Патриотическое воспитание. Открытое занятие: устный журнал "О поселке нашем мы ведем рассказ"

Разделы: Работа с дошкольниками


Составители журнала: дети группы “Красная Шапочка”, воспитатель Секачёва Татьяна Ильинична.

Программное содержание:

  • воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какого-либо события;
  • нравственные задачи: приобщать к культуре и традициям русского народа;
  • воспитывать лучшие качества, присущие ему (трудолюбие, доброту);
  • познавательные задачи: учить видеть историю вокруг себя: в домах, которые нас окружают, в названиях улиц, старинных зданий и памятников; продолжать знакомство с героями – земляками, чьим именами названы улицы нашего посёлка; уточнить представления детей о профессиях людей, работающих на заводе (крановщик, оператор ПГУ);
  • формирование предпосылок учебной деятельности: продолжать учить выполнять задание согласно поставленной цели;
  • речевые задачи: обогащение словаря за счёт слов, обозначающих предметы, которые нужны для путешествия; загадка, пословица, слова из “копилки” детей;
  • связная речь: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы; развивать умение связно излагать свои мысли, совершенствовать доказательность речи, умение обобщать, делать выводы.

Предшествующая работа: факультативные занятия в детском саду и занятия в школе по программе “Наш край – Урал”; работа с картой Свердловской области; экскурсии в музеи школы имени А.Н. Арапова, ДК “Металлург” и музей города Новоуральска; знакомство с биографией А.Н. Арапова; оформление альбома о нашем посёлке; коллективные работы по ИЗО-деятельности: “Посёлок будущего”, “Дома, в которых мы хотели бы жить”

Ход занятия

Дети заходят в группу, приветсвуют гостей.

Воспитатель. Уважаемые гости! Сегодня вы присутствуете на презентации устного журнала “О посёлке нашем мы ведём рассказ”. Составители журнала – дети подготовительной группы “Красная Шапочка”. Эпиграфом нашего журнала будет пословица “Кто где родится там и пригодится”. Что означает эта пословица, мы обсудим в конце занятия.

Первая страница нашего журнала будет называться “С чего начинается Родина?”

На доске расположены в разброс буквы.

Воспитатель. Посмотрите на доску. Здесь зашифровано название нашего посёлка. Нужно из букв составить слово. Как вы думаете, кому можно доверить выполнить это задания?

Дети предлагают, воспитатель одобряет выбор детей.

Воспитатель. А мы с вами сделаем шаг назад, и будем следить за выполнением задания. Дети выполняют задание, остальные проверяют.

Воспитатель. Прочитаем все вместе какое получилось слово (Верх-Нейвинский). А это эмблема нашего посёлка. (рисунок 1) Для многих из вас поселок Верх-Нейвинский является Родиной, здесь вы родились, здесь живут и трудятся ваши родители, бабушки и дедушки. Почему наш посёлок носит такое название?

Ответ детей. Потому что Верх-Нейвинский расположен в верхней части реки Нейвы.

Воспитатель. Предлагаю отправить экспедицию для путешествия по реке Нейве. Куда она приведёт участников экспедиции, они нам об этом расскажут по окончанию путешествия.

Выбираем 2-х детей.

Воспитатель. Давайте поможем нашим путешественникам собрать в дорогу рюкзаки. Учтите, в дорогу нужно взять только самые необходимые вещи. Сначала девочки выбирают картинки, потом мальчики и приклеивают их на рюкзаки, которые висят на стене. Эти картинки не простые, они помогут нашим путешественникам в пути.

Вот вам карта. На ней отмечен наш посёлок. Вы будете плыть по реке Нейве, отмечая свой путь красным карандашом. Как только закончите своё путешествие, сразу присоединяйтесь к нам. А мы пожелаем нашим друзьям счастливого пути. Как по другому можно ещё сказать?

Ответы детей. Семь футов под килем. Попутного ветра. До скорой встречи.

Следующая страница нашего журнала “Имя улицы моей”.

Раздаётся стук в дверь, заходит почтальон.

Почтальон. Здравствуйте! Это группа “Красная Шапочка”? У меня для вас письма, получите, пожалуйста.

Почтальон раздаёт конверты, на которых написаны названия улиц и садится.

Дети читают название улицы на конверте и объясняют её происхождение. Для проверки достают из конверта символ улицы:

а) улица Токарей, символ – токарный станок. Улица названа в честь рабочих – токарей.
б) улица Рабочей Молодёжи, символ молодые люди. Улица была построена для молодых рабочих завода.
в) улица Евдокимова, символ – фотография героя. Улица названа в честь Евдокимова А.В. – героя гражданской войны.

Если дети не справляются с заданиями, то им помогают остальные.

Дети прикрепляют таблички с названиями улиц под название посёлка.

Почтальон. Я много лет работаю почтальоном и не знал, почему так называются улицы нашего посёлка. Спасибо вам, до свидания.

Воспитатель. Мы назвали лишь несколько улиц, а какие улицы не прозвучали?

Дети называют, воспитатель прикрепляет остальные названия улиц на доске.

Воспитатель. А сейчас Алеша озвучит имя своей улицы (улица Комсомольская). А кто знает улицу, на которой находится наш детский сад (улица М.И.Калинина). Найдите улицу, которая носит имя уральского сказочника (П.П. Бажов). Молодцы, ребята, все справились с заданием. Посмотрите, как много лиц в нашем посёлке, каждая носит имя человека, который заслужил это право. Если кто-то из вас проживёт жизнь достойно, одна из улиц будет носить и ваше имя. Улиц у нас много, а вот на эту я хочу обратить особое внимание, это улица имени Алексея Назаровича Арапова. (рисунок №2)

Выходят девочки – школьницы и рассказывают о герое. На столе ширма – раскладушка с фотографиями, портрет героя, дом, где он родился, школа, улица, памятник в селе Гайворон на Украине, где похоронен герой.

Воспитатель. В канун праздника Дня победы почтим память героя минутой молчания.

Открывается третья страница

“Не посрамим земли русской”.

Воспитатель. А вы знаете, ребята, сколько лет нашему посёлку? Может из гостей кто-то подскажет? (никто не назвал). А я вам подскажу, нынче летом ему исполнится 340 лет. Богата история нашего посёлка. В нём увековечились старинные здания и памятники. Назовите, какие вы знаете? Сейчас я приглашаю знатоков старины поиграть в игру

“Сложи и назови”.

Выходят 6 человек, собирают из разрезных картинок здание школы, ДК “Металлург”, дом творчества, здание администрации посёлка, памятники героям гражданской и отечественной войн.

Воспитатель. Кто хочет проверить работу знатоков? Молодцы, хорошо знаете свой посёлок.

Воспитатель. Что это за здание? (Показывает иллюстрацию здания круглой конторы)

Про историю постройки этого здания в народе ходит такая легенда.

Сценка. “Как Демидов приказал контору построить”.

“Урал мастеровой “открывает четвёртую страницу нашего журнала.

Звучит музыка из кинофильма “Весна на Заречной улице”

Воспитатель. Ребята, вам эта музыка может и не знакома, но зато её хорошо знают ваши родители, это песня о заводской проходной.Через заводскую проходную каждое утро спешат ваши родители, бабушки и дедушки на работу. Отгадайте загадку

“Что за машина: шея как у гуся, сила как у слона?”. Правильно, это подъёмный кран. Про работу крановщика – своего папы расскажет Саша.

Рассказ и иллюстрация выставляется на мольберт.

В этом же цехе работает и папа Кирилла. Кирилл, расскажи нам о папе.

Воспитатель. У кого ещё работают родители, бабушки или дедушки на заводе. А у гостей кто - нибудь работает на заводе? О труде сложено много пословиц, давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о труде? Отвечать по очереди - главное наше правило. Молодцы, похлопаем друг другу!

Пятая страница

“Где частушка поётся – там счастливо живётся” закроет наш журнал.

Звучат озорные частушки в исполнении детей.

Воспитатель. А где же наши путешественники? Вот они. Расскажите, куда вас привела река Нейва?

Ответ детей. В Северный Ледовитый океан.

Воспитатель. О своём путешествии подробно вы расскажете нам вечером. Вернёмся к пословице “Кто, где родится, там и пригодится” Как вы её поняли? Выслушиваем объяснения детей. Мы ещё не раз вернёмся к этой пословице.

Итог.

Сколько страниц было в нашем журнале?

Вспомните все страницы нашего журнала?

Какая из страниц понравилась больше всего? Чем?

Обозначьте своё отношение к журналу цветовым сигналом (красный – журнал получился интересным, синий – журнал не понравился.) Дети выбирают цветовые сигналы и выстраивают их на доске.

Воспитатель. Посмотрите, какая у нас получилась яркая, красивая дорожка. Значит, журнал вам понравился.

Гости и дети рассматривают выставку и все материалы, используемые на занятии и при прохождении курса по патриотическому воспитанию.