Раздел программы: квадратные корни.
Тема урока: “Квадратные корни и их свойства”.
Форма урока: урок-путешествие.
Место в учебном плане: заключительный урок по модулю “Квадратные корни”.
Подготовка кабинета: на доске поместить плакат с изображением ракеты, оформить доску, приготовить карточки.
Оборудование:
- кодоскоп;
- компьютеры;
- карточки;
- плакат с изображением ракеты.
Цели урока (для учителя):
- Повторить теорию по теме “Квадратные корни”.
- Углубить знания учащихся по этой теме.
- Научить ребят работать в группе.
Цели урока (для ученика):
- Закрепление знаний по теме “Квадратные корни”.
- Подготовка к контрольной работе.
- Учиться высказывать свои мысли.
Задачи урока:
- Воспитательная: развитие познавательного интереса у учащихся, уверенность в собственные силы.
- Развивающая: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, сравнение).
- Учебная: углубление знаний по данной теме.
ХОД УРОКА
Учитель. Ребята, сегодня мы завершаем изучение темы “Квадратные корни”. Заключительный урок-путешествие на планету “Квадратные корни” совершат все учащиеся данного класса, которые являются членами экипажа. Центр управления ракетой и действиями экипажа во главе с учителями находится в гимназии № 1 г. Кумертау.
На доске изображен план путешествия.
Учитель. Сначала мы побываем на “Площади точности и ясности”, где вспомним правило определения квадратного корня, основные тождества, действия с квадратными корнями; посетим “Волшебный сад”, затем наш путь будет лежать через “Озеро неизвестности” к “Дому невыученных уроков”, в дороге нам помогут строки стихотворения:
Не беда, что лететь далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Никогда не давались легко
Достижения людям.
Первый этап
Задание первое
Учитель. Побываем на “Площади точности и ясности”.
Учитель задает вопросы учащимся, ребята отвечают устно.
- Дать определение квадратного корня.
- Дать определение арифметического корня.
- Какие способы вычисления квадратных корней вы знаете?
- с помощью компьютера;
- четырехзначной таблицы;
- методом подбора;
- углом;
- с помощью формулы.
- Назовите основные тождества для квадратных корней.
- Сформулируйте теоремы о квадратном корне из произведения, частного, степени.
Квадратным корнем из числа a называется число, квадрат которого равен а.
Арифметическим квадратным корнем из неотрицательного числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а. Это число обозначается .
1)
2)
- Если то ;
- Если то
- При любом а верно равенство ,
Задание второе
Учитель. Установим, истинные или ложные следующие утверждения.
Далее учащиеся выполняют задание самостоятельно.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. | 1. |
2. Если , то | 2. Если , то |
3. | 3. |
4. При значение корня равно 4 | 4. |
5. | 5. При значение корня равно 9 |
6. Выражение имеет смысл при | 6. Выражение имеет смысл при |
7. Если , то | 7. Если , то |
8. | 8. |
9. | 9. |
10. Если , то | 10. Если , то |
Один экземпляр текста учитель собирает на проверку, а учащиеся контролируют себя по готовым ответам.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10 | 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10 |
Второй этап
Учитель. Приступая к операции “компьютер”, проверить блок памяти и исправить “неполадки” (ошибки в вычислениях).
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
Учитель. Управление полетом подводит итоги подготовки экипажа к полету – отмечаем тех членов экипажа, кто работал хорошо и допускается к полету, и тех, кто работал с ошибками, допускаются условно.
Третий этап
Учитель. Чтоб попасть в ракету, надо преодолеть 9 ступенек, выполнив вычисления и упрощения выражений на каждой из ступенек.
Задание первое (см. Приложение)
Эти задания выполняются учащимися самостоятельно в тетрадях. Как только заканчивается время, отведенное на это задание, учащиеся передают тетради соседу по парте. Дети оценивают друг друга (самопроверка). Учитель открывает ответы к этому заданию.
Критерий оценок:
- “5” – 8–9 заданий;
- “4” – 7 заданий;
- “3” – 6 заданий.
Каждый ученик при проверке работы соседа заполняет таблицу учета выполненных заданий и выставляет оценку:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ОЦЕНКА |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
4 |
Учитель. Занявшим места в ракете определить параметры полета – скорость, время, расстояние, выполнив работу по карточкам (4 варианта). Вычислить или упростить.
Задание второе
Вычислить и упростить:
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Учитель. Самопроверка с помощью кодоскопа:
1) ==
2)=
3)==7
4)
Четвертый этап
Конкурс “Ромашка”
В “Волшебном саду” каждому члену экипажа разрешается сорвать один лепесток у “ромашки” и выполнить задание.
1. Внесите множитель под знак корня:
2. Найдите наибольшее целое число, меньше числа .
3. Найдите два последовательных натуральных числа, между которыми заключено число .
4. Какое из чисел больше или ?
5. Упростите при .
6. Вынесите множитель из-под знака корня .
Задания учащиеся выполняют в тетрадях, а ответы маркером пишут на лепестках “ромашки”, и последовательно, одновременно показывают ответы. Учитель оценивает учащихся и через кодоскоп для самопроверки дает правильные ответы.
Ответы:
1) ;
2) 12; 3) 25, 26;
4) ;
5) 4-b; 6) .
Пятый этап
Учитель. В “Озере неизвестности” “плавают” корни, чтоб их поймать, нужно упростить выражения. Решим их на доске с пояснением.
1)
2)
3)
Шестой этап
Учитель. Жители “Дома невыученных уроков” решили отстроить себе дворец и стали закупать строительные материалы, которые состоят из заданий № 496 (д, е), 497 (б, г), 498 (б, г) учебника “Алгебра-8” автора Ю.Н. Макарычева.
Подведение итогов урока
Учитель. Подведем итоги урока. Как вы думаете, достигли ли мы цели урока?
Учащиеся высказали свое мнение об уроке, о
том, что цели урока достигли.
На этом уроке учащиеся повторили теорию,
закрепили свои навыки по умению решать задачи по
теме “Квадратные корни”. Учитель оценил всех
учащихся и поблагодарил за урок.