Раздел программы: Технический труд.
Вид учебного труда: Работа с разными материалами.
Тема: Лепка из пластилина с использованием природного материала.
Изделие: животные и птицы.
Оборудование:
для учителя: иллюстрации на тему «Осень», технологические карты, словарные слова, загадки, музыка.
для учащихся: пластилин, стек, тряпочка, природный материал (шишки, листики).
Цели:
1. Закреплять умения работать по чертежу, приемы работы с пластилином, закреплять умения поэтапно вести работу, планировать свою деятельность. Закреплять знания об изменениях в живой и неживой природе осенью, о природном материале, об использовании природного материала на уроках труда. Закреплять знания правил рабочего человека, правил личной гигиены при работе с пластилином.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство объема и форму, умение ориентироваться в пространстве, логическое мышление, творческие способности.
3. Воспитание коллективизма, ответственности за порученное дело, аккуратности, бережливости, дисциплинированности, культуры труда, эстетического вкуса.
I. Организационный момент
Здравствуйте, дети. Садитесь.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
– Ребята, какую оценку любят получать ученики?
– А кто из вас хочет получить сегодня 5? Поднимите руки.
– А за что ученики получают оценку 5?
– Как мы называем людей, которые хорошо работают?
– Вы тоже рабочие люди, а ваша работа – это учеба. У каждого рабочего человека есть свои правила, и у нас тоже есть правила рабочего человека. Давайте вспомним эти правила:
- Каждый работает на своем рабочем месте.
- Внимательно слушать объяснение учителя.
- Прежде чем начать работу, правильно приготовь свое рабочее место.
- На уроке соблюдай тишину, не отвлекай товарища.
- Во время работы содержи рабочее место в порядке.
- Научился сам – помоги товарищу.
- Работать надо дружно.
- Закончил работу – убери свое рабочее место.
– С какими материалами мы сегодня будем работать на уроке? (Пластилин и природный материал.)
– Вспомните, пожалуйста, правила работы с пластилином:
- Работать пластилином на клеенке.
- Руки вытирать тряпкой.
- Стеком пользоваться осторожно.
– А сейчас проверим готовность к уроку. Я буду называть предметы, которые понадобятся вам для работы, а вы глазками проверяйте.
II. Изложение нового материала
1. Вводная беседа.
Итак, у всех все готово и мы с вами продолжаем наше путешествие по осеннему лесу. На прошлом уроке мы приготовили полянку. Скажите, а почему мы сделали листья желтыми? (Ответы детей.) Сегодня наша задача сделать зверей и птиц, которые в последний раз собрались вместе, чтобы поиграть перед расставанием на долгую зиму. А каких животных мы пригласим на полянку вы узнаете, если отгадаете загадки:
1. Зверь лесной встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы, уши больше головы. (Заяц.)
2. Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (Еж.)
3. Посмотри она какая, вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой. (Лиса.)
4. По деревьям скок да скок мелькает рыжий огонек. (Белка.)
5. Летом бродит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь.)
6. На овчарку он похож, что ни зуб – то острый
нож.
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк.)
7. А как мы называем лесного поросенка? (Кабан.)
8. Кто в беретке ярко-красной в черной курточке
атласной?
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
9. Носит серенький жилет, но у крыльев черный
цвет.
Видишь: кружат 20 пар и кричат:
«Карр-карр-карр-карр!»
Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки и теперь знаете, какие животные будут на нашей полянке. А кто знает другие загадки про этих животных и птиц? Как можно назвать этих животных одним словом? Почему их называют дикими животными?
2. Анализ образца.
Каждый из вас получил технологическую карту, где показано в какой последовательности надо делать изделие. Мы с вами уже знаем основные приемы работы с пластилином.
3. Технология изготовления изделия.
– Вспомните, как из куска пластилина скатать шарик для головы?
– Как сделать туловище? (Прием вытягивания.)
– Каким приемом скрепляем детали головы и туловища? (Примазывание.)
– Какие еще детали примазываем к туловищу?
– Каким приемом сделать на голове ушки? (Прищипыванием.)
– Как из целого куска пластилина вылепить птицу? (Прием вытягивания.)
– Как будем прикреплять лапки и крылья к туловищу? (Примазывать.)
Обратите внимание, у вас у каждого на технологической карте показана последовательность выполнения работы.
4. Cловарная работа.
Скажите, какой инструмент вам понадобится для работы? (Стек, учитель объясняет лексическое значение слова стек.)
5. Повторение правил техники безопасности.
– Какие правила техники безопасности вы должны соблюдать при работе со стеком? (Дети повторяют правила техники безопасности.)
6. Повторение правил личной гигиены.
– Работу надо выполнять не только правильно, но и аккуратно.
– Какие правила личной гигиены вы будете соблюдать при работе с пластилином?
7. Критерии оценок.
Я уверена, что вы все выполните работу правильно, аккуратно и получите хорошую оценку.
III. Самостоятельная работа.
Учитель проводит текущий индивидуальный инструктаж.
Физминутка.
Во время работы звучит музыка (звуки осеннего леса).
IV. Анализ и оценка работ.
Оценка работы всего класса в целом.
Оценка отдельных работ учащихся.
Выставка работ учащихся на лесную поляну.
Вспомнить вместе с детьми об охране окружающей среды.
Обратить внимание на результат коллективной работы.
V. Уборка рабочих мест.
Каждый ученик убирает свое рабочее место, дежурные наводят порядок в классе.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7