Цели:
- Обобщение изученного материала по данной теме, расширение кругозора учащихся.
- Углубление представлений о культуре русского народа, его традициях, обычаях.
- Развитие выразительной речи, памяти, сообразительности, фантазии, чувства юмора.
- Развитие представлений о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.
- Воспитание эстетических чувств, доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.
Оборудование:
- Семейные реликвии, принесенные детьми, вышивки, кружева, вязание, платки, изделия из бересты и др.
- Герои русских народных сказок (медведь, лиса, волк, заяц и др.)
- Русские народные инструменты (деревянные ложки, балалайка)
- Детские кукольные кроватки и куклы
Ход урока
I. Орг.момент
Здравствуйте, я Весна – красна. Всем известно, что весна – это время пробуждения. Я уже
много потрудилась: растопила снега, прогрела землю, разбудила все живое, вернула птиц с юга. А еще я решила привести в порядок людские души, растопить их сердца. А начать я решила с молодого поколения, поэтому и заглянула к вам.
II. Сообщение темы и целей урока.
Вы живете в огромной стране, имя которой Россия. У каждого народа своя мудрость, другими словами свой фольклор. Вы поколение русского народа, его будущее. Всем известно, что именно русский народ славится своими талантами, самобытностью. И проявляется это в их умении трудиться (это видно по вещам, которые хранятся в ваших семьях и изготовлены руками ваших бабушек и даже прабабушек). Свой талант также народ проявляет в умении веселиться и отдыхать.
В то давнее время, когда не было ни телевизоров, ни видео, ни компьютеров, народная мудрость и знание передавались через произведения устного народного творчества.
И сегодня наша с вами задача выяснить для чего создавались произведения устного народного творчества, чему они нас учат.
Но сначала давайте вспомним, что же такое устное народное творчество?
III. Повторение и обобщение
- Что значит устное?
- Это значит, что эти произведения передавались из уст в уста, т.е. мама рассказывала детям, бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему, поэтому произведения постоянно изменялись.
- Что значит народное?
- Это значит, что сочинял не один какой-то человек, а народ.
- Что такое творчество?
- Творчество произошло от слова творить, т.е. создавать, делать.
- Молодцы, ребята!
Но русский народ создавал эти произведения не только для того, чтобы скрасить свой досуг и повеселиться, но и для того…
А вот для чего еще, я хочу, чтобы вы выводы сделали сами.
- Ребята, а почему вы сидите за разными секторами?
(Дети перечисляют, о чем они будут говорить.)
- А как называются и пословицы, и песни, и сказки?
- жанры устного народного творчества
Итак, начинаем представлять жанры!
- Начнем с пословиц. Что такое пословица?
- Краткое изречение с поучительным смыслом.
(Дети зачитывают пословицы).
- Труд человека кормит, а лень – портит.
- Своя земля и в горести мила.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- О чем первая пословица, чему она нас учит?
(…о труде, приводят свои примеры).
- О чем вторая пословица, чему она нас учит?
(…о любви к Родине, к России, даже к городу ).
- О чем третья пословица?
(…о труде, об упорстве в достижении цели ).
А какие пословицы вы знаете? Приведите примеры.
- На уроках чтения мы будем продолжать знакомство с пословицами. Ну, а если кто-то заинтересовался, то может найти их в книгах, представленных в классной выставке. Здесь вы найдете пословицы не только о труде, о любви к Родине, но и о дружбе, о чести, о мастерстве.
- Ребята, давайте поблагодарим сектор “пословицы”. Скажем им “спасибо”.
Переходим к следующему сектору “Сказки”.
- Мы попали в сказочный лес. Посмотрите, какие животные здесь живут?
(На столе герои русских народных сказок: медведь, лиса, волк, заяц и др.).
- Почему эти герои в русских народных костюмах?
- Это герои русских народных сказок.
- Какие сказки с этими героями вы знаете?
- “Волк и семеро козлят”.
- “Лиса – повитуха”.
- “Лиса и тетерев”.
- “Лиса и журавль”.
- “Лиса, заяц и петух”.
- “Заяц – хваста”.
- “Теремок”.
- “Лисичка со скалочкой”.
- “Колобок” и др.
- Эти герои похожи по характеру?
- Нет, разные.
- Давайте составим словесный портрет каждого героя.
(Медведь - …, лиса - …, и т.д.)
- Ребята, за масками этих животных скрываемся мы, т.е. люди. Как называется такой прием в литературе?
- Олицетворение.
- Через сказки отражаются отношения людей. Сказки учат быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказки утверждают народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.
А какие черты характера в этих героях вам не нравятся? Приведите пример сказки, где эти черты явно прослеживаются.
(Дети приводят примеры).
- Спасибо сектору “Сказки”.
Мы переходим к следующему сектору, который представляет жанр “Частушки”.
(Ребята подыгрывают на деревянных ложках).
1.
Прозвенел звонок веселый,
Мы в столовую бежим.
Первый класс все обгоняем,
Мы их всех опередим.
2.
Наши мальчики такие
Удалые хоть куда –
Могут девочек обидеть,
Но друг друга никогда.
- А вы себя никто не узнал в этих частушках? Не хотите сознаваться?
Недаром народ высмеивал не лучшие, а плохие качества человека. А какие плохие качества вы заметили в этих частушках? Что полезного взяли для себя?
(Нельзя обижать девочек, драться. Надо пропускать в столовую первоклашек, девочек, не бегать по школе, быть вежливыми с учителями и друг с другом ).
Спасибо сектору “Частушки”.
- Мы посмеялись над частушками, а сейчас мы переходим к сектору, который представляет жанр “Песни”.
Русский народ славится своими красивыми, задушевными, с глубоким смыслом песнями, дающими тему для размышления.
Наши девочки приготовили народные песни. А вам нужно узнать эти песни и сказать когда и кому их пели.
(На столе коечки с куклами. Девочки берут кукол и поют песню, укачивая их).
Люшеньки-люли
Прилетели гули.
Стали гули ворковать,
Мою деточку качать.
Баю – бай, баю – бай,
Дочка, глазки закрывай.
А – а – а!
Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок.
Петя громко поёт,
Дочке спать не дает.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа не скули,
Нашу Лену не буди…
А ты, доченька, усни.
Крепкий сон к тебе приди.
А – а – а!
- Какие вы песни сейчас услышали? Зачем они были нужны?
- Колыбельные. Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка.
- А вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?
(Ответы детей).
Ну и последний наш сектор, представляющий жанр “Загадки”.
- Давайте поломаем голову над русскими народными загадками!
(На столе стоит шкатулка, в ней спрятано пасхальное яйцо).
- Нашел я шар, разбил его, увидел золото и серебро.
- Упадет, разобьется – ни один кузнец не скует.
- Избушка нова – жильца нет.
Жилец появится – изба развалится. - Что на крючок не повесишь?
- Яйцо.
- Правильно!
А вот и отгадка (достаю яйцо).
Но яйцо у меня в шкатулке необычное, а расписное. Кто знает почему?
- Скоро праздник Пасха.
Наш народ всегда умел трудиться, а потому умел и праздновать. Пасха – это особо почетаемый церковный праздник, который отмечался на Руси раньше, отмечается и сейчас.
- Что делают люди на Пасху? Как вы с родителями готовитесь дома к этому празднику?
- Красят яйца, стряпают булочки, куличи, пасхи…(ответы детей).
- А еще с самого утра люди в этот день ходят друг к другу в гости христосоваться.
Давайте посмотрим, как это происходит (два ученика показывают, как христосоваться яйцами).
На Пасху принимают гостей, оказывая им почести. Каждый хозяин старается показать свое гостеприимство и радушие.
- Хоть не богат, а гостям рад.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Гость на гость, хозяину радость.
IV.Итог урока
- Надеюсь мне, Весне, удалось разбудить в вас добрые чувства, используя произведения устного народного творчества, пробудить интерес к изучению народного фольклора.
А что вам больше всего понравилось на уроке? Какие выводы вы сделали для себя?
Чему учат нас произведения устного народного творчества? Для чего они создавались?
(Ответы детей)
V. Домашнее задание
Попробуйте сочинить свою сказку и нарисовать к ней иллюстрацию.