Конспект занятия "Имя твое – птица в руке" (подготовительная к школе группа; познавательное развитие)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формировать позитивное отношение к именам.

Задачи:

  • Закреплять знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей.
  • Развивать интерес к своему имени, закреплять знания о происхождении имён, их смысловой значимости для человека.
  • Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной и полной формы имени.
  • Раскрыть полоролевые отличия детей на примере имени человека, его внешности и различных видов деятельности.
  • Развивать любознательность, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.
  • Формировать уверенность в себе, осознание своей самоценности и индивидуальности.
  • Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу, заботливого отношения к младшим.

Предварительная работа:

  • занятие по познавательному развитию “Что означают наши имена”; дидактическая игра “Как можно назвать нас по-другому”;
  • беседа “Что я знаю о себе”;
  • беседы-разговоры о происхождении имён, фамилий, отчеств;
  • рассматривание фотоальбомов, создание с помощью родителей “Книги воспоминаний”, “Про маму, папу и меня”;
  • игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие;
  • слушание песен, связанных с имением человека, инсценировка песни “Антошка”, чтение стихотворения “Девочки и мальчики”.

Методические приёмы: вопросы воспитателя, беседа, художественное слово, исследовательская деятельность, сюрпризный момент, создание “именной” карточки, инсценировка песни, дидактическая игра “Закодированные слова”.

Материалы: куклы – новорождённые дети с бирками на конвертах, аудиозапись плача ребёнка и песни “Антошка”, штемпельная подушечка, карандаши, влажные салфетки, карточки из белого картона, азбука, дидактическая игра “Закодированные слова”, фломастеры, лупа на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

С целью привлечения внимания детей к теме воспитатель предлагает прочитать “Закодированные слова” (дети сидят за столом):

К Т Я А И М Д

1. (Катя)
2. (Дима)
3. (имя)

- Что обозначают эти слова? (Это слова – имена).

- Зачем люди придумали имена? (Чтобы различать людей, по имени можно узнать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина. Дети размышляют и делают вывод, о том, зачем людям нужны имена.)

- Правильно, молодцы. У каждого человека есть своё имя, оно выделяет его среди других.

- Если я спрошу:“Тебе здесь нравится?”, вы поймете к кому я обратилась?

- А если я спрошу: “Игорь, тебе здесь нравится?”?

- Верно, Игорь сразу поймёт, что нам важно именно его мнение.

- Когда ребёнок появляется на свет, кто даёт ему имя? (Родители).

- Какие интересные имена давали наши предки своим детям? (Любомир – любящий мир, Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям, Владимир – владеющий миром и это большая ответственность, носить такое имя).

- Если говорят про человека “У него доброе имя” - что это значит? (Это значит, человек хороший, добрый).

- А если говорят: “Не губи имени своего”? (Это значит, не поступай плохо).

- И все, конечно, стараются сохранить своё доброе имя и соответствовать ему.

- А вы знаете, почему вас назвали таким именем? (Дети рассказывают свои истории, воспитатель хвалит).

Звучит запись плача ребёнка.

- Как вы думаете, кто это плачет? (Маленький ребёнок).

- Да, с таким плачем рождаются все дети. Это родился ребёнок. (Воспитатель обращает внимание на каталку, где лежат “новорождённые” дети. Все подходят к каталке.)

- Как называют детей, которые только появились на свет? (Малыши, новорождённые)

- Посмотрите, пожалуйста, и скажите, эти новорождённые малыши чем-нибудь отличаются друг от друга? (Дети рассматривают, сравнивают их и обобщают).

- Они почти все одинаковые, отличить их друг от друга очень трудно.

- Как мы узнали, что эта кукла – девочка (мальчик)? (По голубым и розовым пелёнкам).

- Молодцы, правильно. Обычно мамы заворачивают девочек в розовое, мальчиков – в голубое.

- Когда младенцы подрастут, как мы будем их различать? (По внешнему виду: одежда, причёска; по голосу: у мальчиков – низкий (мужской), у девочек – высокий (женский); по интересам: мальчики любят шумные игры, конструкторы, машины; девочки предпочитают игры с куклами, рисуют людей, цветы. Можно различить по имени: у девочек - женские имена, у мальчиков – мужские).

- А бывают имена, которыми можно назвать и девочку, и мальчика? (Бывают; дети приводят примеры: Саша, Женя…)

- Можно по нашей выставке поделок узнать, что делали девочки, а что – мальчики? (Рассматривают поделки, делают вывод, что интересы у всех разные).

- Правильно, у нас у всех разные интересы, и мы должны уважать интересы друг друга.

- Каждый ребёнок со дня своего рождения имеет право на собственное имя. У наших новорождённых имён пока нет, а есть только бирочки с цифрами. А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой: Первый, Пятый, Восьмой и т.д.?

Как быть с нашими “новорождёнными”, у них нет имён? (Воспитатель предлагает детям представить себя в роли родителей. Дети называют малышей, аргументируют выбор имени, на бирочках подписывают имена младенцев).

Звучит запись с плачем новорождённых.

- Как можно успокоить малышей? (Взять на руки, покачать, поиграть, дать пустышку, поменять пелёнки и т.д.)

Звучит мелодия песни “Антошка”.

- Как называется песенка? Про кого она? (Про мальчика по имени Антошка).

- Ребята, я присмотрю за малышами, а вы повеселите их танцем – шуткой “Антошка” (Дети исполняют танец)

- А теперь проводим “новорождённых” в ясельную группу, им пора кушать и спать. (Дети прощаются, садятся в игровой уголок на диванчики).

- Открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Как бы вы хотели, чтобы вас называли ласково? (Дети называют ласковую форму своего имени).

- А где у нас в группе можно прочитать своё ласковое имя? (На кабинках).

- Давайте теперь всегда друг к другу обращаться ласково. А почему вы меня называете Елена Ивановна? (Это уважительное обращение к старшим). Как называется такая форма имени? (Полное имя).

Как получается полное имя? (К имени добавляется имя отца – отчество).

Всегда ли меняется имя, когда добавляется отчество? (Не всегда: Игорь Иванович).

- Назовите своё полное имя. Когда мальчики станут папами, их имя будет ещё и отчеством. Попробуйте “примерить” своё имя как отчество (Дети выполняют задание).

- Как вы думаете, бывают люди с одинаковыми именами? Как называют этих людей? (“Тёзки”. Приводят примеры).

- Как мы различаем их? (По фамилии, по индивидуальным особенностям, по внешнему виду, по личностным качествам).

- А у нас в группе есть тезки? (Дети называют, выясняют, что у Насти Г. И Насти С. одинаковые отчества – они тёзки ещё и по отчеству).

- Девочки похожи между собой? Каждая из них похожа на своих родителей, у каждой – свои интересы. Что любит Настя Г., а что Настя С.? (Дети рассуждают)

- Правильно, молодцы, дети. Каждый из вас уникален и неповторим. А сейчас я помогу вам в этом убедиться (подходят к столику).

- Сейчас мы сделаем отпечатки пальцев и займёмся исследовательской работой.

Дети делают отпечаток своего пальца на карточке, с помощью лупы рассматривают линии и узоры отпечатков; обсуждают вопросы: “У всех ли отпечатки одинаковые?”, “Чем похожи, чем отличаются?” Важно, чтобы дети использовали в речи слова: извилистые линии, полоски, узоры, закрученная спираль, точки и т.д.

Дети с помощью воспитателя делают вывод: каждый отпечаток уникален, у всех людей они разные.

- Каждый из вас особенный, важный, значимый и неповторимый человек. У каждого свои таланты и черты, каждого есть за что любить и уважать.

- Я предлагаю вам создать свою “именную” карточку. Рядом с отпечатком напишите своё имя (дети пишут). Затем вы можете написать разные формы своего имени.

- А что ещё можно написать? (Отчество, адрес, телефон…). Ребята, я предлагаю вам взять свои именные карточки домой и вместе с родителями написать там своё полное имя, или звучание вашего имени на другом языке.

- Эти карточки мы будем хранить в красивой шкатулке. Скоро вы пойдёте в школу, а мы с гордостью будем вспоминать, что ваше детство прошло у нас в детском саду, в группе “Ягодка”.