Урок химии в 8-м классе по теме: "Тайна горящей свечи"

Разделы: Химия


Цели:

  • Обучающие: 
    • расширить знание учащихся о процессах горения веществ;
    • экспериментально изучить процесс горения:
      • свечи,
      • спирта,
      • керосина;
    • исследовать строение пламени;
    • рассмотреть отличие процесса горения от медленного окисления.
  • Развивающие:
    • рассмотреть различные зоны горения различных веществ, ускорение процесса горения, применение его в жизни человека.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство ответственности при работе в группе;
    • умение организовать время при работе в группе;
    • приучать к аккуратности при выполнении опыта.

Оборудование, реактивы: свечи парафиновые в подсвечниках, свечи в пенопласте (декоративные), спиртовки, керосиновая лампа, спички, известковая вода, химические стаканы, фарфоровые чашки, стеклянные трубочки, тигельные щипцы, стеклянные пластинки, лучина, таблица “Строение пламени водорода, метана, парафина”, видеофильм “Горение”

ХОД УРОКА

I. Активизация изученного материала

  • Дать определение реакции окисления, привести примеры реакции, указать название веществ,
  • Дать определение реакции горения, привести примеры,
  • Написать уравнения реакций, определить какой это процесс:
    СН4 + О2 ––>
    С2Н2 + О2 ––>
    С12Н26 + О2 ––>
    Керосин
    СО + О2 ––>
    Н2 + О2 ––>
    С20Н42 + О2 ––>
    Парафин
  • Как осуществить превращения? Напишите уравнения реакций. Работа с классом.

  • Решить задачу: Сколько теплоты выделится при сжигании 1 кг угля?

II. Изучение нового материала

Целеполагание. Что общего в горении яркого пламеми обычной свечи, бледно-голубого пламени горелки, бесцветного пламени водорода. Что в В чем отличаются?

1. Демонстрация видеофильма “Горение”.

Вывод: Горение – процесс экзотермический, использует человек для получения энергии.

Огонь – это пламя. Каково его строение? Что происходит при горении веществ? В этом нам поможет разобраться исследование строения пламени различных веществ.

2. Выполнение лабораторного опыта “Изучение строения пламени”.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Изучение строения пламени парафиновой свечи Изучение строения пламени спиртовки Изучение строения пламени керосиновой лампы

Для работы каждой группе выданы инструктивные карточки.

3. Обсуждение результатов опыта

  1. Однородно ли пламя?
  2. Какие области вы обнаружили?
  3. Одинакова ли температура различных частей пламени?
  4. Каков состав пламени?

4. Демонстрация таблицы, работа по таблице “Строение пламени водорода, метана, парафина”.

Для каждого пламени характерно наличие трех температурных зон:

  • Внутренняя – самая низкая температура (метан – 300–350о, ацетилен – 300–1000о, парафин– 700о)
  • Внешняя – невидимая часть пламени – имеет самую высокую температуру:
    • t ( CHU) >1500оC
    • t ( C2 H2) >3000оC
    • t ( H2) >2600оC
    • t (парафина) >1400оC

Состав внутренней части – пары (парафина, спирта, керосина), идет испарение.

Далее раскаленные частицы – продукт неполного сгорания – углерод, пламя светится.

Почти невидимое пламя – продукты сгорания (СО2, водяные пары)

5. Отличие горения от медленного окисления.

Сказка о горящем и гниющем полене

Заспорили как-то два полена, горящее и гниющее:
– Чем это ты, братец, тут занимаешься? Я вот окисляюсь…
– Что-то ты больно быстро спешишь, дружок, это не по-моему. Окисляться надо медленно, с пониманием.
– А чего тянуть? Раз – и готово! Да ты и не окисляешься, наверное, притворяешься только.
– Я-то как раз окисляюсь, у меня в этом деле есть опыт, я уже третий год этим занимаюсь.
Не верит молодое полено старому, хоть разваливайся от огорчения! Призвали они разрешить свой спор мудреца Аргона. Мудрецов, законченных мыслителей, было в воздухе немного. Но различались они по силе мнения разительно. Аргон – один из самых сильных мудрецов – внимательно выслушал вопрос, поразмыслил немного, но, когда обернулся к молодому полену, чтобы разъяснить его заблуждения, увидел лишь кучу золы. Окислялось-то оно быстро, вот и сгорело. А старое полено, может и до сих пор лежит себе спокойно и медленно гниет.
Вот какие бывают окисления.

Вывод. Горение и медленное окисление – экзотермические реакции, но одни протекают быстро, другие – медленно. Медленно окисляются органические вещества в живом организме, постепенно выделяя энергию.

Окисление глюкозы: С 6 Н12 О6 + 6О2 ––> 6СО2 + 6Н2 О + Q

Окисление органических соединений в природе – в водоемах, почве.

III. Закрепление: § 4.10 № 5, № 3 стр 99.

IV. Домашнее задание: § 4.10, № 1, 2, 3, устно.

Приложение