Тема урока: "Классификация профессий"

Разделы: Технология


Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цели урока:

Образовательные:

  • ознакомить учащихся с типами, классами и группами профессий;
  • научить их определять тип профессии по психологическим качествам;
  • определить, какой тип наиболее предпочтителен при выборе профессии с учетом интересов.

Развивающая:

  • проявить себя при решении выхода из ситуации поставленной перед специалистами разных профессий.

Воспитывающая:

  • проявить товарищескую взаимопомощь.

Наглядные материалы: презентация (слайды), рисунки людей разных профессий.

Раздаточный материал: таблица № 1, таблица № 2,сигнальные карточки.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изложение нового материала. Скоро вам предстоит выбирать профессию. В современном мире существует более 40 тыс. профессий. Сориентироваться в выборе очень трудно. Нужно выбрать такую профессию, которая соответствовала бы вашим психологическим качествам, интересам и склонностям. Сегодня вы познакомитесь с типами, классами, группами профессий. Покажете свои знания о профессиях. Протестируете себя и определите, какой тип профессии предпочтительно выбрать вам с учетом ваших интересов. Хочу предложить вам информацию по теме “Классификация профессий”, будьте внимательны, т.к. вся дальнейшая работа основана на этом материале. Просмотр презентации (Приложение1). Объяснение материала.
  3. Практическая работа. Вы познакомились с типами профессий определите, к какому типу профессий относятся специальности, которые вы видите (28 рисунков людей разных специальностей, прикреплены к доске каждый на формате А4 прономерован). Рисунок1. Давайте назовем эти специальности. Определите, к какому типу относится каждая специальность, и запишите их по номерам в таблицу.

Таблица № 1

Человек – техника  
Человек – природа  
Человек – человек  
Человек – худ. образ  
Человек – знаковая система  

Вы заполнили таблицу, поменяйтесь и проверьте друг у друга. (На доске открываю правильные ответы). У кого не более 5 ошибок получают 2 жетона, не более 7 ошибок – 1 жетон.

Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика .Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые “профессионально важные качества” - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом.

  • Определите, к какому типу профессии характерны психологические качества человека. Отвечать необходимо с помощью сигнальных карточек, выбирая тот цвет, который условно поставлен к каждому типу профессий (карточки лежат у каждого на столе. На доске таблички, на них написаны типы профессий). Первый, кто ответит правильно, получает жетон (каждый жетон -1 балл).

Например:

 

Психологические качества

  • наблюдательность, устойчивость, внимание, склонность к наблюдению, выносливость, терпеливость к недостатку комфорта, склонность к учету наблюдений;
  • развитие наглядно-образного мышления, пространственного воображения, техническая осведомленность и сообразительность, развитие двигательных навыков, склонность к практическому труду, высокая работоспособность;
  • общительность, доброжелательность, организаторские способности, эмоциональная устойчивость, тактичность, выдержка;
  • способность к отвлеченному мышлению, оперированию чисел, длительному и устойчивому сосредоточения внимания, усидчивости;
  • художественный вкус, стремление к разнообразию в деятельности, склонность к творчеству, развитость речи, инициативность.

А сейчас проф-шоу.

Современный мир – это постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека, когда в процессе жизнедеятельности ему приходится играть различные роли. Одна из главных ролей человека в современном мире – это: роль труженика, занятого трудовой деятельностью и требующей специальных знаний и опыта. Сейчас количество профессий превышает сорок тысяч.

Сделать хороший выбор профессии – это значит выбрать такую работу, которая необходима обществу т. е. востребована на рынке труда это во-первых. Во-вторых, она должна быть доступна в силу совокупности ваших природных способностей и приобретённых знаний, умений и навыков, и наконец приносить радость удовлетворение и доход. Шекспир, когда-то заявил устами одного из героев пьесы: “Как вам это нравится?”

“Весь мир – театр

Мужчины и женщины в нём – все актёры

У них есть выходы и уходы

И каждый не одну играет роль!”

Французский философ Клод Гельвиций считал, сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития, он утверждал: “Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть. А сейчас сделайте свой выбор по флоротабло (Рисунок 1,2) назовите цветок, который больше вам нравится, а я зачитаю профессиограмму, которая закодирована этим растением. Под каждым цветком закодирована профессия, которую надо отгадать. В ней 5 блоков информации. Отвечаете на первый блок, получаете 5 баллов, на второй - 4 балла и т.д. Цветок выбираете парами, и отвечать будете парами (учащимся за ответы выдаются жетоны, сколько баллов получили).

Тюльпан (бухгалтер)

  1. Специалист определяет, на какие счета нужно отнести доходы, а на какие – расходы. Сегодня таких специалистов в России более 1000000 человек. – 5 баллов
  2. Им должен быть учтен каждый рубль, потраченный или заработанный компанией. Он должен уметь работать с цифрами и числами, в команде. – 4 балла
  3. Специалист должен иметь аналитические способности, логическое мышление, аккуратность. Проявлять бережливость и неприятие коррупции. – 3 балла
  4. Часть работы этого специалиста можно охарактеризовать поговорками: “деньги счет любят”, “Деньги счетом крепки”. – 2 балла
  5. Эта работа требует особой тщательности и ответственности. Главный итог работы специалиста – балансовый отчет, который ежеквартально представляется в налоговые органы. В России должность учреждена Петром 1 1700 г. – 1 балла

Колокольчик (налоговый инспектор)

  1. К ним не испытывает теплых чувств большинство населения всех стран. Их основная обязанность – работа с декларациями. – 5 балла
  2. Традиционная карьера – от младшего инспектора до заместителя министра финансов. Такая успешная карьера гарантирует постоянство работы, зарплаты и пенсию. – 4 балла
  3. Для государства это одна из санных экономически выгодных профессий, т.к. способствует пополнению бюджета. – 3 балла.
  4. Специалист должен обладать здравым смыслом, твердым характером, чувством справедливости. 2 балла.
  5. Он инспектирует декларации о доходах, определяет суммы налогов, осуществляет штрафные санкции. – 1 балл.

Роза (психотерапевт)

  1. Эта профессия процветает во всем мире. Это врач, который должен найти причину душевного дискомфорта у больного. – 5 баллов.
  2. Должен уметь слушать других, иметь здравый смысл, аналитические способности, логическое мышление, сочувствие людям. – 4 балла.
  3. Цена одного часа консультации у этого специалиста стоит до 400 рублей. Во многих странах он – друг и советчик у 50-80% населения. – 3 балла.
  4. Не жалейте денег на здоровье!
    В жизни это главное условие.
    Почему? Да просто потому,
    Что без душевного здоровья
    Деньги нам уж ни к чему!
  5. Он изучает причины душевных расстройств. – 2 балла.

Психотерапия существует с незапамятных времен. В IX в. Прославил ее врач Зигмунд Фрейд. – 1 балл.

Подсолнух (юрист)

  1. Их иногда называют буквоедами и педантами, им приходиться интерпретировать конкретные статьи кодексов, законов, документов. – 5 баллов.
  2. Умеют убеждать, ставить и решать проблемы, вести переговоры, имеют качества исследователя. Навыки практической психологии, владеют техническими средствами. – 4 балла.
  3. Прогнозируют последствия применения правовых норм, осуществляют подготовку контрактов, завещаний, судебных исков, общаются с клиентами. – 3 балла.
  4. Как известно, правда и в огне не горит, и в воде не тонет. Специалисту приходится отстаивать истину, быть аккуратным, гибким. – 2 балла.
  5. Сегодня все больше внимания уделяют вопросам правового регулирования бизнеса. Работают индивидуально или в юридических фирмах. – 1 балл

Нарцисс (менеджер по рекламе)

  1. Цель данного специалиста – продать товар или услугу. Эта работа привлекает молодежь. – 5 баллов.
  2. Опытные специалисты утверждают, что в их работе 5% творчества и 95% потения. Малейшая ошибка в их работе чревата убытками для компании, а для них – потерей работы. – 4 балла.
  3. Занимается оформлением логотипов, плакатов, работает на компьютере, ведет финансовые дела, изучает особенности продукта, услуги, способы распространения и потребления, представляет новые услуги. – 3 балла.
  4. Доброжелателен, терпелив, общителен, инициативен, имеет творческий подход к делу. – 2 балла.
  5. Посещает клиентов, разрабатывает рекламные проспекты, продвигает рекламные услуги. – 1 балл.

Мак (пилот)

  1. Это специалисты внешне выглядят всегда элегантно, имеют свою форму, им вверяют свою жизнь многие люди. – 5 баллов.
  2. Специальность требует отличного здоровья. Эти специалисты несут ответственность за изучение оптимального маршрута, за контроль всех приборов, за общение с диспетчерами и другими службами. – 4 балла.
  3. У работника должно быть острое зрение, хороший слух, развитая двигательная память, высокая работоспособность. – 3 балла.
  4. Должен осуществлять подготовку всей полетной документации, быть готов работать в экстремальных ситуациях, иметь чувство безопасности и сочувствие людям. – 2 балла.
  5. Они могут петь: Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки, а девушки потом. – 1 балл.

Лилия (учитель)

  1. Специалист разрабатывает содержание занятия и создает творческую атмосферу на них, внедряет новые методы и средства получения знаний. – 5 баллов.
  2. Имеет качества исследователя, организационные способности, умение убеждать, социальную ответственность, здравый смысл, умение ладить с людьми и взрослыми, использовать современные технические средства обучения. – 4 балла.
  3. Специалист умеет ставить и решать проблемы, обладает знаниями по своему предмету. – 3 балла.
  4. Двадцать пар за указкой следят.
    Куда ж это Волга впадает?
    Что жители делают, и что там растет,
    Иваи Иваныч всем объясняет. – 2 балла.
  5. Дает адекватную оценку успехам учащихся, способствует развитию индивидуальных способностей, работает в государственных и частных школах. – 1 балл.

Космея (экономист)

  1. Этот специалист работает в различных фирмах и компаниях. Занимается предложением мер по переходу из кризисов, прогнозированием тенденций в национальной экономике. – 5 баллов.
  2. Разрабатывает графики, схемы, таблицы, отражающие изменения в экономике. – 3 балла.
  3. Специалист должен быть аккуратен, обладать здравым смыслом, иметь логическое мышление. – 3 балла.
  4. Должен владеть техническими средствами, в первую очередь - компьютером, опыт подготовки докладов и публикаций, работы с числами, статистикой, должен уметь экономить средства организации, клиента. – 2 балла.
  5. Таких специалистов готовят плановые и финансово-экономические академии, экономические факультеты. – 1 балл.

А сейчас проявите себя при решении выхода из ситуации поставленной перед специалистами разных профессий.

Ситуация для пилота.

Полет воздушного судна делится на несколько этапов: взлет, набор высоты, горизонтальный полет по маршруту, снижение и посадка. Два этапа требуют от пилота переключения внимания с прибора на прибор 300 раз, являясь самыми напряженными. Как вы думаете, какие и почему? Ответ: Взлет и посадка. Необходимо запустить все механизмы и учесть все земные факторы.

Ситуация для психотерапевта.

Больница, которая специализируется на пересадке донорского сердца. Поступает донорское сердце. Пересадка нужна двум больным – это пожилой профессор, страдающий головными болями, так как без сна и отдыха занимался разработкой вакцины против рака; 16-летняя беременная девушка, сирота. Ситуация критическая, жить обоим не больше месяца. Кому отдать предпочтение при пересадке сердца?

Ответ: В порядке очередности, то есть тому, кто поступил первым в больницу.

Ситуация для менеджера.

Вам необходимо дать рекламу нового товара, например, игрушки. Ваши шаги как менеджера по рекламе. Где разместить рекламу? В виде чего?

Ответ: Учесть, на какой возраст рассчитана игрушка. Можно игрушки разместить возле тех мест, где больше всего детей, в витринах, на телевидении перед детской передачей. В ответе возможны другие собственные варианты.

- Разыгрывая ситуации, вы убедились, что трудно бывает принять правильное решение, а какому типу профессий труднее всего?

4. Подведение итогов. Что нового узнали на уроке? С чем познакомились? Выставление оценок. Кто набрал за урок 12 - 10 баллов оценка “5”, 9 - 7 баллов - “4”, 6 – 4 балла - “3” .

5. Тестирование. А сейчас с помощью теста определите, какой тип предпочтительно выбрать вам с учетом ваших интересов. Заполняете таблицу № 2. Если ответ положительный ставите (+), отрицательный (-). Подсчитайте ( + ) в каждом столбике , где получилось самое большое число тот тип и предпочтительно вам выбрать.

  1. Легко знакомлюсь с новыми людьми.
  2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить.
  3. Люблю ходить в музеи, театры, на концерты, художественные выставки.
  4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными.
  5. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить.
  6. Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чем-то.
  7. Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными и растениями.
  8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах.
  9. То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, у старших.
  10. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства.
  11. Я охотно читаю о растительном и животном мире.
  12. Активно участвую в художественной самодеятельности.
  13. Охотно читаю об устройстве механизмов, машин, приборов.
  14. Охотно и подолгу могу разгадывать головоломки, трудные задачи, кроссворды, ребусы.
  15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими.
  16. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой.
  17. Результаты моего художественного творчества одобряют и совершенно не знакомые люди.
  18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными.
  19. Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме.
  20. Я почти никогда не ссорюсь.
  21. Вещи, сделанные мною одобряют и незнакомые люди.
  22. Без особого труда усваиваю ранее не знакомые или иностранные слова.
  23. Мне часто случается помогать незнакомым людям.
  24. Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т.д.).
  25. С большим интересом читаю об охране окружающей среды, леса, животных.
  26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов.
  27. Мне обычно удается убедить сверстников или младших в том, что нужно делать так, а не иначе.
  28. Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения.
  29. Без особых усилий и охотно разбираюсь в географических картах, схемах, графиках, чертежах, таблицах.
  30. Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии.

Таблица № 2

Определение предпочтительных видов профессиональной деятельности

  Человек - природа Человек - техника Человек - знак Человек - худ.образ Человек – человек
1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
8          
9          
10          
11          
12          
13          
14          
15          
16          
17          
18          
19          
20          
21          
22          
23          
24          
25          
26          
27          
28          
29          
30          
итог          

6. Домашнее задание. Подготовить сообщение о профессиях: брокер, менеджер по продажам, бренд-менеджер, имиджмейкер, дилер, дистрибьютор, аудитор, логистик, девелопер, мерчендайзер, товаровед.