый в пробирке №6.
IV этап: обнаружение растворов веществ, содержащих хлорид-анионы – взаимодействием с нитратом серебра: выпал белый осадок в пробирках №3, №5. Обнаруживаем соляную кислоту – действием на индикатор: универсальный индикатор розовый в пробирке №5.
V этап: В оставшихся двух пробирках (1,7) могут находится растворы KOH, HNO3, KNO3.При помощи универсального индикатора определяем, что в пробирке №1 – щелочь KOH (индикатор синий), в пробирке № 7 – кислота HNO3 ( индикатор розовый).
Итак, отсутствует раствор нитрата калия – KNO3.
Сверяем результаты, полученные обеими группами, проверяем правильность методов решения и сделанных выводов. Если результаты экспертиз, проведённых обеими группами, полностью совпадают, то их можно считать верными, а если есть расхождения, то необходимо совместными усилиями найти ошибки.
Получив ответ на первый вопрос, обсуждаем вопрос о том, для чего можно использовать нитрат калия.
Нитрат калия применяется при изготовлении взрывчатых веществ и известен под названием калиевая селитра, но в исчезнувшем растворе его концентрация невелика и поэтому для получения взрывчатого вещества он непригоден. Полученный вывод оформляем в бланке заключения экспертизы.
Рефлексия:
Вопрос: исследуя следы пребывания посторонних в химической лаборатории, попробуйте решить для себя, какой след оставило это занятие у каждого из вас?
Учащимся раздаются следы (из бумаги) на которых написаны глаголы: убедился, узнал, научился, ожидал, увидел; им предлагается продолжить предложения.
Затем составляем дорожку из этих следов и она ведет к “облачку”, на котором написано “Моя профессия”.