Интерактивное обучение диалогической речи на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Хотя умение говорить, и является священным, оно даруется свыше только на родном языке, научить ему на ИЯ, тем более путём заучивания слов, фраз или же образцовых диалогов, весьма затруднительно. Многим, однако, кажется, что чем больше ученик заучит диалогов, тем лучше он овладеет умением диалогического общения. Это - увы, глубокое заблуждение, стоящее ученикам многих усилий и времени. Есть ли другие пути решения проблемы? Думаем, да. Итак, что же такое механизм диалога?

На начальном этапе уч-ся необходимо ознакомить с экспозицией к упражнению. Не пропускайте экспозиций, они поясняют события, познаваемые в упражнении, они дают понять, кто и о чём ведёт разговор.

Экспозиция №1.

Jane is talking with her brother.

She asks him to do her a favor.

- Can you meet my friend at the station? She is coming from England tomorrow. I have a music lesson at this time.

- Sure. What does she look like? How old is she?

- She is 12 years old. She is thin and has brown eyes. Her hair is curly.

- Is she tall?

- Yes, she us as tall as me.

- What is her name?

- Sue.

- All right. I will meet her.

- Thanks.

- No problem.

Можно поставить задачу прослушать диалог, но не просто прослушать, а с определённой целью: найти определённую информацию. В слабой группе можно организовать чтение диалога со слуховой опорой. Выполнив это задание, уч-ся попутно знакомятся и с общим содержанием диалога. На следующем этапе надо обязательно ознакомиться с памяткой “ Учись учиться”, ибо ученики должны знать, что их ждёт, они должны представлять себе алгоритм работы.

- Asking for a favor

- Explaining

- Agreeing

- Asking for personal information ( age, name, appearance)

- Giving personal information

- Promising

- Thanking

- Replying to thanks

Учащиеся знакомятся с моделью диалога, они должны разыграть по ней диалог, который только что прочитали, взяв на себя роль Джейн и Билла.

Экспозиция №2.

Bill asks Jane to give a book to his friend John. Jane agrees, but is not sure if she knows him. She asks Bill for some information.

В этом упражнении те же речевые функции используются в новой ситуации.

Экспозиция №3.

You see an announcement on the school board, that a bo, called Peter Brook, won the tennis competition at school.

Student 1.

You are not sure that you know him.;

You ask your classmate questions about him.

Student 2.

You know Peter Brook. You describe him.

Вы можете предложить своим ученикам собственную ситуацию для ролевой игры, ведь вы хорошо знаете, чем живёт ваш класс, его радости, печали и заботы.

Экспозиция №4. Mark came back to the camp, he apologized to Carol.

Apologize

Apologize and explain

Make a promise

I am sorry

My watch stopped

I won’t be late

Представив эту опору, вы продемонстрируете один из вариантов развития умения общаться по функциональным моделям.

Apologizing Replying
Sorry

I’m very sorry

I’m sorry

I’m very sorry

That’s OK

OK

That’s all right

Forget it

Don’t worry

В данном упражнении речевые формулы уже соотнесены с функциями. Вы можете предложить ученикам поменять в диалогах речевую формулу на любую другую и предложить им проанализировать, изменилось ли что-либо в содержании диалогов.

Кроме прослушивания и составления диалогов можно предложить ролевую игру со следующим заданием.

What would you say in these situations?

  • You forgot to phone your friend. Apologize to him (her).
    Your friend understands you.
  • You took your sister’s CD. Apologize to her.
    Explain why you did it and promise not to do this again.
    Your sister is not angry with you.
  • You are late for your English class.
    Apologize to your teacher and explain why you are late.

Несколько иной подход к овладению речевыми функциями можно предложить на уроке для 10-11 классов.

Экспозиция №5.

Adults often complain that young people do not show proper respect for the laws and rules. Teenagers complain that they are treated like babies.

Which things are these teenagers complaining about?

  • Going to school
  • Being young
  • Joining the army
  • Having a young brother
  • Getting a job
  • dealing with problems
  • buying transport ticket
  • having not enough money
  • watching violent films

Первое прослушивание лучше организовать без зрительной опоры, в этом случае проблемы из установки следует вынести на доску. Это задание не такое сложное, каким может показаться, ведь здесь требуется не детальное понимание диалога, а понимание общего смысла.

- Well Ken, if you ask me, there is too much to complain about being young. It can really be hard sometimes, especially when your patents hardly ever you alone

- You’re telling me! I quite like my Mom and Dad, but they’re always ready to criticize me.

“Don’t do this! You can’t that!”/ It’s often really hard to put with

- Oh, it’s really that bad. Frankly, I’m having a big argument with my patents at the moment.

I ask them to buy me a motorbike, but they say I can’t ride one. They say, “It’s against the law. Wait till you are 17. You are not an adult yet”/

- Although, sometimes it’s just the opposite. See, I’m 17. And I can join the army, right? But

I’m not allowed to see war films, because they say are too violent

- That’s really unfair. Actually, when we go on a train or bus, we are adults. I have to pay full price for the ticket.

- I can understand how you fell, Gary. I sure am lucky I can have part-time job & get some money. My younger brother is only 12. And he can hardly ever afford a new CD

- Hey, don’t talk about money. I don’t even have enough to cover my daily expenses. I can’t wait till I leave school & get full-till job

- Oh, no. That would really come as shock for my parents, they want me to study further.

Honestly, I have to obey them. I remember, when I was 11, I couldn’t even buy a dog without their permission.

- That sounds really bad

Ken and Gary are exchanging their complaints about what they are not allowed to do.

Which of them has the following complaints?

  • Parents want------------- to continue his education after school.
  • ---------- does not have enough money to buy what he wants.
  • Parents don’t permit----------- to have a motorbike.
  • Parents did not let ---------- buy a pet six years ago.
  • The law does not allow ---------- to see war films.
  • Parents always criticize--------.

Imagine that you want to complain about the same things as Ken and Garry

How would you express your complaints talking to

  • your foreign friend
  • your foreign friend’s parents
  • an adult you do not know well

Смело овладевайте речевыми функциями, они – ваши верные помощники в искусстве вести беседу. Механизм диалога – это способ, который лежит в основе его построения и суть которого нужно постичь. Эта суть – в эвристичности диалога, в его незаученности, динамичности, непредсказуемости, творческом характере. Поэтому заучивание диалогов приносит скудные плоды, а постижение механизма диалогов – обильные.

Чтобы нам с вами развить у учеников способность к взаимодействию и умение участвовать в организационной форме общения как “планирование совместной деятельности”, давайте договоримся об одном:

Забыть навсегда составление, заучивание и воспроизведение готовых диалогов

Давайте запомним:

  • диалог не составляется, а порождается,
  • диалог может быть заучен, но не произвольно, а как результат других заданий,
  • диалог может быть воспроизведён, если вы развиваете произносительную культуру.

При воспроизведении диалогов учащиеся выполняют следующие речевые функции (задачи):

  • предлагают что-то сделать,
  • сообщают что-либо,
  • сомневаются,
  • отказываются,
  • объясняют причину,
  • сожалеют о невозможности сделать что-либо по какой-то причине,
  • обещают подумать,
  • уточняют план работы,
  • выдвигают условие,
  • соглашаются,
  • предлагают другое,
  • поясняют свои предложения,
  • высказывают желание,
  • обещают сделать, заверяют в успехе,
  • назначают дату, встречу, руководителя, исполнителя,
  • аргументируют свой план, предложение, отказ,
  • советуют учесть что-либо,
  • выражают надежду, уверенность и так далее,
  • запрашивают дополнительную информацию,
  • высказывают мнение о…,
  • упрекают в чем-либо,
  • подбадривают,
  • ссылаются на опыт.

Коммуникативность вовсе не означает, что не надо разбираться в языке как системе.

Иначе откуда появится чувство языка?

Учимся играя

Очень страшная история

Сценарий интерактивной игры

Ребята, представьте, что мы решили устроить пикник. Давайте составим списки того, что нам может понадобиться в лесу. Обоснуйте свой список.

И вот мы в лесу. Пока мы искали с вами подходящую поляну для пикника, начался дождь. Мы как раз дошли до самого центра леса, как вдруг… Что это? Такой большой дом с бассейном и теннисным кортом. Вот это да! А может быть хозяин дома разрешит нам устроить пикник у него дома? Смотрите, на двери дома какая-то надпись.

Добро пожаловать! Будьте как дома. В холодильнике вас ждёт вкусная еда, теннисные ракетки лежат в зале, в бассейне вода уже нагрелась.

Если вы сможете перевести это предложение на английский язык правильно, то двери дома откроются для вас.

Итак, вы легко с этим справились. Не кажется ли вам это предложение странным? А где же хозяева? Может, они прячутся где-то в доме? Как вы думаете, кто живёт в этом доме? Да, в этом доме живут привидения и они прячутся в различных вещах, поэтому далеко не всем можно пользоваться в этом доме. Но если знать, в каких вещах они живут, то опасаться нечего.

1. Составьте список мест и вещей, где могут прятаться привидения

2. А теперь давайте подумаем, что можно, а что нельзя делать в этом доме, чем следует и чем не следует заниматься? Дополните этот список

We shouldn’t _____________

We may __________________

Sit on the sofa

Use the tennis court

Look in the mirror

Use the telephone

Open the fridge

Watch TV

Water the flowers

Take a shower

Use the knives

3. Теперь, когда мы всё знаем о доме, нам нечего бояться. Но дождь всё ещё идёт, и мы вынуждены здесь остаться. Мы можем интересно провести время. Давайте покажем приведениям, что мы можем обойтись без их вещей, так как мы всё необходимое принесли с собой.

Например: We don’t need the fridge because we have enough food with us.

We shouldn’t …but …

We may not use…because

We can…

4. Дождь закончился и нам пора уходить, но прежде давайте напишем советы о том, что можно, и что нельзя делать в этом доме, для тех, кто может однажды сюда прийти. Например:

Welcome to the Haunted House. Enjoy your visit but be careful!

--- You may use the tennis court, but shouldn’t use the swimming pool because the ghost can catch you/may bite you/can eat you…