Цели:
- Продолжить знакомство учащихся с произведениями о войне из раздела “Земля у нас на всех одна” на примере рассказа Н. Богданова “Солдатская каша”.
- Способствовать развитию речи, творческого воображения учащихся, умение анализировать, высказывать собственное мнение, умение письменно выражать свои мысли.
- Содействовать воспитанию патриотизма; культуры общения при работе в парах и группах.
I. Организационный момент.
У. Какое у вас сейчас настроение? Почему?
Д. Ответы детей.
У. Повернитесь друг к другу и поделитесь своим настроением с товарищем.
Д. Поворачиваются и улыбаются друг другу.
II. Мотивационно-целевой этап.
Актуализация знаний.
У. Дома вы писали пятистишья, используя слова солдат, враг, голод. Я прошу вас сейчас прочитать их.
Д. Читают пятистишья, составленные дома.
Солдат. Смелый, мужественный. Защищает, воюет, погибает. Спасает свою Родину. Воин. Лиля Х. |
Голод. Жестокий, мучительный. Истощает, мучает, убивает. Может довести человека до смерти. Муки. Рамадан Х. |
Враг. Безжалостный, сильный. Убивает, воюет, пытает. Губит невинных людей. Противник. Асем Н. |
У. Какая тема объединяет все эти слова?
Д. Тема войны.
У. Для чего нужно изучать произведения о войне?
Д. Чтобы больше знать о событиях тех дней, о подвигах и героях войны.
III. Операционно-исполнительский этап.
У. Прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать.
Д. Солдатская каша.
У. Кто автор рассказа?
Д. Н. Богданов.
У. О чем может быть рассказ с таким названием?
Д. Дети высказывают свои предположения.
У. Я предлагаю вам написать мини-рассказ, используя следующие ключевые слова:
грохот орудий
мирная картина
солдатская каша
голодные дети
Д. В течение 6–7 минут дети придумывают сюжет по ключевым словам.
У. Расскажите своему партнеру об идее развития сюжета вашего рассказа.
Д. Работа в парах.
У. Поделитесь своей версией с ребятами в группе.
Д. Работа в группах. Поиск более общей версии.
У. Давайте послушаем ваши рассказы.
Д. Выслушивают 2–3 версии.
Прошла Великая Отечественная война. Раньше был слышен грохот орудий, а теперь, после войны, настала мирная картина. Один солдат вернулся домой и увидел своих голодных детей. Он решил приготовить им солдатскую кашу. Дети были очень довольны.
Айгерим М.
***
Солдат шел с войны. Он услышал грохот орудий. Неподалеку находилось село. Здесь была мирная картина. Здесь не воевали. Но деревню одолевал голод. Голодные дети не выходили из домов. Солдат решил накормить всех жителей. Он достал немного крупы, сварил кашу и пригласил всех.
Антон К.
У. Вы хотите узнать, что написал в своем рассказе Н. Богданов?
Д. Да.
У. В процессе чтения нам встретятся слова: штурм, Берлин, жутковато, половник, горстка, муттер, рейхстаг. Сейчас ребята прочитают объяснение лексических значений этих слов из словаря С. И. Ожегова и из словаря в вашем учебнике. Давайте послушаем.
Д. Несколько детей объясняют значения слов:
Штурм. Приступ, решительная атака укрепленной позиции, крепости.
Берлин. Город. Столица Германии.
Жутковато, жутко. То же, что и страшно.
Половник. Большая разливательная ложка.
Горстка, горсть. Ладонь и пальцы, сложенные так, чтобы ими можно было что-нибудь зачерпнуть.
Муттер. В переводе с немецкого языка означает “мать”.
Рейхстаг. Здание, где заседал парламент Германии до 1945 года.
У. Сейчас мы прочитаем текст. Вы сравните его со своими рассказами, а потом обсудим, чьи же версии совпали и в чём.
Чтение текста.
У. Итак, кто же был близок к тексту писателя?
Д. Ответы детей.
У. В чем основная идея этого рассказа?
Д. Показать, что советский солдат добр, даже по отношению к детям своих врагов.
У. Найдите и прочитайте диалог солдата и немецкого гражданина. Ответьте на вопрос, почему солдат совершил такой поступок?
Д. В тексте: “Сердце приказывает, - вздохнул солдат. – У меня дома тоже остались мал мала меньше…”
Д. Ответы детей.
У. Как вы понимаете его слова: “Сердце приказывает”.
Д. Ответы детей.
У. Сейчас в группах вы составите литературный портрет солдата – кашевара.
Д. Работа в группах. Дети составляют словесный портрет солдата.
Слушание ответов.
У. Как вы считаете, автор Н. Богданов описал реальные события военных лет?
Д. Да.
У. Посмотрите на снимок. На нем изображено как советские солдаты раздают обед мирному населению города Берлина. Найдите в тексте строки, которыми можно описать этот снимок.
Д. “И тут подвал словно прорвало…”.
У. Рассмотрите рисунок. Мог ли этот малыш быть тогда в подвале?
Д. Да.
У. Загляните в его глаза. Как вы думаете, что чувствует этот ребенок?
Д. Дети делятся своими ощущениями.
У. Найдите в тексте строки, описывающие глаза детей.
Д. “За его мирной работой наблюдает множество детских глаз…”
У. Ребята, знаете ли вы еще истории о том, как советские солдаты помогали немецким детям или спасали их?
Д. Дети рассказывают то, что знают по данному вопросу. Затем, один ученик рассказывает доп. информацию, а второй читает заранее приготовленное стихотворение Г. Рублева “Памятник” или стихотворение С. Смирнова “Советский воин”.
Саша Ч.: В Берлине, в Трептов-парке, установлен памятник советскому воину – освободителю. Его создатель – скульптор Е. В. Вучетич.
Сюжет памятника не придуман. Во время штурма Берлина на ничейной полосе возле груды кирпичей девочка трех-четырех лет, плача, ползала вокруг убитой матери. В редкие мгновения тишины с обеих сторон был отчетливо слышен жалобный детский плач. Солдата – белоруса Трифона Андреевича Лукьяновича никто не посылал под пули. Он дополз до девочки, взял ее на руки, но обратно ползти по-пластунски уже не мог. На некоторое время выстрелы прекратились. Пуля вражеского снайпера настигла солдата, когда тот передавал ребенка в протянутые руки и через силу сказал: “Возьмите ребенка, а я, кажись, готов”.
У. Посмотрите на этот рисунок. Что символизирует меч в руке солдата?
Д. Солдат готов дать отпор любому, кто посмеет обидеть слабого и беззащитного.
У. Прочитайте последнее предложение рассказа.
Д. В тексте: “Дети ели кашу и, поглядывая на солдата, удивлялись: разве солдаты плачут?”
У. Как вы ответите на этот вопрос: “Разве солдаты плачут?”
Д. Дети высказывают свои мнения.
У. Я предлагаю вам написать эссе, в котором вы попытаетесь объяснить, почему плачут солдаты.
Д. В течение 7-8 минут дети пишут эссе на тему “Почему плачут солдаты?”
Слушание ответов учащихся.
Выслушиваются 3- 4 сочинения.
***
Солдаты плачут от счастья, от горя, от смерти, от боя, от страшной картины в глазах.
Кристина Р.
***
Солдаты плачут тогда, когда им жалко погибших друзей, когда они видят страдания людей, а особенно страдания детей. Солдаты плачут и тогда, когда радуются своим победам.
Рома Б.
***
Мне кажется, почему плачут солдаты – это простой вопрос. Ведь солдаты плачут потому, что грустят о своей семье, которая так далеко от них. И еще им жалко даже детей своих врагов, потому что не дети затеяли эту войну, они не заслуживают таких страданий.
Наташа З.
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
- Вам понравился сегодняшний урок?
- Чем понравился?
- Какие чувства вы испытывали сегодня на уроке и почему?
- Какие еще произведения о войне вы хотели бы прочитать?
- К сожалению, мы не смогли выслушать всех сегодня, но после проверки ваших тетрадей мы устроим выставку лучших сочинений.
Домашнее задание.
1 задание для всех учащихся.
1. Прочитать и пересказать текст.
2 и 3 задания на выбор.
2. Нарисовать портрет солдата – кашевара.
3. Найти произведения о подвигах русских солдат и принести на следующий урок.