Характеристика урока: Данный урок является 4 –м в теме « Углеводы» в курсе химии 10-го класса по программе О.С. Габриеляна.
Система целей к уроку. Доминирующая дидактическая цель: вторичное осмысление уже известных знаний, формирование умений и навыков по их применению.
Триединая дидактическая цель (ТДЦ):
Образовательный аспект: создать условия для обобщения и систематизации материала по углеводам, повторения качественных реакций на альдегиды и многоатомные спирты.
Воспитательный аспект: создать условия для воспитания уважительного отношения к товарищам в условиях работы в малых группах, чувства сотрудничества и сопереживания, культуры труда, понимания необходимости соблюдения техники безопасности на уроках химии.
Развивающий аспект: создать условия для развития умений наблюдать и объяснять химические явления, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов, грамотного химического языка, коммуникативных умений, самостоятельности в мышлении и учебной работе; формирование навыков самоконтроля и самооценки, навыков работы с реактивами.
Адаптированная цель для учащихся, или уровневая цель для учащихся:
Репродуктивный уровень:
Знать формулы пентоз, гексоз, дисахаридов,
полисахаридов;
уметь различать вещества данных классов по
формулам, писать уравнения, характеризующие
свойства углеводов, определять вещества при
помощи качественных реакций.
Конструктивный уровень:
понимать зависимость свойств веществ от их состава и строения, сравнивать вещества разных классов по составу и строению и прогнозировать свойства.
Творческий уровень:
уметь видеть проблему, предлагать варианты ее решения путем преобразования ранее известных знаний и способов действий.
Оборудование: растворы CuSO4, NaOH ,глюкозы, глицерина, формалина, технологическая карта учащегося (приложение №1), оценочный лист (приложение №2) , тест (приложение №3), презентация(приложение №4)
Ход урока:
Как вы думаете, что означает слово бенефис?
Бенефис – театрализованное представление в честь одного из участников.
Почему такое необычное сочетание “бенефис глюкозы”?
Химия – наука, изучающая вещества. На каждом уроке мы наблюдаем, описываем различные вещества, изучаем их свойства. Поэтому и сегодня главным участником нашего занятия будет химическое вещество. Но не любое, а глюкоза.
Итак, вот она – главная участница нашего бенефиса
C6H12O6
Кстати, слово «бенефис» произошло от французского «benefice» - барыш, прибыль, польза. И это еще один повод назвать наш урок именно так, потому что польза для каждого из нас очевидна:
1) возможность совершенствовать навыки
химического эксперимента;
2) расширить, систематизировать свои знания об
углеводах;
3) возможность совершенствовать навыки решения
задач по химии.
Действие первое «чисто химическое».
На сцене появляется сама глюкоза
C6H12O6
Что особое в строении глюкозы вы можете отметить?
В водном растворе присутствуют в равновесии все три формы глюкозы: цепная (в очень незначительном количестве), и обе циклические. В твердом состоянии глюкоза может существовать в одной из двух циклических форм.
Групповая лабораторная работа.
Учащиеся объединяются в группы по 4 человека .Задание из технологической карты (приложение №1 )
Путеводитель №1
Цель: в ходе совместной деятельности определить вещества:
а) глицерин и глюкозу;
б) формалин и глюкозу.
Вопросы к группам о плане работы, ходе работы, технике безопасности.
После выполнения вопросы к классу:
Какой вывод о свойствах глюкозы можем сделать? (альдегидоспирт)
Свойства глюкозы
У доски пишут уравнения реакций: по альдегидной группе, на многоатомность, специфические (брожение-), разложение в организме.
Действие второе: «историческое»
Значение глюкозы на заре существования нашей планеты.
Сообщение учащихся: первичный океан, простые вещества, сложные вещества, фотосинтез, атмосфера, аккумуляция солнечной энергии.
Действие третье: «биологическое»
Значение глюкозы в жизнедеятельности растений, животных (сообщения учащихся).
Фотосинтез глюкоза
крахмал (1)
целлюлоза (2)
1 – запасное питательное вещество,
2 – строительный материал.
Групповая работа
Путеводитель №2
Цель: выполняя цепочку превращений, актуализировать знания о свойствах и получении углеводов, знания о генетических связях органических и неорганических соединениях .
Проверка: 4 учащихся у доски, класс – проверяет .
Действие четвертое: «математическое»
Индивидуальная работа.
Путеводитель №3
Цель: отработка навыков применения знаний при решении задач , повторение алгоритмов решения задач на примеси, массовую долю выхода продукта реакции.
Сильным учащимся–инд. задачи и задачи №3,4
Остальные уч-ся – задачи №1 и №2 по выбору.
Проверка : 2 уч-ся у доски (задачи №1 и №2)
Действие пятое : «Проверь себя»
Тестирование (2 варианта, тексты на столах).
ответы
Действие шестое «Заключительное»
Оцени свой вклад в работу группы, класса, достижения.
Учащиеся выставляют баллы в оценочные листы (приложение №2) и сдают их учителю.
Д\з на доске (повторить св\-ва спиртов, дополнительная задача желающим)