Конкурс профессионального мастерства! Звучит гордо. Казалось бы, о каком мастерстве учащихся II курса можно говорить. Однако значительная часть обучающихся твердо уверена, что они уже знают и умеют в области своей профессии достаточно много, что могут посоревноваться в знаниях и умениях как между собой, так и с другими группами.
Вот для таких неугомонных, развивающихся личностей и устраивается конкурс профессионального мастерства. А в процесс подготовки к нему будут втянуты и остальные учащиеся, никто не останется в стороне.
Подготовку к этому серьезному мероприятию необходимо начать заранее: подобрать и разработать задания, продумать призы победителям.
К подготовке к конкурсу привлекаются и сами учащиеся. Им дается задание выдвинуть наиболее достойных из своей группы, которые будут бороться за звание победителя.
В конкурсе возможно соревнование между командами, например, от 2-х групп. Это прибавит здорового азарта конкурсу. Поэтому в подготовительный период группы должны подобрать членов в свои команды.
Итак, команды готовы, задания к конкурсу также обрели законченность. На этом этапе можно познакомить команды с некоторыми условиями конкурса. Например, придумать название команде, девиз, под которым будет выступать команда, а также подготовить команду болельщиков, для которой тоже приготовлены задания. В случае победы в конкурсах команды болельщиков пополнят копилки своих команд дополнительными очками.
Но поскольку конечная цель конкурса профессионального мастерства – это определить победителя в личном первенстве, участникам команд дается творческое задание, например, собрать электронный прибор на их выбор, но при этом участников команд обязательно знакомят с условиями конкурса, т.е. по каким параметрам будет оцениваться домашнее задание.
Не остаются без дела и учащиеся, которые не задействованы в командах участников и в командах болельщиков. Они должны придумать и написать плакаты, которыми будут поддерживать свои команды в их острой борьбе.
В подготовительный период необходимо придумать и призы, которыми будут награждаться победитель и другие участники конкурса. Например, призом для победителя будет освобождение от грядущей аттестации или освобождение от курсовой работы. О призе для победителя необходимо объявить перед началом игры, это только добавит остроты в соревнование.
И вот, когда предварительная подготовка к конкурсу закончена, можно вместе с учащимися приступить к подготовке помещения, в котором будет проходить конкурс.
Цель данного конкурса – это определить уровень теоретической и профессиональной подготовки учащихся.
Конкурс состоит из 3-х туров:
I тур – теоретическая разминка;
I тур – практический – это монтаж предложенной
схемы в электромонтажной мастерской;
III тур – защита участниками команд своих
приборов.
В конкурсе будут участвовать 2 команды по 5 человек в каждой. В ходе подготовки к конкурсу командам дается задание подготовить выставку из лучших выполненных ими практических работ – электронных приборов, а болельщики заняты оформлением кабинета и мастерской, в которых будут проводиться туры конкурса.
А теперь непосредственно о самом конкурсе.
Команды занимают свои места. Представляется жюри, которое будет оценивать конкурс.
Далее дается слово командам для их представления.
После того как знакомство состоялось, переходим к I туру конкурса – это теоретическая разминка, которая заключается в следующем: ведущий задает вопрос, отвечает та команда, участник которой, зная правильный ответ, первым поднял руку.
За каждый правильный ответ участник команды и соответственно его команда получает один балл.
Все успехи и неудачи команд будут фиксироваться в протоколах, которые передаются в жюри.
Протокол имеет форму:
Протокол команды “Х”
Ф. И. О.
|
I тур Теоретическая разминка |
II тур Практический |
III тур Защита приборов |
||
Качество монтажа |
Время выполнения |
Сложность прибора | Защита | ||
1. 2. 3. 4. 5. |
Для I тура готовятся 10 – 15 вопросов. Это могут быть вопросы по спецпредметам, по технике безопасности, по производственному обучению, например,
- Как называется единица измерения основного параметра конденсатора?
- Как называется прибор, сопротивление которого зависит от приложенного напряжения?
- Какие вы знаете способы и средства электрозащиты?
- Какие факторы влияют на степень поражения током? и т.д.
После завершения I тура жюри объявляет итоги.
Переходим ко II туру конкурса. Он будет проходить в электромонтажной мастерской, где каждый участник займется монтажом предложенной электрической схемы. Рабочие места для этого конкурса уже подготовлены, на них лежат принципиальная электрическая схема, паяльник, набор радиоэлементов, плата и все необходимые инструменты. Участникам объявляется время, которое отводится на выполнение этого задания, а также называются параметры, по которым будет оцениваться данный конкурс – это качество выполнения монтажа и скорость выполнения. Каждый параметр оценивается по 2 балла. После этого они могут приступать к работе.
Пока команды находятся в электромонтажной мастерской, в борьбу включаются команды болельщиков, которые состоят из 4 – 6 человек. Командам болельщиков предлагаются следующие задания:
- Найти ошибку в предложенной электрической схеме.
- В течение 3-х минут привести максимальное количество условных графических обозначений радиоэлементов и их названий.
- Сделать рекламу своей профессии, используя всего 3 предложения.
Каждое задание оценивается в 1 балл. Заработанные командами болельщиков баллы идут в копилку команды, за которую они выступают.
К моменту завершения соревнования между командами болельщиков, команды участников также завершают свою работу. Пока жюри оценивают ее выполнение, остальные учащиеся осматривают подготовленную выставку.
Итак, жюри подвело итоги и объявляет результаты после II тура конкурса, назвав команду-победительницу и победителя в личном первенстве.
Переходим к III туру. Это защита участниками команд электронных приборов, подготовленных ими непосредственно к этому конкурсу. В течение 3-х минут каждый участник должен рассказать об устройстве и назначении прибора и сделать ему убедительную рекламу. Этот конкурс оценивается в 3 балла.
На этом конкурс завершается, жюри объявляет команду-победительницу, набравшую больше баллов, а также победителя в личном зачете. Победителям вручают призы.
Список используемой литературы.
- Нестеренко В.М., Мысьянов А.М. “Технология электромонтажных приборов”, М: издательский центр “Академия”, 2004 г.-592 стр.
- Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. “Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий”, М: издательский центр “Академия”, 2004 г.-240 стр.
- Журавлева Л.В. “Электроматериаловедение”, М: Издательский центр “Академия”, 2004 г.-312 стр.