Открытый урок по математике в 1-м классе по теме: "Круглые числа" (программа "Школа 2000")

Разделы: Начальная школа


Автор учебника – Л.Г. Петерсон создает условия, при которых дети становятся соавторами курса математики.

Новые математические понятия и отношения между ними, как правило, не даются в форме сообщения, информации. Дети «открывают» их в процессе самостоятельной деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначений. Т. о., учащиеся «строят» свою математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не только с внешней стороны, а по сути.

Тема: Круглые числа.

Тип: Изучение нового материала

Цели:

  1. Познакомить детей с записью и названием круглых чисел
  2. Научить графически представлять круглые числа, складывать и вычитать.
  3. Закрепить смысл сложения и вычитания, счет в пределах 10, решение задач.

Задачи:

  1. Начать формировать представление о круглых числах, их графической записи, сложении и вычитании круглых чисел.
  2. Развивать вычислительные навыки, умение сравнивать числа в пределах 10, умение решать задачи.
  3. Воспитывать аккуратность, любовь к истории народа,предмету.

Оборудование: учебник математики, рабочие тетради, цветные карандаши, жетончики, геометрический материал на столах.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Постановка учебной задачи. Устный счет.
  • «Открытие» детьми нового знания.
  • Первичное закрепление.
  • Физминутка.
  • Самостоятельная работа с проверкой в классе.
  • Повторение и закрепление ранее изученного материала.
  • Итог урока.

Ход урока:

1.Организационный момент. / 1мин /

Здравствуйте, ребята. Ребята, к нам сегодня пришли гости , повернитесь, поздоровайтесь, теперь можете сесть поудобнее.

Прежде, чем начать наш урок, давайте проверим, как вы к нему готовы. Итак, у вас на столе: ……..(учебник, тетрадь, цветные карандаши, ручка, простой карандаш, линейка, геометрический материал).

Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?

(аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)

Итак, мы начинаем наш урок.

2. Постановка учебной задачи. Устный счет. /5 мин/

Ребята, все вы, конечно же, знаете, что прежде чем приступить к изучению чего-то нового необходимо повторить изученный материал. Разминку сегодня начнем со счета до 20 .

В каком порядке расположены числа?

Счет обратно. - В каком порядке расположены числа?

- Назовите число, которое на 3 больше, чем 7 (10)

- Назовите число, которое на 5 больше, чем 5 (10)

- Назовите число, которое на 4 больше, чем 6 (10)

- Что общего у ответов? (10)

3.«Открытие» детьми нового знания. /8 мин/

-Ребята, обратите внимание на доску, у нас необычный гость. Прибыл он из волшебной страны Математики, зовут его Треугольничек. Почему?

(он состоит из больших и маленьких треугольников).

Сейчас вы сами поймете. Он очень хочет помочь вам догадаться, о каких числах мы сегодня будем говорить.

Пришел он в гости не с пустыми руками, принес нам в подарок маленький треугольник.

-Ребята, а кто знает, графическая модель какого числа на доске? Правильно, числа 10.

-Скажите, как по-другому мы можем записать, расшифровать эту графическую модель?

= 1д = 10

-Вы помните, что сегодня мы считали до .. 20. Как записать это число графически?

= 2д = 20

- Что общего у этих чисел? (Оканчиваются 0).

- Может быть поэтому, можно их назвать очень удобными, или..?

- Кто-нибудь знает, как еще называют числа, оканчивающиеся 0?

- Круглые числа.

Молодцы, ребята. Итак, сегодня мы будем работать с круглыми числами, учиться выполнять различные действия с ними, обозначать их графическими моделями.

  • Доп.сведения: очень давно число 10 называли «дцать». Когда хотели сказать, что предметов 2 раза по «дцать», говорили – два - дцать, когда 3 – тридцать и т.д.

4. Первичное закрепление. /10 мин /

- Откройте ваши учебники на стр. 48, найдите первый номер.

- Читаем: 1д – это : 10 единиц или 1 треугольник, или 10.

Продолжим этот ряд. (С комментированием).

- №2. Заполним таблицу. Работаем с жетончиками (оценивание).

Физминутка «Раз подняться, потянуться».

«Футбол» (перебрасываемся воздушными шарами и называем при этом круглые числа, количество десятков в них).

№4.

- Какое действие выполняется?

- Как вы думаете, как можно сложить круглые числа? (Сложить десятки и приписать справа нуль).

На доске: 20 + 30 = ?

20 + 30 = 50 ( с комментированием).

-Как можно вычесть круглое число из круглого числа?

На доске:

60 – 10 = - =

(Дети у себя на столах выкладывают графические модели примеров)

70 – 30 = 40 80 – 60 = 20 90 – 80 = 10

(Взаимопроверка, работа парами).

5. Самостоятельная работа с проверкой в классе. /2 мин /

Выполнить решение первого столбика, обменяться с соседом, подвести итоги, если без ошибок - рисуем солнышко). За правильно выполненные примеры дети получают жетончики.

6. Повторение и закрепление ранее изученного материала. /10 мин/

Решение задачи №5. (В тетради, у доски)

30                  40
/----------/-----------/
девочки мальчики

30+ 40=70(р.) всего

Ответ: 70 ребят.

7. Итог урока. /1 мин./

- Кто мне скажет, с какими числами мы сегодня познакомились?

- Что общего у всех этих чисел? (Оканчиваются 0).

- Как можно графически обозначить эти числа? – треугольниками.

Мы еще очень много узнаем об этих удивительных числах, о действиях и превращениях, которые можно с ними выполнять.

Подсчет жетончиков за урок, подведение итогов работы в парах, рефлексии.

Приложение