Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает все… Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист.
И.И. Левитан.
Литературно-художественная гостиная
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…Ф. Тютчев
Ведущий: ….Шишкинский лес…
Таким же нарицательным понятием стала “Левитановская осень”: червонное золото сентябрьской листвы, тоненькие стройные березки, словно остановившиеся в раздумье на берегу, приволье русский рек, дремлющие в сумерках деревеньки…
Левитан прожил недолгую жизнь – менее сорока лет. Голодная сиротская юность, да и позже жизнь неустроенная, внутренне напряженная, полная несвершившихся надежд и горьких разочарований…неслучайно с именем Левитана принято связывать настроения грусти и меланхолии, осеннего увядания, вечерних сумерек, сереньких, пасмурных деньков. “Осенний день. Сокольники”, “Вечер. Золотой плес”, “Тихая обитель”, “У омута”, “Над вечным покоем”, “Владимирка”, “Хмурый день”, “Летний вечер”, “Стога. Сумерки” - вот характерные для Левитана мотивы. Жизнь не баловала художника, и в его творчество органично входят эти настроения, стремление в самой природе уловить и передать глубокие переживания и раздумья, волновавшие его самого и его поколение. Русская природа, непрестанная смена ее состояний, характерный, особенный облик родной земли, наконец, отношение человека к природе – вот что становиться содержанием творчества Левитана.
Этот проникновенный художник с огромной любовью и теплотой писал нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Умело используя цвет, рисунок, композицию, Левитан мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины осенней, летней и весенней поры. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей, листьев деревьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.
Крупный музыковед, композитор и выдающийся знаток русского искусства академик Асафьев на страницах своей книги, посвященной русской живописи, высказал очень тонкую мысль, что в 80-е годы прошлого века, начиная со знаменитой картины Саврасова “Грачи прилетели”, русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни.
Так началась пора расцвета русской пейзажной живописи, проникнутой стихией русской песенности и русской музыки, напоенной ароматом поэтической русской природы. Левитан и Чайковский – наивысшие выражения этих устремлений русского искусства, теснейшим образом сблизивших музыку с живописью. Русская природа в их исполнении – это сердечная песнь с неповторимо скромной и целомудренной красотой русской природы.
И немного грустные картины Левитана показывают нам, как прекрасны пейзажи нашей Родины.
(Чайковский. “ Времена года”).
Ведущий: У каждого есть любимая картина Исаака Ильича Левитана. По своей живописности, точности красок и простоте эта картина равна описаниям пушкинской осени. Вся поэзия русской осени с ее чистейшим прохладным воздухом, с ее прозрачными водами и светлыми далями, с шорохом просвеченного насквозь сентябрьским солнцем золотого листа воплощена в этой картине с удивительной силой. Вот такой была, должна быть, осень в Болдине, та памятная русская осень, которой мы все благодарны за то, что она оказалась великолепной творческой средой для Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золота одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыхание,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. (А.С. Пушкин)
Ведущий: Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна и лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. И для творчества Левитана присуще изображение различных времен года, в том числе и весны.
Весна – время пробуждения природы, бурного ее цветения. Вы видите здесь пейзажи русских художников, посвященные разным периодам весны. На картине К.Юона – сияющее небо, яркое мартовское солнце, подтаявший снег. На картине Васильева “Оттепель” примета весны – весенняя распутица. Сельская дорога залита водой. А на картине Левитана “Весна. Большая вода” выразительно изображены апрельские разливы рек и озер.
Удивительный дар был у Левитана: все, что рождалось под его кистью, начинало петь. Поет свою светлую, хотя и печальную песнь его “Золотая осень”, нежно звучат тихие переливы монастырских колоколов в “Вечернем звоне”, полной радостных сил песней напоена и его “Весна. Большая вода”…
Неудивительно, что один из лучших знатоков русской живописи Алпатов пишет о картинах Левитана, как о музыке. Вот послушайте: “Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые березы, которые исконно воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо; они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустной, жалобной свирели; из этого хора вырываются отдельные сильные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны, грустная зелень ели”. Человека здесь вовсе не видно, но как в “Марте” пустые сани, так и здесь забытая лодка и далекие редкие избы служат о нем напоминанием…
Ведущий: Вы заметили: “воспевались в русских песнях”, “отголосок”, “ мелодическое эхо”… какие музыкальные образы! И как они хорошо, как точно передают душу левитановского пейзажа “Весна. Большая вода”. “Когда вы смотрите “Весну” Левитана, -писал А.В.Луначарский, - ее сокровеннейшее настроение охватывает вас с непривычной силой: вы ощущаете ту сладкую грусть, ту тихую веселость, которая почти необъяснима и которую встречают весну чуткие души; жизнь возрождается с грустной улыбкой, ряд мыслей приходит к вам тихонько, сами собою; вы чувствуете, что хорошо жить и что жить грустно, и эта грустная радость жизни, сдержанная, чуть вздыхающая, в которой как будто все стало понятно, но не уму, а сердцу…”
Левитан умел видеть и жадно, самозабвенно радоваться сияющему великолепию красок, стремительному ручейку, пробивающему дорогу в снежных сугробах, мартовскому солнцу, возвещающему приход весны, бодрящему ветру волжских просторов. В годы безвременья художник оставался верным, мечте о радости и счастье, о жизни, такой же свободной и прекрасной, как эта природа. Такие картины, как “Свежий ветер”, “Март”, “Золотая осень”, “Весна. Большая вода”, принадлежат к числу самых светлых и жизнеутверждающих образов природы в русской живописи.
(Звучит песня в исполнении хора девочек “Спускается солнце за степи” на сл. А Толстого.)
Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль, -
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.
Идут они с бритыми лбами,
Шагают вперед тяжело,
Угрюмые сдвинули брови,
На сердце раздумье легло.
Идут с ними длинные тени,
Две клячи телегу везут,
Лениво сгибая колени,
Конвойные с ними идут.
“Что, братцы, затянем-те песню,
Забудем лихую беду!
Уж, видно, такая невзгода
Написано нам на роду!”
И вот повели, затянули,
Поют, заливаясь, они
Про Волги широкой раздолье,
Про даром минувшие дни,
Поют про свободные степи,
Про дикую волю поют, день меркнет все боле, - а цепи
Дорогу метут да метут…
Ведущий: Однажды – это было летом 1892 года, когда Левитан жил в Болдине, бывшей Владимирской губернии, - художник долго бродил с охотничьем ружьем. Заблудившись в лесу, только под вечер вышел на незнакомую дорогу. Куда-то далеко-далеко, за линию горизонта, уходила широкая, плотно утоптанная дорога. По окольной тропинке брела старуха-богомолка, на краю дороги – придорожный крест с иконой, а вокруг равнина без конца и края, холмики, бугорки, кустарники, рощи. Облака сплошь затянули небо, нависли над притихшей землей. Владимирка - печально знаменитый Владимирский тракт, по которому веками гнали в Сибирь арестантов. Сколько их прошло дорогой скорби и горя! Казалось, человеческие страдания навсегда вошли в саму природу, дорогу, растрескавшуюся от летнего зноя, печальные пустынные поля. Как в “Колодинках” А.Толстого:
…День меркнет все боле, - от цепи
Дорогу метут да метут…
Вернувшись домой, художник под свежим впечатлением, по памяти набросал при тусклом свете керосиновой лампы небольшой эскиз. А на следующий день снова пришел сюда с большим холстом.
“Владимирка” - это пейзаж по всем своим признакам и в то же время по смыслу своему – историческая картина. Здесь гражданские, общественные идеи слились с личными переживаниями автора, его глубоко взволнованным отношением к природе. “Владимирка” воспринимается обобщенным образом тоски и горя народного – без конца и без края, как это небо, это земля, эта дорога и уходящие в даль извилистые тропинки.
Ведущий: О каждой из картин Левитана можно написать исследование или поэму.
Картины эти известны всей стране. Описать их не возможно. Их надо видеть. Видеть “Свежий ветер” с игрой широкой реки, “Околицу”, освещенную летним закатом, и многие другие.
Любите Левитана! Любите творчество Васильева, Шишкина, Юона и других! Вглядывайтесь в их картины, и перед вами предстанет вся наша страна во всей ее привольной красоте. И вы узнаете и полюбите ее еще больше, чем знали и любили до тех пор, пока ее не показали вам эти волшебные художники.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…