Цель:
- актуализировать процесс осознания ребёнком своих социальных ролей; своей индивидуальности, своей внешней непохожести на других людей;
- заложить понимание того, что толерантность начинается с признания разнообразия, что какими бы разными мы ни были (и внешне и внутренне), объединяет нас то, что каждый из нас человек;
- помочь ребёнку осознать свой характер и его значимость для других.
- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
- развивать внимание, память, речь, познавательный интерес, творческие способности.
Оборудование: плакаты на тему «Толерантность», магнитофон.
Оформление доски:
Плакат: «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!» Рисунок сундука.
Словарик на день: - закон, правило, сундук, богатство, добро, личность, толерантность (Приложение 1).
У учащихся: листочки, цветные карандаши, фломастеры, пенал.
Ход урока.
1. Разминка «Сундучок»
Учитель предлагает каждому ученику подумать, какое качество в нем самое главное, самое достойное. Ученики называют эти качества, учитель записывает и «кладет» в сундучок, большое изображение которого - на классной доске.
Когда все сказали, учитель обращает внимание на то, как много у всех нас вместе достойных качеств, а значит, как много возможностей; какие мы сильные.
Затем спрашивает:
А почему я поместила все это в сундучок, как
по-вашему?
Дети:
- Потому что это богатство.
Учитель:
- А почему вы считаете это богатством?
Вспомните, что в сказке складывают в сундуки и
сундучки?
Дети:
- Тоже богатство.
Учитель:
- Какое?
Дети:
- Вещи... (перечисляют) жемчуг,
драгоценности... а у Кощея бессмертного - иголка.
Учитель:
- Как же, так: и отзывчивость, и любовь к маме -
это богатство. Но и бусы, и колечки, и дача, и
машина - тоже богатство?
Богатство - это то, что можно потрогать
руками, и то, что нельзя потрогать руками.
Помогите, пожалуйста, мне разобраться.
Дети размышляя, приближаются к пониманию, что богатство - это то, что помогает самому человеку, его близким, окружающим что - то решить, что - то преодолеть, с чем - то справиться, кому - то помочь и т.п.
Учитель:
- А теперь заглянем в толковый словарь.
Дети находят, читают, затем записывают или приклеивают определение слова «богатство».
Учитель:
- Молодцы. Но вот что я хотела бы вам
предложить. Давайте подумаем, а что такое
богатство для каждого из нас
(Следует короткий обмен мнениями, и учитель предлагает каждому нарисовать своё богатство. Дети выполняют задание на заранее приготовленных листочках, затем вывешивают на доску. Получается небольшая выставка.)
2. Рассказы детей о своем достойном поведении
Учитель:
- На прошлом занятии я просила вас вспомнить случаи вашего достойного поведения. Расскажите, пожалуйста, друг другу о них.
Лучше, если эта достаточно интимная часть занятия пройдет в парах. Двое тихонечко рассказывают друг другу, и учитель ненадолго останавливается у каждой пары и чуть подбадривает, помогает выразить себя ребёнку. Подчеркивает: в каждом - своё достоинство, его надо беречь, но это не просто. Если ребята захотят, можно прослушать несколько рассказов всем классом. Может быть, ребятам будет трудно выделить случай с достойным поведением. На помощь учителю придёт учебник по чтению из 4 раздела «Уроки и переменки». Авторы: Бунеев Р.Н. Бунеева Е.Н. 3 кл. «Школа-2100»
Учитель, обобщая, подводит детей к выводу о том, что достойное поведение приятно субъекту действия и тем, кто его окружает; когда мы ведем себя достойно, то становимся, богаче и тем помогаем другим, несем собою добро.
Кроме того, если мы можем потерять бусы, любимую игрушку (наше вещественное богатство), то наше достоинство мы не потеряем, пока не захотим этого сами. Его невозможно отнять.
Динамическая пауза (физминутка) под песню Аллы Пугачёвой «Сто друзей».
3. Заключительная беседа
- Итак, бывает богатство, которое можно потрогать, потратить. А бывает богатство, которое можно только почувствовать. И как ни странно - прочнее то богатство, которое заключено в наших достоинствах, нашем характере. Это наша собственность. Конечно. И деньги, и любимые вещи, и коллекция фантиков - это тоже достояние, наше богатство (учитель обращает внимание детей на выставку их рисунков). Но не такое прочное, как достоинство.
- Скажите, вам бывает приятно, когда у вас появляется новая игрушка?А что вы чувствуете, когда вас похвалят за что - то? Поцелуют перед сном? поблагодарят за помощь? или утешат, если вы плакали? (Варианты ответов детей)
- Да, вам становится тепло и приятно от доброго слова, от поддержек, от понимания. Каждый человек может стать солнышком для того, кого он согреет. Каждый из нас - солнышко для наших близких.
- Скажите, а можем мы стать грозой, градом, холодом дождем для наших близких? (Варианты ответов детей)
- Можем, конечно, но постараемся быть солнышками. Хорошо?
Стихотворная сценка (монтаж)
Любой человечек-
Частица природы,
Живёт по законам
Капризной погоды:
То стойкое солнце
Светит в оконце,
То горькие бури
(Источники хмури
Сердечной)
Его теребят бесконечно.
От солнечных дней
Скрываться не надо,
Расслабься и млей,
Не мечтай о прохладе,
Ведь солнце это-
Любовь и друзья,
От них укрываться
Грешно и нельзя.
Иные дела-
Дожди, снегопады,
Ветра и метели.
Бояться не надо,
Не надо метаться
(Сбежать не удастся),
А надо суметь
Непогоду стерпеть.
Теснее прижавшись
С друзьями друг к другу,
Про-ти-во-стой
Непогоде, недугу,
Действуй, барахтайся,
Со-про-ти-вляйся,
И солнце вернётся,
Не сомневайся!
Итак, подытожим,
Что же мы можем?
Иными словами, что можно?
Не сложно
Усвоить советы
Про то и про это:
Откроемся солнцу,
Откроемся лету,
Откроемся дружбе, любви и поэтам!
Укроемся,
Если начнётся ненастье,
Тучами счастье,
Укроемся,
Словно плащами, друзьями,
Если гроза разразится над нами!
А если нас жизнь
Попугает дождём,
Мы обойдемся обычным плащом.
(Лидия Семина)
4. Рефлексия деятельности
- Какие новые слова мы сегодня повторили?
- Что нового узнали?
- Какие были затруднения?
- Оцените работу класса на уроке.
- Что вы можете сказать о своей работе.
- Кого вы хотите поблагодарить, похвалить за
работу?
Домашнее задание
Учитель:
- Пусть каждый из вас подумает, спросит своих близких о том, какие ваши качества согревают других людей. Нарисуйте солнышко и напишите эти качества на его лучах. А вопросительный знак в названии темы урока превращается у нас в восклицание вот « Чем я богат!» (учитель меняет на доске название темы).
- Чтобы вы запомнили этот урок. Я дарю вам опорную схему нашего занятия:
Эмблему «ПОСТРОЙ СВОЙ МИР!» (Рисунок 1)
Список литературы.
1. Мы - сограждане . Том 1 Л. Семина, В. Максакова. Учимся договариваться (Я-ТЫ-МЫ), Москва «Бонфи» 2002