После окончания средней общеобразовательной школы многие учащиеся поступают в вузы, техникумы и колледжи, где продолжают изучение некоторых школьных дисциплин, в том числе и иностранного языка, в частности английского. Задача преподавателя такого учебного заведения состоит в том, чтобы научить студентов профессионально-ориентированной лексике, но очень часто вместо этого приходится формировать базовый уровень коммуникативной компетентности у некоторых учащихся или заниматься “выравниванием” иноязычной подготовки студентов и доведению ее до такого уровня, когда изучение профессиональной лексики станет возможным, посильным и эффективным. Таким образом, главная проблема при построении системы обучения иностранному языку в вузе – это различный базовый уровень иноязычной подготовки абитуриентов. Мы уже давно убедились, что “отличная” оценка по иностранному языку в аттестате у одного ученика далеко не соответствует оценке “удовлетворительно” у выпускника другой школы, что связано с разнообразием учебных программ и пособий и особенностями методик преподавания, используемых в общеобразовательных учебных заведениях.
Я считаю, что овладение иноязычным профессионально-направленным общением в вузе представляет собой ступенчатую систему и должно строиться поэтапно. На первом, самом главном этапе, для преподавателя вуза, где учащийся продолжит свое обучение как студент, очень важно четкое разделение студентов по подгруппам для изучения языка в соответствии с их уровнем коммуникативных умений. Только после распределения учащихся по уровню языковой подготовки преподаватель сможет осуществлять дифференцированный подход, что и будет обеспечивать качество профессионального образования.
Поэтому мы разработали специальный тест для абитуриентов, который позволяет определить характер и глубину пробелов в знаниях и выявить, какие элементы практических умений не сформированы или выражены слабо, недостаточно. Результатом этого теста становится не оценка “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” или “неудовлетворительно”, а подгруппа по изучению английского языка – “C”, “CB”, “BC”, “B”, “AB”, “A”, – в которой студент будет обучаться и чувствовать себя наиболее комфортно.
Подгруппа “А” – “сильная”, к ней относятся студенты, имеющие высокий уровень коммуникативных умений, богатый лексический запас и прочные базовые знания по грамматике. Они готовы к усвоению профессионально-направленной лексики без какой-либо дополнительной отработки.
Подгруппа “В” – “средняя”. Эти студенты тоже смогут усваивать профессионально-ориентированную лексику, но только после определенного вводного курса по систематизации грамматического и лексического материала в рамках школьной программы.
Подгруппа “С” – “нулевая”. Это студенты, никогда ранее не изучавшие английский язык.
Открытием являются так называемые “промежуточные” подгруппы, которые позволяют преподавателю регулировать объем изучаемого материала и темп его усвоения. Так, например, в подгруппе “СВ” обучаются студенты, которые когда-то давно изучали английский язык или изучали очень короткий период времени и не систематически, но все же имеют элементарное представление о языке.
Подгруппа “ВС” по уровню близка к “В”, но темп усвоения материала медленнее, а отработка лексического и грамматического материала более детальная и основательная в целях выработки у студентов прочных фундаментальных знаний.
Что касается подгруппы “АВ”, то сюда относятся студенты, отлично владеющие лексическим и грамматическим материалом в рамках школьной программы, но имеющие незначительные пробелы и требующие коррекции некоторых аспектов языка.
Вот уже в течение восьми лет мы успешно используем этот тест в своей работе для распределения учащихся по подгруппам, и за этот период времени он не раз доказал свою эффективность и практическую ценность.
Данный тест включает в себя три задания. Целью первого задания является проверка лексического запаса учащихся, что в дальнейшем позволяет определить объем и тематику изучаемого материала. Второе задание нацелено на проверку знаний грамматики, а третье задание (предложения на перевод) позволяет судить о сформированности общих коммуникативных умений и навыков.
Надеемся, что данный педагогический опыт пригодится нашим коллегам, которые заняты в сфере профессионального и дополнительного образования.
TEST
- Закончите предложения. Дайте пять вариантов ответов.
- It is a ..... day today.
- Girls usually wear (носят) .....
- I went to the supermarket and bought .....
- There are a lot of dishes in the restaurant: .....
- There is much furniture in the living-room: .....
- He asked me to .....
- As for my character, I am .....
- People can travel by .....
- I am very beautiful. Let me describe myself .....
- My hobbies are .....
- My parents ___ in London.
- am
- is
- are
- She usually ___ home at 5 o`clock.
- has come
- comes
- is coming
- Yesterday they ___ to the theatre.
- have gone
- went
- are going
- I ___ a new art gallery tomorrow.
- have visited
- shall visit
- visit
- He ___ a newspaper now.
- is reading
- are reading
- reads
- The workers ___ already their work.
- are finishing
- finished
- have finished
- All children ___ go to school every day.
- can
- may
- must
- ___ do you live?
- what
- when
- where
- If we go for a walk, I ___ you.
- call
- shall call
- am calling
- When he saw Ann, she ___ a letter.
- wrote
- was writing
- has written
- Он хороший человек.
- В квартире есть три комнаты.
- Ты должен встретить меня. Ты меня можешь встретить? Можно я тебя встречу?
- Трудно изучать английский.
- Я не сплю дома. Я не спала дома. Я не буду спать дома.
- Я бы хотела жить в Москве.
- Дома холодно?
- У меня нет брата.
- Он бегает быстрее, чем ты.
- Давай сходим куда-нибудь.