Конкурс профессионального мастерства по профессии монтажник радиоэлектронных устройств и приборов

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Конкурс профессионального мастерства! Звучит гордо. Казалось бы, о каком мастерстве учащихся II курса можно говорить. Однако значительная часть обучающихся твердо уверена, что они уже знают и умеют в области своей профессии достаточно много, что могут посоревноваться в знаниях и умениях как между собой, так и с другими группами.

Вот для таких неугомонных, развивающихся личностей и устраивается конкурс профессионального мастерства. А в процесс подготовки к нему будут втянуты и остальные учащиеся, никто не останется в стороне.

Подготовку к этому серьезному мероприятию необходимо начать заранее: подобрать и разработать задания, продумать призы победителям.

К подготовке к конкурсу привлекаются и сами учащиеся. Им дается задание выдвинуть наиболее достойных из своей группы, которые будут бороться за звание победителя.

В конкурсе возможно соревнование между командами, например, от 2-х групп. Это прибавит здорового азарта конкурсу. Поэтому в подготовительный период группы должны подобрать членов в свои команды.

Итак, команды готовы, задания к конкурсу также обрели законченность. На этом этапе можно познакомить команды с некоторыми условиями конкурса. Например, придумать название команде, девиз, под которым будет выступать команда, а также подготовить команду болельщиков, для которой тоже приготовлены задания. В случае победы в конкурсах команды болельщиков пополнят копилки своих команд дополнительными очками.

Но поскольку конечная цель конкурса профессионального мастерства – это определить победителя в личном первенстве, участникам команд дается творческое задание, например, собрать электронный прибор на их выбор, но при этом участников команд обязательно знакомят с условиями конкурса, т.е. по каким параметрам будет оцениваться домашнее задание.

Не остаются без дела и учащиеся, которые не задействованы в командах участников и в командах болельщиков. Они должны придумать и написать плакаты, которыми будут поддерживать свои команды в их острой борьбе.

В подготовительный период необходимо придумать и призы, которыми будут награждаться победитель и другие участники конкурса. Например, призом для победителя будет освобождение от грядущей аттестации или освобождение от курсовой работы. О призе для победителя необходимо объявить перед началом игры, это только добавит остроты в соревнование.

И вот, когда предварительная подготовка к конкурсу закончена, можно вместе с учащимися приступить к подготовке помещения, в котором будет проходить конкурс.

Цель данного конкурса – это определить уровень теоретической и профессиональной подготовки учащихся.

Конкурс состоит из 3-х туров:

I тур – теоретическая разминка;
I тур – практический – это монтаж предложенной схемы в электромонтажной мастерской;
III тур – защита участниками команд своих приборов.

В конкурсе будут участвовать 2 команды по 5 человек в каждой. В ходе подготовки к конкурсу командам дается задание подготовить выставку из лучших выполненных ими практических работ – электронных приборов, а болельщики заняты оформлением кабинета и мастерской, в которых будут проводиться туры конкурса.

А теперь непосредственно о самом конкурсе.

Команды занимают свои места. Представляется жюри, которое будет оценивать конкурс.

Далее дается слово командам для их представления.

После того как знакомство состоялось, переходим к I туру конкурса – это теоретическая разминка, которая заключается в следующем: ведущий задает вопрос, отвечает та команда, участник которой, зная правильный ответ, первым поднял руку.

За каждый правильный ответ участник команды и соответственно его команда получает один балл.

Все успехи и неудачи команд будут фиксироваться в протоколах, которые передаются в жюри.

Протокол имеет форму:

Протокол команды “Х

Ф. И. О.

 

           I тур

Теоретическая разминка

II тур

Практический

III тур

Защита приборов

Качество

монтажа

Время

выполнения

Сложность прибора Защита
1.

2.

3.

4.

5.

     

 Для I тура готовятся 10 – 15 вопросов. Это могут быть вопросы по спецпредметам, по технике безопасности, по производственному обучению, например,

  1. Как называется единица измерения основного параметра конденсатора?
  2. Как называется прибор, сопротивление которого зависит от приложенного напряжения?
  3. Какие вы знаете способы и средства электрозащиты?
  4. Какие факторы влияют на степень поражения током? и т.д.

После завершения I тура жюри объявляет итоги.

Переходим ко II туру конкурса. Он будет проходить в электромонтажной мастерской, где каждый участник займется монтажом предложенной электрической схемы. Рабочие места для этого конкурса уже подготовлены, на них лежат принципиальная электрическая схема, паяльник, набор радиоэлементов, плата и все необходимые инструменты. Участникам объявляется время, которое отводится на выполнение этого задания, а также называются параметры, по которым будет оцениваться данный конкурс – это качество выполнения монтажа и скорость выполнения. Каждый параметр оценивается по 2 балла. После этого они могут приступать к работе.

Пока команды находятся в электромонтажной мастерской, в борьбу включаются команды болельщиков, которые состоят из 4 – 6 человек. Командам болельщиков предлагаются следующие задания:

  1. Найти ошибку в предложенной электрической схеме.
  2. В течение 3-х минут привести максимальное количество условных графических обозначений радиоэлементов и их названий.
  3. Сделать рекламу своей профессии, используя всего 3 предложения.

Каждое задание оценивается в 1 балл. Заработанные командами болельщиков баллы идут в копилку команды, за которую они выступают.

К моменту завершения соревнования между командами болельщиков, команды участников также завершают свою работу. Пока жюри оценивают ее выполнение, остальные учащиеся осматривают подготовленную выставку.

Итак, жюри подвело итоги и объявляет результаты после II тура конкурса, назвав команду-победительницу и победителя в личном первенстве.

Переходим к III туру. Это защита участниками команд электронных приборов, подготовленных ими непосредственно к этому конкурсу. В течение 3-х минут каждый участник должен рассказать об устройстве и назначении прибора и сделать ему убедительную рекламу. Этот конкурс оценивается в 3 балла.

На этом конкурс завершается, жюри объявляет команду-победительницу, набравшую больше баллов, а также победителя в личном зачете. Победителям вручают призы.

Список используемой литературы.

  1. Нестеренко В.М., Мысьянов А.М. “Технология электромонтажных приборов”, М: издательский центр “Академия”, 2004 г.-592 стр.
  2. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. “Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий”, М: издательский центр “Академия”, 2004 г.-240 стр.
  3. Журавлева Л.В. “Электроматериаловедение”, М: Издательский центр “Академия”, 2004 г.-312 стр.