Цели урока:
I. Организационный момент.
Взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
II. Повторение ранее изученного материала.
Учащиеся выполняют тестовые задания, реализованные в MS Excel.
(Cм. Приложение)
III. Изучение нового материала.
1. Перевод чисел из двоичной в восьмеричную систему и обратно (Х2Х8)
Данный перевод можно организовать двумя способами:
А) Х2Х10 Х8, Х8 Х10 Х2
Б) по “Дереву”
Так как перевод в десятичную систему и из десятичной системы в другие был изучен ранее, то рассмотрим только второй способ.
“Дерево” – структура позволяющая осуществлять прямой перевод чисел между двоичной и восьмеричной системами.
Все ветви “дерева” направленные влево нумеруются нулями, а вправо единицами. Восемь нижних отростков нумеруются последовательно от нуля до семи. Работа по “дереву” ведется всегда только сверху вниз!
Рассмотрим перевод Х2 Х8 по “дереву”.
Последовательность действий:
1) Двоичное число разбивается на тройки (три двоичные цифры) справа налево, если необходимо добавляются незначащие нули слева.
2) Для каждой тройки спускаемся по “дереву”, сверху вниз, по пути совпадающему с цифрами в тройке.
3) Записываем ответ, заменяя тройки на соответствующие им цифры от 0 до 7.
Примеры:
1. Перевести 100011102 в восьмеричную систему (разбирается учителем)
а) Разбиваем число на тройки. Для последней тройки добавляем ноль справа.
б) По “дереву” сверху вниз определяем значение каждой тройки.
в) Записываем ответ.
100011102 = 2168
2. Перевести в восьмеричную систему 100001000112, 111001112 (выполняется учениками).
Рассмотрим перевод Х8 Х2 по “дереву”.
Последовательность действий:
1) Каждая цифра восьмеричного числа заменяется на двоичную тройку, соответствующую пути к цифре по “дереву” сверху вниз.
2) Записывается ответ, если необходимо, убираются (слева) незначащие нули.
Примеры:
1. Перевести 3748 в двоичную систему (разбирается учителем).
а) 3758 = 0111111002 (т.к. 3011; 7111; 4100)
б) Записываем ответ, убирая незначащие нули.
3758 = 0111111002 = 11111002
2. Переведите в двоичную систему 1638, 5108 (выполняется учениками).
2. Перевод чисел из двоичной в шестнадцатеричную систему и обратно (Х2Х16)
Для шестнадцатеричной системы “дерево” удлиняем еще на один уровень, а нижние отростки нумеруем шестнадцатеричными цифрами от 0 до F.
Последовательность действий при переводе аналогична работе с восьмеричной системой.
Отличием является то, что каждой шестнадцатеричной цифре соответствует двоичная четверка цифр.
Примеры (выполняют учащиеся):
а) переведите в шестнадцатеричную систему 11101101000102, 10000011110012.
б) переведите в двоичную систему 24В16, СЕ2016.
IV. Домашнее задание.
Самостоятельно придумать и решить примеры на перевод чисел из двоичной в восьмеричную систему и обратно (Х2Х8), а так же из двоичной в шестнадцатеричную систему и обратно (Х2Х16).
Не менее трех примеров для каждого перевода.
V. Подведение итогов урока.