Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цели урока:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с типами, классами и группами профессий;
- научить их определять тип профессии по психологическим качествам;
- определить, какой тип наиболее предпочтителен при выборе профессии с учетом интересов.
Развивающая:
- проявить себя при решении выхода из ситуации поставленной перед специалистами разных профессий.
Воспитывающая:
- проявить товарищескую взаимопомощь.
Наглядные материалы: презентация (слайды), рисунки людей разных профессий.
Раздаточный материал: таблица № 1, таблица № 2,сигнальные карточки.
План урока:
- Организационный момент.
- Изложение нового материала. Скоро вам предстоит выбирать профессию. В современном мире существует более 40 тыс. профессий. Сориентироваться в выборе очень трудно. Нужно выбрать такую профессию, которая соответствовала бы вашим психологическим качествам, интересам и склонностям. Сегодня вы познакомитесь с типами, классами, группами профессий. Покажете свои знания о профессиях. Протестируете себя и определите, какой тип профессии предпочтительно выбрать вам с учетом ваших интересов. Хочу предложить вам информацию по теме “Классификация профессий”, будьте внимательны, т.к. вся дальнейшая работа основана на этом материале. Просмотр презентации (Приложение1). Объяснение материала.
- Практическая работа. Вы познакомились с типами профессий определите, к какому типу профессий относятся специальности, которые вы видите (28 рисунков людей разных специальностей, прикреплены к доске каждый на формате А4 прономерован). Рисунок1. Давайте назовем эти специальности. Определите, к какому типу относится каждая специальность, и запишите их по номерам в таблицу.
Таблица № 1
Человек – техника | |
Человек – природа | |
Человек – человек | |
Человек – худ. образ | |
Человек – знаковая система |
Вы заполнили таблицу, поменяйтесь и проверьте друг у друга. (На доске открываю правильные ответы). У кого не более 5 ошибок получают 2 жетона, не более 7 ошибок – 1 жетон.
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика .Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые “профессионально важные качества” - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом.
- Определите, к какому типу профессии характерны психологические качества человека. Отвечать необходимо с помощью сигнальных карточек, выбирая тот цвет, который условно поставлен к каждому типу профессий (карточки лежат у каждого на столе. На доске таблички, на них написаны типы профессий). Первый, кто ответит правильно, получает жетон (каждый жетон -1 балл).
Например:
Психологические качества
- наблюдательность, устойчивость, внимание, склонность к наблюдению, выносливость, терпеливость к недостатку комфорта, склонность к учету наблюдений;
- развитие наглядно-образного мышления, пространственного воображения, техническая осведомленность и сообразительность, развитие двигательных навыков, склонность к практическому труду, высокая работоспособность;
- общительность, доброжелательность, организаторские способности, эмоциональная устойчивость, тактичность, выдержка;
- способность к отвлеченному мышлению, оперированию чисел, длительному и устойчивому сосредоточения внимания, усидчивости;
- художественный вкус, стремление к разнообразию в деятельности, склонность к творчеству, развитость речи, инициативность.
А сейчас проф-шоу.
Современный мир – это постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека, когда в процессе жизнедеятельности ему приходится играть различные роли. Одна из главных ролей человека в современном мире – это: роль труженика, занятого трудовой деятельностью и требующей специальных знаний и опыта. Сейчас количество профессий превышает сорок тысяч.
Сделать хороший выбор профессии – это значит выбрать такую работу, которая необходима обществу т. е. востребована на рынке труда это во-первых. Во-вторых, она должна быть доступна в силу совокупности ваших природных способностей и приобретённых знаний, умений и навыков, и наконец приносить радость удовлетворение и доход. Шекспир, когда-то заявил устами одного из героев пьесы: “Как вам это нравится?”
“Весь мир – театр
Мужчины и женщины в нём – все актёры
У них есть выходы и уходы
И каждый не одну играет роль!”
Французский философ Клод Гельвиций считал, сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития, он утверждал: “Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть. А сейчас сделайте свой выбор по флоротабло (Рисунок 1,2) назовите цветок, который больше вам нравится, а я зачитаю профессиограмму, которая закодирована этим растением. Под каждым цветком закодирована профессия, которую надо отгадать. В ней 5 блоков информации. Отвечаете на первый блок, получаете 5 баллов, на второй - 4 балла и т.д. Цветок выбираете парами, и отвечать будете парами (учащимся за ответы выдаются жетоны, сколько баллов получили).
Тюльпан (бухгалтер)
Колокольчик (налоговый инспектор)
Роза (психотерапевт)
В жизни это главное условие.
Почему? Да просто потому,
Что без душевного здоровья
Деньги нам уж ни к чему!
Психотерапия существует с незапамятных времен. В IX в. Прославил ее врач Зигмунд Фрейд. – 1 балл.
Подсолнух (юрист)
Нарцисс (менеджер по рекламе)
Мак (пилот)
Лилия (учитель)
Куда ж это Волга впадает?
Что жители делают, и что там растет,
Иваи Иваныч всем объясняет. – 2 балла.
Космея (экономист)
А сейчас проявите себя при решении выхода из ситуации поставленной перед специалистами разных профессий.
Ситуация для пилота.
Полет воздушного судна делится на несколько этапов: взлет, набор высоты, горизонтальный полет по маршруту, снижение и посадка. Два этапа требуют от пилота переключения внимания с прибора на прибор 300 раз, являясь самыми напряженными. Как вы думаете, какие и почему? Ответ: Взлет и посадка. Необходимо запустить все механизмы и учесть все земные факторы.
Ситуация для психотерапевта.
Больница, которая специализируется на пересадке донорского сердца. Поступает донорское сердце. Пересадка нужна двум больным – это пожилой профессор, страдающий головными болями, так как без сна и отдыха занимался разработкой вакцины против рака; 16-летняя беременная девушка, сирота. Ситуация критическая, жить обоим не больше месяца. Кому отдать предпочтение при пересадке сердца?
Ответ: В порядке очередности, то есть тому, кто поступил первым в больницу.
Ситуация для менеджера.
Вам необходимо дать рекламу нового товара, например, игрушки. Ваши шаги как менеджера по рекламе. Где разместить рекламу? В виде чего?
Ответ: Учесть, на какой возраст рассчитана игрушка. Можно игрушки разместить возле тех мест, где больше всего детей, в витринах, на телевидении перед детской передачей. В ответе возможны другие собственные варианты.
- Разыгрывая ситуации, вы убедились, что трудно бывает принять правильное решение, а какому типу профессий труднее всего?
4. Подведение итогов. Что нового узнали на уроке? С чем познакомились? Выставление оценок. Кто набрал за урок 12 - 10 баллов оценка “5”, 9 - 7 баллов - “4”, 6 – 4 балла - “3” .
5. Тестирование. А сейчас с помощью теста определите, какой тип предпочтительно выбрать вам с учетом ваших интересов. Заполняете таблицу № 2. Если ответ положительный ставите (+), отрицательный (-). Подсчитайте ( + ) в каждом столбике , где получилось самое большое число тот тип и предпочтительно вам выбрать.
- Легко знакомлюсь с новыми людьми.
- Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить.
- Люблю ходить в музеи, театры, на концерты, художественные выставки.
- Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными.
- Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить.
- Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чем-то.
- Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными и растениями.
- Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах.
- То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, у старших.
- Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства.
- Я охотно читаю о растительном и животном мире.
- Активно участвую в художественной самодеятельности.
- Охотно читаю об устройстве механизмов, машин, приборов.
- Охотно и подолгу могу разгадывать головоломки, трудные задачи, кроссворды, ребусы.
- Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими.
- Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой.
- Результаты моего художественного творчества одобряют и совершенно не знакомые люди.
- Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными.
- Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме.
- Я почти никогда не ссорюсь.
- Вещи, сделанные мною одобряют и незнакомые люди.
- Без особого труда усваиваю ранее не знакомые или иностранные слова.
- Мне часто случается помогать незнакомым людям.
- Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т.д.).
- С большим интересом читаю об охране окружающей среды, леса, животных.
- Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов.
- Мне обычно удается убедить сверстников или младших в том, что нужно делать так, а не иначе.
- Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения.
- Без особых усилий и охотно разбираюсь в географических картах, схемах, графиках, чертежах, таблицах.
- Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии.
Таблица № 2
Определение предпочтительных видов профессиональной деятельности
Человек - природа | Человек - техника | Человек - знак | Человек - худ.образ | Человек – человек | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
23 | |||||
24 | |||||
25 | |||||
26 | |||||
27 | |||||
28 | |||||
29 | |||||
30 | |||||
итог |
6. Домашнее задание. Подготовить сообщение о профессиях: брокер, менеджер по продажам, бренд-менеджер, имиджмейкер, дилер, дистрибьютор, аудитор, логистик, девелопер, мерчендайзер, товаровед.