Тема урока: "Алгоритмическая среда Кенгуренок. Программный режим работы"

Разделы: Информатика


Тип урока: обобщение и закрепление знаний и умений учащихся.

Вид урока: урок систематизации изученного материала с игровыми элементами.

Метод: проблемное изложение, частично-поисковый.

Цели урока:

  1. Введение понятия программного режима работы.
  2. Отработка навыков составления алгоритмов в программном режиме работы.
  3. Закрепление у учащихся умения и навыков работы в среде “ Кенгуренок”.
  4. Развитие компьютерной грамотности, познавательной активности учащихся.
  5. Формирование навыков работы в группе.
  6. Воспитание внимания, аккуратности, бережливого отношения к компьютерной технике и программному обеспечению.

Задачи урока:

  • образовательные: закрепить знания при работе со средой “Кенгуренок”, познакомить с программным режимом работы; выработать умение составлять простейшие программы в этой среде.
  • воспитательные: повышение мотивации учащихся путем использования нестандартной среды программирования и игрового изложения материала; вовлечь в активную практическую деятельность; совершенствовать навыки общения, воспитывать умение работать самостоятельно и в группе.
  • развивающие: развитие логического мышления и воображения, внимания и памяти; формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Класс учащихся: 6 класс.

Этапы урока:

I этап. Мотивационный момент урока.

II этап. Повторение основных понятий.

III этап. Объяснение нового материала.

IV этап. Самостоятельная работа.

V этап. Домашнее задание.

VI этап. Подведение итогов.

I этап

Начинаем наш урок. На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с понятием алгоритма, выяснили, где он встречается в жизни, узнали , что такое Исполнитель и даже успели познакомиться и подружиться с одним из них – Кенгуренком.

На сегодняшнем занятии мы постараемся узнать о Кенгуренке, понаблюдать, как он будет себя вести в необычной ситуации.

Тема сегодняшнего урока: “Исполнитель Кенгуренок. Программный режим работы.

Записываем тему в тетрадь.

Обратите внимание на этапы урока.

II этап

Прежде чем, работать с Кенгуренком , давайте вспомним, что он умеет делать.

Учитель: Что такое Исполнитель? Приведите примеры.

Ответы учащихся

Учитель: Что такое алгоритм?

Ответы учащихся

Учитель: А план к написанию изложения – это алгоритм?

Ответы учащихся

Учитель: А на каких предметах вы встретитесь с построением алгоритма?

Ответы учащихся

Учитель: Что умеет делать Кенгуренок?

Ответы учащихся

Учитель: Скажите, а кто указывает Кенгуренку что ему нужно делать?

Ответы учащихся

Учитель: На прошлых занятиях вы работали с исполнителем в непосредственном режиме, а это как?

Ответы учащихся.

III этап

Рассмотрим ситуацию, когда непосредственное управление неудобно или даже неприемлемо, например: предположим, удалось доставить на планету Нептун механизм, способный передвигаться по поверхности планеты и брать пробы грунта. Сигнал от Земли до Нептуна идет 4 часа, процесс передачи информации будет идти очень медленно ( автомат передает информацию на Землю, человек ее анализирует и посылает следующую команду обратно на Нептун). В таком режиме удастся выполнить несколько команд в сутки! Чтобы исследование было эффективным, автомат должен самостоятельно выбирать маршрут движения, в зависимости от обстановки, для этого ему заранее задается программа, в которой записывается последовательность действий на специальном языке.

Вернемся к нашему исполнителю:

Представьте себе, что Кенгуренок попал на необитаемый остров, где нет Кристофера.

Кенгуренку необходимо дойти до озера по заданному пути. Кристофера нет, давать команды некому. Подумайте, как можно выйти из этой ситуации?

Ответы учащихся: Для этого необходимо составить алгоритм для Кенгуренка, а потом попросить Кенгуренка выполнить этот алгоритм.

Задание: Давайте составим алгоритм, по которому Кенгурёнок начертит следующую фигуру:

Стрелка показывает начальное положение Ру.

Алгоритм:

Шаг

Поворот

Шаг

Поворот

Поворот

Поворот

Шаг

Поворот

Поворот

Поворот

Шаг

Поворот

Шаг

А теперь попробуем этот алгоритм написать на компьютере. Пересядьте за компьютеры.

Как вы думаете, где мы будем писать команды?

Ответы учащихся: На программном листке.

А вот чтобы перейти на программный листок, необходимо курсорную стрелку вправо.

Посмотрите, что изменилось на экране?

Ответы учащихся: Изменилась служебная строка;

Теперь давайте занесем алгоритм в программный листок.

Итак, у нас на программном листке написан алгоритм, необходимо чтобы Кенгуренок его исполнил. Для этого нужно выполнить следующие действия:

- Установите начальные условия: Кенгуренок стоит в середине рабочего поля и смотрит на восток.

- НажатьTab (появляется уже известное “желтое” меню).

F1 – Пуск, F2 – Отладка, F3 – Установка, F4 – Разное, F5 – Результат

Обратите внимание на команду F1 – Пуск, про все остальные мы поговорим на следующих уроках.

Нажмите клавишу F1 – Пуск.

Что произошло после нажатия клавиши?

Ответы учащихся: Кенгуренок выполнил алгоритм шаг за шагом и мы смогли просмотреть все его действия.

Сделаем вывод:

То что мы сейчас проделали: записали программу, а затем исполнитель ее выполнил – такой режим работы называется программным.

Запись в тетрадь.

Определение: Если курсор перевести на программный листок, то нажатие функциональных клавиш приводит к записи команды на программном листке, такой режим работы называется программным.

Давайте запишем основные клавиши работы в программном режиме.

Вспоминайте, чтобы написать программу, что нужно сделать?

Нажать

Чтобы Кенгуренок исполнил написанный алгоритм?

  1. Tab
  2. F1

А теперь попробуйте самостоятельно помочь Кенгуренку, пройти по определенному маршруту и вернуться домой.

Обратите внимание на установку начальных условий, и в каком положении он должен оказаться в результате выполнения алгоритма. Не забудьте какие клавиши используют при написании алгоритма.

На выполнение задания отводится 5 минут.

Проверка выполненного задания.

Вопрос учителя: Зависит ли результат исполнения алгоритма от установки начальных условий?

Давайте проведем эксперимент: задача перед Кенгуренком остается прежней, а начальные условия изменим. Пусть Кенгуренок находится в левом верхнем углу рабочего поля. Сможет ли Кенгуренок справиться с поставленной задачей?

Анализ полученного результата и ответы учащихся.

Вывод: результат выполнения поставленной задачи зависит от установки начальных условий.

Домашнее задание.

А) Выучить записи в тетради.

В) Зная систему команд исполнителя, нарисуйте в тетраде, а затем запишите алгоритм построения буквы Н.

 

С) Вариативное д.з. Первоначальную установку укажите самостоятельно и напишите алгоритм рисования этой же буквы.

У кого есть вопросы?

В 5 классе вы изучали способы описания алгоритма. Среди них был операторный способ. Я вам напомню: операторный способ заключается в том, чтобы описывать алгоритм, написанный на языке программирования.

Сегодня мы описывали алгоритм именно таким способом. Алгоритм, записанный на языке программирования, называется программой. И сегодня вы написали программу, используя алгоритмический школьный язык. В 10 классе у вас будет целый курс программирования, где мы и будем учиться составлять программы на языке программирования высокого уровня. Сегодня в жизни профессия программиста считается востребованной, престижной и может быть, кто-нибудь из вас выберет именно эту специальность.

IV этап

А сейчас каждый из вас представит себя программистом. От работы каждого будет зависеть результат работы вашей команды. Каждый из вас сейчас получит задание рисования определенной фигуры. А вот, когда выполните свое задание, мы объединим результаты всей команды и посмотрим, что же у нас получится.

Каждый ученик получает карточку. Задание на карточке подобрано в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ученика.

Приложение № 1.

При выполнении этого задания используйте те знания, которые вы получили на сегодняшнем уроке.

Прочитайте и скажите хором, что же получилось за слово.

Ответы учащихся.

Подведение итогов.

Ну вот мы и научили Кенгуренка работать в программном режиме. И, даже если в следующий раз он выберет новый маршрут путешествия, не заблудится и не пропадет.

Оценки за урок.

На следующем уроке мы продолжим составлять программы для Исполнителя.