Задачи:
- воспитание любви к Родине, чувства патриотизма через работу с пословицей;
- развитие умения классифицировать существительные по родовому признаку;
- формирование умения определять род имён существительных.
Оборудование:
карточки со словами, карточки с домашним заданием, иллюстрация метро.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
2. Минутка чистописания.
«/ /»
- Какая буква спряталась?
Подсказка в загадке:
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я,
Ты да я», а между тем
Получилась буква «М».
- Пропишите пять каллиграфически верных букв.
«М»
- Вспомните словарные слова на эту букву?
Написание слова «метро».
- Проговорите правильное написание слова «метро».
«метро»
Дети пишут одно слово.
- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. (Проверка)
Показываю иллюстрацию метро.
- Что такое метро? (Подземная железная дорога)
- Что вы можете сказать об этом слове?
3. Работа по распределению слов по родам.
На доске слова:
мама хлеб пальто кофта метро ключ
- Что написано на доске? (слова).
- Что общего в этих словах? (Они все существительные)
Задание: распределить эти существительные в три группы и записать в три столбика.
Проверка с доказательством:
- Как распределили слова? Почему?
В результате ответов появляется запись на доске:
М.р.(он, мой) | Ж.р.(она, моя) | Ср. р. (оно, моё) |
хлеб | мама | пальто |
ключ | кофта | метро |
Ответы детей:
- В первом столбике записаны слова имена существительные м.р.
- Во втором столбике записаны имена существительные ж.р.
- В третьем столбике записаны слова – имена существительные ср.р.
- Какие слова – помощники помогают определить род существительных?
Секрет запоминания рода существительных:
Женский род запомню я
И скажу «она моя»,
И запомню род мужской,
И опять скажу «он мой».
Средний род - «оно моё»-
Это правило твоё.
4. Определение темы урока.
- Опираясь на только что выполненное задание, сформулируйте тему урока.
Определение рода имён существительных.
5. Определите слова по родам.
- Запишите слова « Родина, конь, поле» к существительным соответствующего рода.
Проверка.
- Почему слово «родина» ж.р.?
- Обратите внимание на то, с каким существительным слово «Родина» оказалось в одном столбике?
Высказывания детей о Родине.
- О Родине есть пословица:
Родина – мать, умей за неё постоять.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Вывод:
Родину (как и маму) не выбирают. Она даётся единожды и навсегда. А значит, нужно любить страну такой, какая она есть, сохранять и защищать.
Вывод по этапу урока:
- Какие слова помогают определить род существительных?
6. Физ. минутка.
Учитель называет существительные, если оно
М.р. - дети подпрыгивают,
Ж.р. - хлопают,
Ср.р.- приседают.
7. Знакомство со словами общего рода.
Даётся ребус:
’’ О Ё
Дети отгадывают слово «рёва».
- Подумайте, какого рода это существительное?
Проверка:
При проверке появляется проблема, т.к. это слово можно записать и к существительным м.р. и к существительным ж.р.
- Кого называют рёвой? (Ребёнка, который постоянно плачет)
Поэтому это слово может быть и м.р. и ж.р.
- Подумайте, как могут называться такие существительные? (Существительные общего рода)
Учитель записывает это слово в 4 столбик.
8. Работа в парах.
Нахождение существительных общего рода.
У каждого на столах лежит карточка с несколькими предложениями
I вариант: Вот Таня- жуткая соня и белоручка. А Владик - большой непоседа. |
II вариант. Катя у нас – умница. А Люся кошмарная воображала. |
Задание: прочитайте предложения на своей карточке, найдите и подчеркните существительные общего рода.
Взаимопроверка: поменяйте карточки и проверьте, верно ли выполнил задание ваш сосед (сверить с написанным на доске).
- Какой можно сделать вывод?
- Что можно сказать об этих словах?
- Какого они рода?
Вывод:
- Как определить род существительных?
9. Работа со словарями.
Даня слова: тюль, кофе, кенгуру.
- К существительным какого рода вы бы отнесли слово «тюль»? (Дети могут затрудниться)
При затруднении в определении рода существительных можно обратиться к словарям.
Самостоятельная работа по словарю в определении рода данных существительных.
Проверка.
- Какой можно сделать вывод?
10. Итог урока:
- Чему учились на уроке?
- Как определить род существительных?
- Что нового узнали?
11. Домашнее задание: на карточке
Образовать пары родственных
слов имён существительных женского рода и
мужского: Хозяин - Учитель - Лис - Медведь - Лыжник - Мышь - Шофёр - Сирота - |