Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации по теме “Африка” на основе элементов развивающего обучения.
Место урока в изучении темы: третий из 10 уроков по теме “Африка”.
Тип урока: формирование новых знаний.
Цели и задачи:
- углубить представление о климатообразующих факторах на примере Африки и создать общее представление об особенностях климата Африки;
- вспомнить причины, определяющие эти черты климата; познакомить учащихся с климатическими поясами Африки — основными и переходными, их особенностями и признаками;
- охарактеризовать климатические пояса и области Африки;
- продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами; начать формировать умение работать с климатическими диаграммами;
- воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая,
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый
Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, алгоритмический, статистический,
Оборудование: Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные карты, таблицы, раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа климатограмм и описания климата по плану.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Целеполагание и мотивация
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки. А вот капитан Врунгель, побывав в Африке, так описал природу, что я не согласна с его мнением. А вы сумеете найти ошибки в его записках?
Чтение стихотворения капитана Врунгеля и нахождение ошибок в тексте.
Где-то под руками были близко Капитана Врунгеля записки. Он себя считает знатоком, Африканский мир ему знаком. Постарайтесь-ка найти при чтении, Что вы подвергаете сомнению? |
Вот и сбылась ты, мечта моя! Ликует команда: Ура! Земля! Мы в Африке. Тихий прощай, океан, Помог воплотить мне блестящий план; На волнах прибоя доставил корвет. Большей земли на всем свете нет. Сентябрьской весной оживает природа. Снега осталось совсем немного. Хвоя тихонько летит с эвкалипта, Пингвины купаются в глине липкой. |
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру. Наверное, тигр с ней затеял игру. Оленей берем, чтоб добраться в Сахару. Прошу караван, но дают только пару. В Сахаре нас ждет и покой, и уют, Может быть, сока березы дадут. Ну, а пока я ловлю в Танганьике Щук и китов. Но пока невеликих. Африка очень понравилась мне, О чем сообщаю в этом письме. |
– Почему таких особенностей природы нет на материке? (Географическое положение Африки определяет особенности климата, которые определяют особенности природы.)
На доске надпись:
Африка – самый жаркий материк Земли. |
– На уроке мы должны доказать, что это утверждение является верным.
III. Актуализация знаний
– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы, используя таблицу. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.
Климатообразующий фактор |
Какова роль фактора |
Влияние на климат Африки |
Географическая широта | Чем дальше от экватора, тем … | Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки |
Высота над уровнем моря | Чем выше, тем … | Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег |
Господствующие ветры | Пассаты с океана приносят весь год … | Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает |
Направление горных хребтов | Осадки выпадают на наветренных склонах | Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари |
Течения | Если у берега проходит теплое течение, то | Холодное Сомалийское течение делает климат
полуострова Сомали еще более сухим. Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана. |
IV. Изучение нового материала
– Выясним, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются осадки по материку. Сейчас будем работать на контурной карте и докажем все наши предположения и утверждения.
Работа с контурной картой.
– Выделить экватор, северный и южный тропик.
– Указать пояса давления.
– Обозначить постоянные ветры.
– Подписать типы воздушных масс.
Выводы:
- получает больше солнечного тепла, чем любой другой материк благодаря ГП (между тропиками);
- самая высокая температура на земле +58о в Триполи;
- в зимние месяцы температура не опускается ниже +10о;
- много осадков в экваториальных широтах, мало в тропических;
- большие размеры материка и сухие пассаты с Аравийского полуострова определяют более сухой климат в Северной Африке;
- приокеанская пустыня Намиб сформировалась под влиянием холодного течения.
V. Закрепление и применение знаний и умений
Описание погоды в климатических поясах, используя схему.
Э (ЭВ весь год, поэтому погода весь год …);
СЭ (летом – ЭВ, поэтому лето…, зимой ТВ,
поэтому…);
Т (ТВ весь год, поэтому погода весь год …);
СТ (летом – ТВ, поэтому лето…, зимой УВ,
поэтому…).
Знакомство с алгоритмом описания климатических диаграмм.
– На уроке мы впервые знакомимся с климатическими диаграммами. Наша задача – научиться читать их и определять тип климата. Работаем по учебнику стр. 127.
Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам:
- Средняя температура января.
- Средняя температура июля.
- Годовое количество осадков.
- Режим выпадения осадков.
- Господствующие ветры в январе, июле.
- Климатический пояс и область:
- № 1 – экваториальный;
- № 2 – субэкваториальный;
- № 3 – тропический.
VI. Подведение итогов урока
На доске аргументы, подтверждающие правильность утверждения “Африка – самый жаркий материк”.
VII. Домашнее задание
- Описать климат о. Мадагаскар по типовому плану (выдать каждому).
- Опережающее задание:
- 1 вариант: подготовить путешествие по рекам Африки;
- 2 вариант: подготовить путешествие по озерам Африки.
VIII. Проверка уровня усвоения материала
Выполнение теста и самопроверка.
Тесты и задания для проверки
Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.
1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье
Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. Весь год господствуют пассаты.
10. После полудня почти всегда идет сильный
ливень.
11. Весь год мало осадков.
12. Осадки в основном выпадают летом.
А) экваториальный | № 3, |
Б) субэкваториальный | № 1, |
В) тропический | № 2, |
Г) субтропический | № 4, |
А) 3, 5, 10;
Б) 1, 8, 12;
В) 2, 6, 9, 11;
Г) 4, 7.