“It is the supreme art of the teacher to awaken joy in creative
expression and knowledge”
(Высшее искусство учителя пробудить радость в
творческом самовыражении и познании)
Albert Einstein
На современном этапе нашей жизни стоит главная задача – формирование нового сознания. Величайшая задача человечества сегодня – это развитие вселенского сознания, то есть индивидуум должен восприниматься как принадлежащий к Вселенскому Космосу, каждый человек должен ощущать себя гражданином вселенной. Исходя из этих, задач мы должны обновлять содержание языкового образования. В чем заключается это обновление?
Во-первых, это глобальный подход к изучению тем, которые затрагивают проблемы всего человечества: современный человек, войны, село и город, экология, проблемы молодежи, здоровый образ жизни и т.д.
Во-вторых, это формирование коммуникативной компетенции как совокупности языковой, речевой и социокультурной составляющих и воспитания уважения к многообразию национальных культур, умению находить общее, что объединяет людей планеты.
В-третьих, это гуманизация содержания образования, целью которой является ценностно ориентированное осмысление учащимися опыта человеческой цивилизации.
С чего нужно начать обновление содержания образования? Конечно с выбора учебника, поскольку новые учебники:
- содержат аутентичный материал;
- учитывают личностно-ориентированный подход в обучении;
- соответствуют современному стандарту образования;
- обеспечивают преемственность и непрерывность образования.
В этом году во вторых классах мы выбрали учебник “ENGLISH TOGETHER” издательства “Longman” (авторы Diana Webster& Anne Worrall). В учебно-методический комплекс входят Pupil’s book, Action book, Teacher’s guide и две аудиокассеты. Сам учебник уже является способом мотивации учения, потому, что он красочный, содержит интересный аутентичный материал, озвучиваются все упражнения, содержит много ярких детских песенок, которые записаны на аудиокассете. Детям действительно радостно работать с таким учебником.
В 10–11 классах мы работаем по учебнику “Happy English-3” (авторы T. Klementyeva and J. Shannon). Этот учебник содержит богатый страноведческий материал. На первых страницах учебника вы найдете вопросы об Австралии. На основе этих вопросов мы с ребятами решили провести викторину на тему “Do you know Australia?” Мы подготовили и провели викторину в форме кастинга ведущих телепрограммы. Все ученики побывали в роли ведущих и им это понравилось. Таким образом, состоялась презентация учебника, который также вызвал положительные эмоции у учащихся.
К современным технологиям относится и технология сотрудничества учителя и ученика. С самого начала урока при определении темы преподаватель решает, останется ли ученик объектом обучения или станет полноправным субъектом учебного процесса. Атмосфера занятий должна обеспечивать ту самую ответственную работу, при которой с одной стороны осознается важность соблюдения всех указаний учителя, а с другой стороны исчезает боязнь и создается готовность высказать свою точку зрения и вступить в непринужденную беседу.
Что нужно сделать для этого? Конечно, для того, чтобы ученик не боялся говорить, нужно подготовить его к этому. Конечный результат складывается их результатов промежуточных, то есть нужно добиваться результата на каждом уроке.
Если мы сегодня учимся описывать картину, то в конце урока каждый ученик должен сказать тот минимум предложений, который отрабатывался на уроке:
– Look at the picture. You can see autumn in the picture. Autumn is nice. The trees are green, yellow and red.
На следующем уроке мы учимся говорить новые предложения:
– The weather is cool in autumn…
Таким образом, за несколько уроков, ученик учится уверенно говорить об осени, отвечать на вопросы, задавать вопросы. И он обязательно опишет любую картину на тему “Осень”, а также и на любую другую тему, так как у него уже есть навык описания картин.
Примером сотрудничества учителя и ученика может служить и выпуск газет. На уроке мы выпускали газеты на английском языке, посвященные праздникам “Halloween”, New Year’s Day. Для этого учителю необходимо разделить учащихся на группы по три - четыре человека. Подготовить ксерокопии наиболее интересного материала по данным темам, маркеры, ножницы и клей. В течении урока мы выпустили три разные стенные газеты, интересные и яркие. Один из учеников был редактором, второй – художником, третий – издателем. Учитель направляет работу учеников.
Введение на уроках элементов страноведения играет большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка. Разучивание стихов, песен, чтение текстов по истории англоязычных стран, географии и искусству вызывает интерес к изучению иностранного языка. Приобщение к иной культуре позволяет создавать различные клубы, кружки, музеи, дает возможность вести поисковую и исследовательскую работу по самой разнообразной тематике:
- особенности образа жизни и традиции Великобритании:
- пословицы и поговорки;
- природа и экологические проблемы Великобритании, Америки или Австралии:
- спорт и здоровый образ жизни Австралии;
- пресса России и Великобритании;
- модели одежды разных стран;
- изобразительное искусство, музыка, театр.
Мне, как и моим ученикам, наиболее интересна последняя тема. Мы решили создать музей искусcтв. Что можно собрать в этом музее? Репродукции картин, записи (аудио и видео), описания, тексты песен, информацию о самых известных музеях, театрах и концертных залах мира. Значение поисковой и исследовательской деятельности в том, что ребята учатся работать самостоятельно, анализировать, развивают свои интеллектуальные и речевые способности и личностные качества.
Поскольку нашей главнейшей задачей в процессе обучения является формирование творческой личности, учителю необходимо постоянно продумывать и разрабатывать ценностно-ориентированные преобразовательные и эстетические виды деятельности.
И здесь нужно сказать о значимости творческих домашних заданий. Как разнообразить домашние задания. Это может быть реклама для радио телевидения, это может быть объявление в газету, стихотворный перевод, инсценировка, “haiku”, оформление обложки популярного журнала для детей или молодежи, дизайнерский проект одежды для молодежи, миниопера, мюзикл, интервью, социальный опрос и т.д. И в завершении хотелось бы процитировать слова Margaret Metzger,преподавателя с большим стажем высшей Бруклинской школы: “To teach well teachers need to be fair to themselves and help students take responsibility for their own learning.” (Чтобы учить хорошо учитель должен быть честным перед самим собой и помочь ученикам стать ответственными за их учебу).
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
по английскому языку в 11-м классе по теме
"SYDNEY"
Задачи урока:
- практиковать учащихся в аудировании;
- развивать навыки в диалогической и монологической речи по теме;
- формировать познавательные способности учащихся.
Учебные пособия:
- аудиокассета из серии "English in two years";
- видеофильм "Australia";
- открытки с видом Сиднея;
- календарь "Sydney".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (The wishes)
II. Речевая зарядка
Аудирование и инсценирование короткого диалога:
– Where have you been all the time? I haven't seen you for ages.
– Oh, I have just come from Sydney/
– Were you in the Sydney Opera House and Kakadu National park?
– Certainly!
– How interesting!
III. Просмотр фрагмента видеофильма "Australia"
Watch the film and write down the main interesting places which are mentioned.
- Sydney Opera House.
- Sydney Harbour Bridge.
- Centrepoint Tower.
- David Jones Department Store.
- Taronga Zoo.
- Art Gallery of South Wales.
IV. Ролевая игра "Geography Show"
Участники игры: телеведущий, участники шоу, популярный певец.
Hello, ladies and gentlemen! Glad to meet at our TV Program "Around the
world". Today we'll speak about one of the greatest cities in the world – Sydney.
Do you know it? You have just seen the film about Australia? Are you ready to answer my
questions? Let's start. Don't forget, the winner will get a prize. It will be a mobile
telephone.
Well, the first question is:
- Is Sydney the capital of Australia?
- What is the largest and oldest city in Australia?
- How many people live in Sydney?
- Which Olympic Games were held in Sydney? When were they held?
- In what state is Sydney located?
- What are tourists from all over the world attracted by in Sydney?
- What is the symbol of modern architecture in Sydney?
- Who designed Sydney Opera House?
- What can you see from the Sydney Harbour Bridge?
- What national park in Sydney is the largest national Park in Australia?
And now let's listen to a very beautiful song which is called "Perfect
world". And let me introduce a well-known Australian pop-singer Fiona Preston.
Thank you very much! We are impressed greatly! And who is the winner? Who has got the
largest number of points? Oh, I see. Tanya has got! Congratulations! This is your prize!
Applaud!
V. Самостоятельная работа учащихся в группах
Каждая группа получает открытку с видами
Сиднея и готовит ее описание. На доске следующие
опорные слова и выражения: is located, picturesque, masterpiece,
spectacular, magnificent, breathtaking, beach, to surround, sight, view, impress,
impressive.
Затем каждая группа показывает свою работу.
VI. Домашнее задание
Рассказать о Сиднее (альтернативное задание: сделать рекламную брошюру для туристического агентства).