Реализация ведущих идей учебно-методического комплекта "Начальная школа XXI века (под ред. Н.Ф. Виноградовой) на уроках русского языка, литературного чтения и математики"

Разделы: Начальная школа


Цели

Новые принципы и формы организации образовательного процесса – индивидуализированные формы обучения, расширение возможностей самостоятельного планирования учащимися своей деятельности, самостоятельной познавательной и иной активности учащихся, формирование проектно-исследовательских навыков заложены в модель начального образования “Начальная школа XXI века” (научный руководитель профессор Н.Ф. Виноградова). Модель построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников.

УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования – формирование основных компонентов учебной деятельности. Исходя из этого, методика обучения строится на целенаправленном использовании моделирующей деятельности. В содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся. Методика обучения позволяет школьнику осваивать принципиально другую роль – не просто “зритель”, “репродуктор”, а “исследователь”. Усиливается внимание к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Это достигается благодаря применению в методике обучения “скрытых” образцов, преобладанию заданий проблемного характера, наличию системы специальных творческих заданий.

Комплект учебников “Начальная школа XXI века” реализует в образовательном процессе право ребёнка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который даёт возможность учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребёнка, а также уровень его общего развития. Учитель отходит от традиционно принятой ориентировки на “среднего” ученика и проводит целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого ребёнка.

Особое внимание уделяется созданию особой эмоционально-положительной атмосферы обучения школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребёнку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения.

Каждый предмет вносит свой вклад в реализацию изложенных положений.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2-м КЛАССЕ

Тема: ПРИСТАВКА.

Блок: “Как устроен наш язык”.

Задачи:

  • познакомить с возможностями приставочного способа словообразования;
  • научить образовывать слова приставочным способом в соответствии с заданной моделью;
  • отрабатывать умение находить слова с приставками.

Материалы: учебник “Русский язык” для 2-го класса четырёхлетней начальной школы. Ч.1.С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. М.: Вентана-Графф. (Начальная школа XXI века). Карточки и таблица.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Каллиграфическая минутка

Написание строчных букв н, и.

3. Постановка задачи

Учитель. Прочитайте. Что вы можете сказать о парах слов? Что вы заметили?

играл – заиграл;
летел – прилетел;
радоваться – обрадоваться.

Дети. Это родственные слова. Отвечают на один вопрос: что делал?, что делать? Это – глаголы.

Учитель. А чем отличаются пары слов?

Дети.Во вторых словах есть приставка.

Учитель. Выделите приставки. С помощью чего образовались вторые слова в парах?

Дети. Приставок.

Учитель. А как называется, как вы думаете, такой способ словообразования?

Дети высказывают предположения.

Учитель. Давайте проверим наше предположение. Откройте с.135 учебника. Прочитайте.

4. Работа в группах (семь групп по четыре человека)

Учитель. Образуйте с помощью приставок под-, вы-, от-, про- слова. Упражнение 2, с.136.

У каждой группы одно слово:  бежать, лить, пилить, резать, ходить, говорить, плыть.

Учитель. Проверьте свою работу перевернув карточку. Оцените себя. Напишите Молодцы! Поднимите руки, кто справился с работой?

5. Физминутка

Дети читают слово на карточке и изображают действие.

6. Самостоятельная работа

Учитель. Мы с вами будем определять от каких слов образованы данные слова и с помощью чего они образовались.

Образец:

плыть + про =


(самост. работа)
(самост. работа)
проплыть
слететь
присказка
предобрый
накричать [ ч//к ]

Учитель. Проверьте свою работу:

добрый + пре = предобрый;
кричать + на = накричать;

Напишите себе: Молодец!

7. Объяснение нового материала

Учитель. Учимся различать слова с приставками и слова, корень которых начинается со сходных буквосочетаний. Что нужно сделать, чтобы найти слова образованные приставочным способом?

Дети. Нужно найти слово, от которого оно образовано и выяснить, используется ли для его образования приставка.

Учитель. Упражнение 4, с.136.

Упражнение выполняется по рядам самостоятельно. У доски с каждого ряда работает ученик.

Учитель. Проверяем работу:

Дети. Подарить, поехать, порадоваться. (подарить = дарить + по, поехать = ехать + по, порадоваться = радоваться + по).

Нарисовать, написать, намочить.
Забежать, запрятать, заплакать.
Исключения: победить, начать, запасать.

Учитель. Оцените свою работу: Молодец!

8. Дифференцированная работа (упражнение 6, с. 136).

Учитель. На карточках у каждого написано задание. Выполняйте.

  • 1 группа. В подчёркнутых словах обозначить приставки.
  • 2 группа. Выпишите слова действия (глаголы), обозначь приставки.
  • 3 группа. Выпишите слова действия (глаголы) и другие слова, обозначь приставки.

Учитель. Проверьте свою работу (по доске). Оцените себя: Молодец!

9. Итог урока

Учитель. С каким способом образования слов мы познакомились?

Дети. С приставочным.

Учитель. Оцените свою работу на уроке: поставьте звёздочку вверху, если не допускали ошибок; ниже, если ошибались, но всё исправили.

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3-м КЛАССЕ

Тема: Юмористические рассказы. К.Г. Паустовский “Кот-ворюга”.

Цели и задачи:

  • Ввести в круг чтения третьеклассников произведения К.Г. Паустовского.
  • Дать понятие “юмористический рассказ”.
  • Учить работать с текстом произведения: самостоятельно читать, делить на смысловые части.
  • Учить пересказу по плану.
  • Учить понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения.
  • Учить выражать свою точку зрения о произведении, о героях и их поступках.

Материалы: учебник “Литературное чтение” для 3класса четырёхлетней начальной школы. Ч./2 Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. М.: Вентана-Графф, 2004. Ефросинина Л.А. Рабочая тетрадь №  2 для учащихся 3-го класса. – М.: Вентана-Графф, 2004. (Начальная школа XXI века). Карточки и таблица-обложка.

ХОД УРОКА

I. Работа с текстом рассказа

Учитель. Какой рассказ читали дома? Что вы можете сказать об этом произведении?

Дети. Рассказ весёлый, юмористический.

Учитель. А хотите ещё раз посмеяться, читая самые весёлые отрывки? Найдите, прочитайте.

2. Поставновка задачи

На доске:

К.Г. Паустовский написал много произведений для детей. Обрати внимание, какие это произведения, кто их герои, как относится к своим героям автор, как выражает своё отношение к ним.

Учитель. Мы продолжаем работу с произведениями К.Г.Паустовского. На какие вопросы мы должны найти ответы?

Читаем текст на доске и подчёркиваем вопросы в тексте.

Учитель. Сегодня мы работаем с рассказом “кот – ворюга”. Как вы думаете, в заглавии выражается отношение автора к своему герою?

Ответы детей.

Учитель. Осуждает автор своего героя или как-то по-другому относится к коту?

Ответы детей.

Учитель. Вам хочется в этом разобраться?

3. Просмотровое чтение

Учитель. Отметьте кусочки, в которых рассказывается о коте:

1. Внешний вид.
2. Поведение.
3. Отношение к людям.

Пронумеруйте эпизоды. Прочитайте орывки о внешнем виде кота. Как автор передаёт своё отношение к коту?

Дети. Относится и с осуждением, и с восхищением, и с юмором и т.д.

Учитель. Как будем читать слова, которые передают отношения автора?

Дети. Выразительно

4. Самостоятельная работа

а) Сильным ученикам: подготовить рассказ о коте по плану с опорой на отмеченные вами отрывки.
б) Остальные работают в РТ с. 25,  № 1-2.

5. Работа с заглавием

Учитель. Почему К.Г. Паустовский назвал свой рассказ “Кот-ворюга”, а не “Кот – вор” или “Кот-воришка”?

Дети. По-доброму осуждает, подсмеивается над котом, относится с юмором.

Учитель. А что такое юмор?

Ответы детей.

Учитель. Прочитаем рубрику “Это важно” с. 85. С помощью чего автор выражает своё добродушно-насмешливое отношение к коту?

Дети. С помощью языковых средств.

6. Моделирование обложки (заполнение карманов шаблона)

– Автор?
– Название?
– Жанр? ( – рассказ)

Учитель. Как обозначим, что рассказ юмористический? Придумайте символ.

Ответы детей.

Учитель.  – Тема?

Дети. Взаимоотношения человека и животного.

Учитель. Каким цветом обозначим?

Дети. Коричневый / жёлтый

7. Домашнее задание (по выбору):

  • смоделировать обложку и дополнить её рисунком кота-ворюги;
  • подготовить рассказ от имени кота “Моя кошачья жизнь”, с. 85;
  • подготовить выразительное чтение понравившихся отрывков.

8. Итог урока

Учитель. Ответили мы на поставленные вопросы? (Возвращаемся к записи на доске в начале урока). Урок окончен. Молодцы! Хорошо работали на уроке.

УРОК МАТЕМАТИКИ В 3-м КЛАССЕ

Тема: Умножение вида: 23 • 40.

Задачи:

  • Ввести алгоритм письменного умножения на двузначное число круглых десятков.
  • Закрепить изученный вычислительный приём.
  • Развивать мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Материалы: учебник “Математика” для 3 класса четырёхлетней начальной школы. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В, М.: Вентана-Графф, 2004. Математика: Раб. тетр.  № 2 для 3-го класса. – М.: Вентана-Графф, 2003. (Начальная школа XXI века). Карточки и таблица.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Устный счёт

А) Представьте число 50, в виде произведения двух множителей 5 и ?. Напишите множитель на карточке.

70----------------//------------------------ 10 и ?;
30---------------//--------------------------3 и ?;
80--------------//---------------------------10 и ?

б) По цепочке: 3 • 10; 10 • 6; 7 • 100; 4 • 10; 92 • 10; 23 • 40.

– Последний пример вызвал затруднение. Каким правилом пользовались, умножая на 10 и 100?

3. Новый материал

– Пример 23 • 40 вызвал затруднение. Попробуем решить в группах. Прикрепите свои работы. В результате получится 920. Проверяем. Объясните, как вы считали (с. 125 учебника). Эту работу выполнили Заяц и Волк. Как они выполнили вычисления?

– В рубрике “Это важно знать” иная запись вычислений. Прочитаем. Сравните эти записи. Какой способ рациональней при умножении двузначного числа на круглое число?

– Ваши вопросы, что не поняли?

– с. 126,  № 514. (работа в паре) Первые два примера объясняет 1 вариант второму, другие два – 2 вариант первому.

4. Первичное закрепление

– Те, у кого стоит точка рядом с № 515, решают первый столбик. Кто хочет поработать у доски? (Решение на обратной стороне доски.)

– Остальные открыли с. 40 РТ, № 135 (1 строчка) – решаем. Кто хочет работать на карточке? (4 чел.)

Проверка примеров. Оценка своей работы.

– Мы учились умножать двузначное число на круглое. А где нам пригодится ещё это умение? (При решении задач.)

– Те, у кого стоит точка рядом с № 523, решают задачу, остальные, № 517.

Проверка.

– Посмотрите на решения задач. Чем отличаются решения? (Больше чисел, действий; ответом; числами и т.д.)

– А чем похожи? (Использование приёма умножения двузначного числа на круглое число.)

– Задание на стр.127,  № 524. Посмотрите на рисунок к  № 524. Подумайте, как новое умение умножать двузначное число на круглое число, будет использовано в этой задаче?

На доске отразить предложения детей: 15 • 30; 15 • 10 + 15 • 10 + 15 • 10; 15 • 10 • 3.

– Сосчитайте сколько стоят все книги?

5. Рефлексия.

– Просмотрите и оцените свою работу на уроке. Тот, у кого не было ошибок, всё получилось – поставьте круг к зелёному вагончику (А), тот, кто иногда ошибался, но всё исправил – поставьте круг к синему вагончику (Б), тот, кому пока ещё трудно умножать двузначное число на круглое число – к красному (В).

Анализ результата после того, как ученики по рядам выставили круги; если нет выбора (В) и большинство выбрали (А), то домашнее задание не задаётся.

6. Домашнее задание

Тем, кто на уроке выполнял № 517, я предлагаю дома решить задачу № 518 (У), либо № 137, стр. 41 (Т). Остальным – или задачу № 136 (Т), или № 140 (Т) – интересный номер.
При выполнении домашнего задания пользуйтесь правилом на стр.125 “Умножение двузначного числа на круглое число”.