Урок химии по теме: "Бенефис глюкозы"

Разделы: Химия


Характеристика урока: Данный урок является 4 –м в теме « Углеводы» в курсе химии 10-го класса по программе О.С. Габриеляна.

Система целей к уроку. Доминирующая дидактическая цель: вторичное осмысление уже известных знаний, формирование умений и навыков по их применению.

Триединая дидактическая цель (ТДЦ):

Образовательный аспект: создать условия для обобщения и систематизации материала по углеводам, повторения качественных реакций на альдегиды и многоатомные спирты.

Воспитательный аспект: создать условия для воспитания уважительного отношения к товарищам в условиях работы в малых группах, чувства сотрудничества и сопереживания, культуры труда, понимания необходимости соблюдения техники безопасности на уроках химии.

Развивающий аспект: создать условия для развития умений наблюдать и объяснять химические явления, умений анализировать результаты наблюдаемых опытов, грамотного химического языка, коммуникативных умений, самостоятельности в мышлении и учебной работе; формирование навыков самоконтроля и самооценки, навыков работы с реактивами.

Адаптированная цель для учащихся, или уровневая цель для учащихся:

Репродуктивный уровень:

Знать формулы пентоз, гексоз, дисахаридов, полисахаридов;
уметь различать вещества данных классов по формулам, писать уравнения, характеризующие свойства углеводов, определять вещества при помощи качественных реакций.

Конструктивный уровень:

понимать зависимость свойств веществ от их состава и строения, сравнивать вещества разных классов по составу и строению и прогнозировать свойства.

Творческий уровень:

уметь видеть проблему, предлагать варианты ее решения путем преобразования ранее известных знаний и способов действий.

Оборудование: растворы CuSO4, NaOH ,глюкозы, глицерина, формалина, технологическая карта учащегося (приложение №1), оценочный лист (приложение №2) , тест (приложение №3), презентация(приложение №4)

Ход урока:

Как вы думаете, что означает слово бенефис?

Бенефис – театрализованное представление в честь одного из участников.

Почему такое необычное сочетание “бенефис глюкозы”?

Химия – наука, изучающая вещества. На каждом уроке мы наблюдаем, описываем различные вещества, изучаем их свойства. Поэтому и сегодня главным участником нашего занятия будет химическое вещество. Но не любое, а глюкоза.

Итак, вот она – главная участница нашего бенефиса

C6H12O6

Кстати, слово «бенефис» произошло от французского «benefice» - барыш, прибыль, польза. И это еще один повод назвать наш урок именно так, потому что польза для каждого из нас очевидна:

1) возможность совершенствовать навыки химического эксперимента;
2) расширить, систематизировать свои знания об углеводах;
3) возможность совершенствовать навыки решения задач по химии.

Действие первое «чисто химическое».

На сцене появляется сама глюкоза

C6H12O6

Что особое в строении глюкозы вы можете отметить?

 

В водном растворе присутствуют в равновесии все три формы глюкозы: цепная (в очень незначительном количестве), и обе циклические. В твердом состоянии глюкоза может существовать в одной из двух циклических форм.

Групповая лабораторная работа.

Учащиеся объединяются в группы по 4 человека .Задание из технологической карты (приложение №1 )

Путеводитель №1

Цель: в ходе совместной деятельности определить вещества:

а) глицерин и глюкозу;
б) формалин и глюкозу.

Вопросы к группам о плане работы, ходе работы, технике безопасности.

После выполнения вопросы к классу:

Какой вывод о свойствах глюкозы можем сделать? (альдегидоспирт)

Свойства глюкозы

У доски пишут уравнения реакций: по альдегидной группе, на многоатомность, специфические (брожение-), разложение в организме.

Действие второе: «историческое»

Значение глюкозы на заре существования нашей планеты.

Сообщение учащихся: первичный океан, простые вещества, сложные вещества, фотосинтез, атмосфера, аккумуляция солнечной энергии.

Действие третье: «биологическое»

Значение глюкозы в жизнедеятельности растений, животных (сообщения учащихся).

Фотосинтез глюкоза   крахмал (1)
                                                    целлюлоза (2)

1 – запасное питательное вещество,
2 – строительный материал.

Групповая работа

Путеводитель №2

Цель: выполняя цепочку превращений, актуализировать знания о свойствах и получении углеводов, знания о генетических связях органических и неорганических соединениях .

Проверка: 4 учащихся у доски, класс – проверяет .

Действие четвертое: «математическое»

Индивидуальная работа.

Путеводитель №3

Цель: отработка навыков применения знаний при решении задач , повторение алгоритмов решения задач на примеси, массовую долю выхода продукта реакции.

Сильным учащимся–инд. задачи и задачи №3,4

Остальные уч-ся – задачи №1 и №2 по выбору.

Проверка : 2 уч-ся у доски (задачи №1 и №2)

Действие пятое : «Проверь себя»

Тестирование (2 варианта, тексты на столах).

(Приложение №3)

ответы

Действие шестое «Заключительное»

Оцени свой вклад в работу группы, класса, достижения.

Учащиеся выставляют баллы в оценочные листы (приложение №2) и сдают их учителю.

Д\з на доске (повторить св\-ва спиртов, дополнительная задача желающим)