Новые принципы и формы организации образовательного процесса – индивидуализированные формы обучения, расширение возможностей самостоятельного планирования учащимися своей деятельности, самостоятельной познавательной и иной активности учащихся, формирование проектно-исследовательских навыков заложены в модель начального образования “Начальная школа XXI века” (научный руководитель профессор Н.Ф. Виноградова). Модель построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников.
УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования – формирование основных компонентов учебной деятельности. Исходя из этого, методика обучения строится на целенаправленном использовании моделирующей деятельности. В содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся. Методика обучения позволяет школьнику осваивать принципиально другую роль – не просто “зритель”, “репродуктор”, а “исследователь”. Усиливается внимание к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Это достигается благодаря применению в методике обучения “скрытых” образцов, преобладанию заданий проблемного характера, наличию системы специальных творческих заданий.
Комплект учебников “Начальная школа XXI века” реализует в образовательном процессе право ребёнка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который даёт возможность учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребёнка, а также уровень его общего развития. Учитель отходит от традиционно принятой ориентировки на “среднего” ученика и проводит целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого ребёнка.
Особое внимание уделяется созданию особой эмоционально-положительной атмосферы обучения школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребёнку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения.
Каждый предмет вносит свой вклад в реализацию изложенных положений.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2-м КЛАССЕТема: ПРИСТАВКА.
Блок: “Как устроен наш язык”.
Задачи:
- познакомить с возможностями приставочного способа словообразования;
- научить образовывать слова приставочным способом в соответствии с заданной моделью;
- отрабатывать умение находить слова с приставками.
Материалы: учебник “Русский язык” для 2-го класса четырёхлетней начальной школы. Ч.1.С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. М.: Вентана-Графф. (Начальная школа XXI века). Карточки и таблица.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Каллиграфическая минутка
Написание строчных букв н, и.
3. Постановка задачи
Учитель. Прочитайте. Что вы можете сказать о парах слов? Что вы заметили?
играл – заиграл;
летел – прилетел;
радоваться – обрадоваться.
Дети. Это родственные слова. Отвечают на один вопрос: что делал?, что делать? Это – глаголы.
Учитель. А чем отличаются пары слов?
Дети.Во вторых словах есть приставка.
Учитель. Выделите приставки. С помощью чего образовались вторые слова в парах?
Дети. Приставок.
Учитель. А как называется, как вы думаете, такой способ словообразования?
Дети высказывают предположения.
Учитель. Давайте проверим наше предположение. Откройте с.135 учебника. Прочитайте.
4. Работа в группах (семь групп по четыре человека)
Учитель. Образуйте с помощью приставок под-, вы-, от-, про- слова. Упражнение 2, с.136.
У каждой группы одно слово: бежать, лить, пилить, резать, ходить, говорить, плыть.
Учитель. Проверьте свою работу перевернув карточку. Оцените себя. Напишите Молодцы! Поднимите руки, кто справился с работой?
5. Физминутка
Дети читают слово на карточке и изображают действие.
6. Самостоятельная работа
Учитель. Мы с вами будем определять от каких слов образованы данные слова и с помощью чего они образовались.
Образец:
плыть + про = (самост. работа) (самост. работа) |
проплыть слететь присказка предобрый накричать [ ч//к ] |
Учитель. Проверьте свою работу:
добрый + пре = предобрый;
кричать + на = накричать;
Напишите себе: Молодец!
7. Объяснение нового материала
Учитель. Учимся различать слова с приставками и слова, корень которых начинается со сходных буквосочетаний. Что нужно сделать, чтобы найти слова образованные приставочным способом?
Дети. Нужно найти слово, от которого оно образовано и выяснить, используется ли для его образования приставка.
Учитель. Упражнение 4, с.136.
Упражнение выполняется по рядам самостоятельно. У доски с каждого ряда работает ученик.
Учитель. Проверяем работу:
Дети. Подарить, поехать, порадоваться. (подарить = дарить + по, поехать = ехать + по, порадоваться = радоваться + по).
Нарисовать, написать, намочить.
Забежать, запрятать, заплакать.
Исключения: победить, начать, запасать.
Учитель. Оцените свою работу: Молодец!
8. Дифференцированная работа (упражнение 6, с. 136).
Учитель. На карточках у каждого написано задание. Выполняйте.
- 1 группа. В подчёркнутых словах обозначить приставки.
- 2 группа. Выпишите слова действия (глаголы), обозначь приставки.
- 3 группа. Выпишите слова действия (глаголы) и другие слова, обозначь приставки.
Учитель. Проверьте свою работу (по доске). Оцените себя: Молодец!
9. Итог урока
Учитель. С каким способом образования слов мы познакомились?
Дети. С приставочным.
Учитель. Оцените свою работу на уроке: поставьте звёздочку вверху, если не допускали ошибок; ниже, если ошибались, но всё исправили.
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3-м КЛАССЕ
Тема: Юмористические рассказы. К.Г. Паустовский “Кот-ворюга”.
Цели и задачи:
- Ввести в круг чтения третьеклассников произведения К.Г. Паустовского.
- Дать понятие “юмористический рассказ”.
- Учить работать с текстом произведения: самостоятельно читать, делить на смысловые части.
- Учить пересказу по плану.
- Учить понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения.
- Учить выражать свою точку зрения о произведении, о героях и их поступках.
Материалы: учебник “Литературное чтение” для 3класса четырёхлетней начальной школы. Ч./2 Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. М.: Вентана-Графф, 2004. Ефросинина Л.А. Рабочая тетрадь № 2 для учащихся 3-го класса. – М.: Вентана-Графф, 2004. (Начальная школа XXI века). Карточки и таблица-обложка.
ХОД УРОКА
I. Работа с текстом рассказа
Учитель. Какой рассказ читали дома? Что вы можете сказать об этом произведении?
Дети. Рассказ весёлый, юмористический.
Учитель. А хотите ещё раз посмеяться, читая самые весёлые отрывки? Найдите, прочитайте.
2. Поставновка задачи
На доске:
К.Г. Паустовский написал много произведений для детей. Обрати внимание, какие это произведения, кто их герои, как относится к своим героям автор, как выражает своё отношение к ним. |
Учитель. Мы продолжаем работу с произведениями К.Г.Паустовского. На какие вопросы мы должны найти ответы?
Читаем текст на доске и подчёркиваем вопросы в тексте.
Учитель. Сегодня мы работаем с рассказом “кот – ворюга”. Как вы думаете, в заглавии выражается отношение автора к своему герою?
Ответы детей.
Учитель. Осуждает автор своего героя или как-то по-другому относится к коту?
Ответы детей.
Учитель. Вам хочется в этом разобраться?
3. Просмотровое чтение
Учитель. Отметьте кусочки, в которых рассказывается о коте:
1. Внешний вид.
2. Поведение.
3. Отношение к людям.
Пронумеруйте эпизоды. Прочитайте орывки о внешнем виде кота. Как автор передаёт своё отношение к коту?
Дети. Относится и с осуждением, и с восхищением, и с юмором и т.д.
Учитель. Как будем читать слова, которые передают отношения автора?
Дети. Выразительно
4. Самостоятельная работа
а) Сильным ученикам: подготовить рассказ о коте
по плану с опорой на отмеченные вами отрывки.
б) Остальные работают в РТ с. 25, № 1-2.
5. Работа с заглавием
Учитель. Почему К.Г. Паустовский назвал свой рассказ “Кот-ворюга”, а не “Кот – вор” или “Кот-воришка”?
Дети. По-доброму осуждает, подсмеивается над котом, относится с юмором.
Учитель. А что такое юмор?
Ответы детей.
Учитель. Прочитаем рубрику “Это важно” с. 85. С помощью чего автор выражает своё добродушно-насмешливое отношение к коту?
Дети. С помощью языковых средств.
6. Моделирование обложки (заполнение карманов шаблона)
– Автор?
– Название?
– Жанр? ( – рассказ)
Учитель. Как обозначим, что рассказ юмористический? Придумайте символ.
Ответы детей.
Учитель. – Тема?
Дети. Взаимоотношения человека и животного.
Учитель. Каким цветом обозначим?
Дети. Коричневый / жёлтый
7. Домашнее задание (по выбору):
- смоделировать обложку и дополнить её рисунком кота-ворюги;
- подготовить рассказ от имени кота “Моя кошачья жизнь”, с. 85;
- подготовить выразительное чтение понравившихся отрывков.
8. Итог урока
Учитель. Ответили мы на поставленные вопросы? (Возвращаемся к записи на доске в начале урока). Урок окончен. Молодцы! Хорошо работали на уроке.
УРОК МАТЕМАТИКИ В 3-м КЛАССЕ
Тема: Умножение вида: 23 • 40.
Задачи:
- Ввести алгоритм письменного умножения на двузначное число круглых десятков.
- Закрепить изученный вычислительный приём.
- Развивать мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности.
Материалы: учебник “Математика” для 3 класса четырёхлетней начальной школы. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В, М.: Вентана-Графф, 2004. Математика: Раб. тетр. № 2 для 3-го класса. – М.: Вентана-Графф, 2003. (Начальная школа XXI века). Карточки и таблица.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Устный счёт
А) Представьте число 50, в виде произведения двух множителей 5 и ?. Напишите множитель на карточке.
70----------------//------------------------ 10 и ?;
30---------------//--------------------------3 и ?;
80--------------//---------------------------10 и ?
б) По цепочке: 3 • 10; 10 • 6; 7 • 100; 4 • 10; 92 • 10; 23 • 40.
– Последний пример вызвал затруднение. Каким правилом пользовались, умножая на 10 и 100?
3. Новый материал
– Пример 23 • 40 вызвал затруднение. Попробуем решить в группах. Прикрепите свои работы. В результате получится 920. Проверяем. Объясните, как вы считали (с. 125 учебника). Эту работу выполнили Заяц и Волк. Как они выполнили вычисления?
– В рубрике “Это важно знать” иная запись вычислений. Прочитаем. Сравните эти записи. Какой способ рациональней при умножении двузначного числа на круглое число?
– Ваши вопросы, что не поняли?
– с. 126, № 514. (работа в паре) Первые два примера объясняет 1 вариант второму, другие два – 2 вариант первому.
4. Первичное закрепление
– Те, у кого стоит точка рядом с № 515, решают первый столбик. Кто хочет поработать у доски? (Решение на обратной стороне доски.)
– Остальные открыли с. 40 РТ, № 135 (1 строчка) – решаем. Кто хочет работать на карточке? (4 чел.)
Проверка примеров. Оценка своей работы.
– Мы учились умножать двузначное число на круглое. А где нам пригодится ещё это умение? (При решении задач.)
– Те, у кого стоит точка рядом с № 523, решают задачу, остальные, № 517.
Проверка.
– Посмотрите на решения задач. Чем отличаются решения? (Больше чисел, действий; ответом; числами и т.д.)
– А чем похожи? (Использование приёма умножения двузначного числа на круглое число.)
– Задание на стр.127, № 524. Посмотрите на рисунок к № 524. Подумайте, как новое умение умножать двузначное число на круглое число, будет использовано в этой задаче?
На доске отразить предложения детей: 15 • 30; 15 • 10 + 15 • 10 + 15 • 10; 15 • 10 • 3.
– Сосчитайте сколько стоят все книги?
5. Рефлексия.
– Просмотрите и оцените свою работу на уроке. Тот, у кого не было ошибок, всё получилось – поставьте круг к зелёному вагончику (А), тот, кто иногда ошибался, но всё исправил – поставьте круг к синему вагончику (Б), тот, кому пока ещё трудно умножать двузначное число на круглое число – к красному (В).
Анализ результата после того, как ученики по рядам выставили круги; если нет выбора (В) и большинство выбрали (А), то домашнее задание не задаётся.
6. Домашнее задание
Тем, кто на уроке выполнял № 517, я предлагаю дома
решить задачу № 518 (У), либо № 137, стр. 41 (Т).
Остальным – или задачу № 136 (Т), или № 140 (Т) –
интересный номер.
При выполнении домашнего задания пользуйтесь
правилом на стр.125 “Умножение двузначного числа
на круглое число”.