В нашем дошкольном учреждении логопедическая работа осуществляется по двум основным направлениям - коррекционному и профилактическому. Коррекционная работа проводится учителем-логопедом, воспитателем под его руководством и другими специалистами (педагогом-психологом, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, воспитателем по ИЗО деятельности) в специальных группах для детей с нарушениями зрения и речи. Для педагогов общеобразовательных групп ДОУ важно профилактическое направление, которое осуществляется учителем-логопедом через организацию профработы и обеспечивает индивидуальное логопедическое сопровождение каждого ребенка.
Профилактическое направление логопедического сопровождения детей в ДОУ состоит из трех блоков:
- диагностического;
- собственно коррекционного;
- контрольного.
и включает разные формы работы:
- профилактическую коррекционную работу с детьми;
- работу с педагогами;
- взаимодействие с социально-педагогической средой города;
- сотрудничество с родителями.
Остановлюсь на сотрудничестве логопеда с родителями детей общеобразовательных групп. Работа с родителями предусматривает проведение специалистом логопедом:
- родительских собраний;
- подгрупповых консультаций- практикумов;
- индивидуального консультирования;
- занятий в «Школе заботливых родителей» для неорганизованных детей.
Это дает возможность родителям стать субъектами и полноправными участниками образовательного процесса в ДОУ,
Так, после обследования детей 2 младшей группы в октябре месяце, учитель-логопед проводит собрание для родителей «Особенности развития речи 3-х летних детей».
Приведу в качестве примера свое выступление.
Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса слов (до 1500 и более), так как деятельность детей становится более сложной и разнообразной.
К 3 годам произносительная сторона речи детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных звуков.
Речь еще недостаточно четкая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом (недостаточно громко отвечают на вопросы, рассказывают стихи или, наоборот, не переходят на тихую речь в нужной ситуации.).
К 3 годам допускаются такие недостатки звукопроизношения, как:
- отсутствие или замена на более простые звуки шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ])
- отсутствие твердого звука [Л] или замена его на мягкий звук [ЛЬ]
- отсутствие звуков [Р] и [РЬ] или замена на звук [ЛЬ]
- отсутствие звука [Ц]
Все эти нарушения могут носить временный характер. Но, наряду с физиологическими нарушениями (возрастными), в последнее время все чаще встречаются патологические (стойкое неправильное произношение звуков), которые могут возникнуть вследствие:
- нарушений речевого слуха;
- неправильного строения артикуляционного аппарата;
- поражения в речевом отделе коры головного мозга.
Так как наша речь осуществляется на выдохе, то особое внимание нужно уделять развитию воздушной струи, от силы и направленности которой зависит произношение многих звуков.
Необходимо дифференцировать с ребенком носовой и ротовой вдох и выдох:
- вдох носом – выдох носом;
- вдох ртом – выдох ртом;
- вдох ртом – выдох носом;
- вдох носом – выдох ртом.
При этом выдох лучше осуществлять на «султанчик», ватку или бумажку для зрительного контроля за выработкой направленной воздушной струи. Для достижения слияния визуальных (зрительных), слуховых, тактильных и мышечных ощущений используются различные виды упражнений:
- сдуть листик, снежинку и т.д. с ладони (тем самым создается ощущение воздушного потока);
- подуть на кончик пальца, при этом палец перемещаем в стороны, отодвигаем ото рта (тренируем способность ребенка менять направление выдыхаемой воздушной струи);
- поддувание на снежинки, листики, капельки бумажные, прикрепленные ниткой к палочке плавно или толчком для развития силы выдоха и способа подачи воздушной струи;
- сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, ватку, задувать их в ворота («Забей гол»);
- дуть на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в тазу;
- задувать пламя свечи на резком и длительном выдохе;
- поддерживать в воздухе перышко на длительном выдохе;
- пускать мыльные пузыри;
- дуть в музыкальные инструменты;
- надувание воздушных шаров и надувных игрушек для отработки объема выдыхаемого воздуха.
Дыхательные упражнения выполняются не более 5 раз или 15 секунд для исключения возможности возникновения головокружения.
На основе правильного дыхания у детей развивается голосовая функция, формируется красивый звучный голос.
В ходе специальных игр и упражнений:
- у детей вырабатывается умеренный темп речи;
- они учатся пользоваться своим голосом в соответствующей ситуации;
- учатся говорить без напряжения;
- совершенствуется плавность произношения;
- развивается интонационная выразительность речи.
Для развития голоса полезно пропевание гласных звуков на выдохе:
- укачиваем куколку: аааааааааааааа;
- волк воет: уууууууу;
- заблудились в лесу: ау
- ребенок плачет: уа и т.д.
Развивая ритмико-мелодическую сторону речи, можно использовать такие игры и упражнения:
- «Едет паровозик», «Плывет кораблик»
(удаляется, приближается), «Эхо»
- проговаривание речевого материала (звуки,
слоги, слова, фразы, предложения)
с изменением:
- силы голоса;
- высоты голоса;
- темпа речи;
- интонации;
- инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Три медведя», «Колобок»
Чтобы научить ребенка правильно и четко произносить звуки, ясно и отчетливо выговаривать слова, прежде всего нужно научить его слышать и слушать звуки вокруг нас а также речь окружающих. Умение слышать неречевые звуки, различать их является базой для развития фонематического слуха (способностью четко отличать одни речевые звуки от других). Для этого используют игры и упражнения на развитие слухового внимания (умение на слух определять то или иное звучание и направление звука) и речевого слуха.
Развитие слухового внимания к окружающим звукам можно обеспечить в быту и на прогулках. Важно научить ребенка:
- быстро реагировать на
- неречевые звуки;
- имя;
- речь нормальной громкости и шепотную;
- узнавать, что звучит;
- определять направление звука;
- оценивать;
- расстояние до источника звучания;
- интенсивность звучания;
- длительность звучания;
- темп звучания.
- понимать значение звуков окружающей среды
- устанавливать связь звуков с другими свойствами предметов (почему лает собака, гудит машина и т.д.)
Развитие речевого слуха помогает воспринимать смысл сказанного. Дети в повседневной жизни учатся различать:
- мужской – женский голоса;
- взрослый – детский;
- голоса детей группы;
- речь- пение;
- хоровое – сольное исполнение;
- интенсивность речи.
Основой для правильного звукопроизношения является артикуляционный аппарат (губы, нижняя челюсть, язык, мягкое небо). Его нужно готовить к правильному произношению звуков с помощью артикуляционной гимнастики. Детям 2-4 лет эта гимнастика помогает обрести целенаправленность движений языка, способствует достижению правильного звукопроизношения малышей. Артикуляционную гимнастику лучше проводить в игровой форме, в виде сказки 5-7 минут перед зеркалом, чтобы ребенок видел, что делает его язык.
С трехлетними детьми для укрепления мышц губ, щек, языка и развития их достаточной подвижности (движения непроизвольные) проводят такие упражнения:
- «птенчики»
- «лопаточка»
- «часики»
- «дудочка»
- «улыбка»
- «вкусное варенье»
- «котенок лакает молоко»
- «лошадка» и др.
Важны и такие упражнения, как - покашливание
- позевывание;
- пожевывание;
- глотание;
- массаж мочек ушей;
На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки более простыми. Эти звуки: [И], [Ы], [Т], [Д] помогают овладеть сложными звуками речи. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо четко, на хорошем выдохе произносить гласные звуки. Большое внимание уделяется звукоподражаниям:
- ветер дует, вьюга воет;
- пароход гудит, самолет летит;
- комар звенит;
- водичка бежит;
- листья шуршат и т. д.
Не рекомендуется сюсюкать с детьми, переходить на детскую, лепетную речь.
Большое внимание в этом возрасте уделяется развитию активной речи детей. Активизация речи детей происходит в процессе непосредственного общения взрослых с детьми, в играх, совместных действиях. Необходимо:
- сопровождать речью все действия ребенка;
- обговаривать совместную деятельность;
- задавать вопросы для активизации мыслительной деятельности детей;
- вести с ребенком диалоги;
- проводить совместные наблюдения;
- использовать прием поручений;
- создавать ситуации непонимания;
- раскрывать мотивацию (зачем моем руки, надеваем шапку и т. д.).
Речевое развитие детей зависит от общей и мелкой моторики и идет параллельно развитию тонкой мускулатуры пальцев рук.
Если пальчики у ребенка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребенок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» дети.
С раннего возраста нужна свобода действий, т.к. движения сопутствуют развитию речи. Полезны прокатывание шаров, мячей, обрывание бумаги для развития ловкости рук. Каждый день нужно делать ребенку массаж кистей рук.
Необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Можно предложить детям:
- застежки;
- шнуровки;
- мозаику;
- конструктор мелкий;
- пластилин;
- обводки;
- раскрашивание;
- перебирание круп;
- нанизывание бус, пуговиц на нитку и др.
Полезны и пальчиковые игры, которые
- благотворно влияют на исправление речи детей;
- совершенствуют память, внимание, мышление;
- готовят руку к письму.
Сначала пальчиковые игры и упражнения проводятся с помощью взрослого и под его речевое сопровождение
- на правой руке;
- на левой руке;
- на обеих руках одновременно.
Затем упражнения выполняются на правой и левой руках поочередно, на обеих одновременно с речевым сопровождением ребенка.
Развитие речи – это непрерывный процесс. В 3-4 года ребенок активно познает грамматический строй родного языка, от простых фраз и предложений переходит к сложным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество. Словарный запас детей постоянно увеличивается, но его качественное преобразование происходит с помощью взрослых. Качественную сторону речевой деятельности детей формируют взрослые в процессе общения.