Учитель: Здравствуйте, ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие, а на чём, вы догадаетесь сами.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
– Правильно,
Мы любим ездить поездом
С комфортом и удобствами,
И вечерами поздними
Пусть не спать, а бодрствовать.
Пусть семафор зелёный
Пути все открывает!
– Но чтобы наш поезд тронулся, надо выучить такие слова:
Чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Бежит паровоз,
Далеко-далеко
Ребят он повёз.
Учитель: И днём и ночью идут по железным дорогам нашей страны поезда. Миллионы туристов едут, чтобы посмотреть мир, тысячи командированных – чтобы в далёком городе решить свои важные дела. Но едут не только люди, едут и грузы. Из краснодарской пшеницы пекут хлеб за полярным кругом, идут составы с кузнецким углем. Работает дорога, не зная ни ночного, ни воскресного, ни праздничного затишья. И в дождь, и в снег, в любое время года трудится стальная магистраль. Ну, что, отправляемся в путешествие, производим посадку.
Конкурс. Нарисовать себя и свой портрет прикрепить к вагону. (Выдаются заранее приготовленные шаблоны, дети их разрисовывают)
В путь!
Чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Бежит паровоз,
Далеко-далеко
Ребят он повёз.
Первая станция – "Историческая"
Библиотекарь рассказывает историю железной дороги. Почему она так называется?
Чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Бежит паровоз,
Далеко-далеко
Ребят он повёз.
Вторая станция – "Профессиональная"
Машинист:
Как быстрый конь несётся
По рельсам тепловоз,
Всё ближе раздаётся
Весёлый стук колёс,
Зелёные вагоны
На солнышке горят,
В кабине застеклённой
Сидит мой старший брат.
Со свистом поезд мчится,
Не может опоздать.
Я стану машинистом!
А ты кем хочешь стать?
Учитель: На этой станции мы, ребята, узнаем очень много нового и интересного. Для того чтобы грузы вовремя поступили на станцию назначения, а пассажиры без опоздания прибыли в нужный им город, на железнодорожном транспорте трудятся люди многих профессий. На железной дороге больше, чем где-либо, необходима чёткая и слаженная работа по движению поездов.
Дирижер движения – поездной диспетчер.
Ученица: Он не водит поезда, он ведёт график движения поездов. Организует движение, направляет его. В подчинении диспетчера все железнодорожники, связанные с движением поездов.
Ученик:
Поездной диспетчер – это
Дирижёр движения,
Знает и зимой, и летом
Чётко, без сомнения,
Где какой проедет поезд
И куда направится,
Всех по графику построит
И со всеми справится.
Ученица: Принимает и отправляет поезда, пропускает их через станцию – дежурный по станции. Иначе его называют сменным помощником начальника станции. Сколько на большой станции сложных сплетений путей, хитроумных устройств, сигналов! По ночам с высоких мачт ярко светят круглые прожектора, горят огромные окна вокзала, мигают белые и синие, красные и зелёные глазки светофоров, снуют маневровые локомотивы, один за другим прибывают и отправляются поезда. Сколько их пройдёт через станцию за сутки! И всем этим станционным хозяйством управляет дежурный по станции.
Ученик:
Пропускает поезда,
Знает все – кому куда,
Поезд примет и отправит,
Зря на месте не оставит,
Через станцию пропустит,
Всё запомнит, не упустит.
Ученик: Но для того чтобы техника работала, чтобы стрелки переводились и сигналы зажигались от нажатия кнопки, её необходимо держать в порядке, вовремя ремонтировать. Этими занимаются электромеханики и электромонтёры сигнализации.
Ученица:
Если провод оборвался
И провис на высоте,
Если кто-то вдруг остался
Без поддержки на земле;
Вдруг ремонтные работы
Надо срочно проводить,
Чтоб спасти скорей кого-то,
Протянуть проводки нить –
Приезжает энергетик,
Обеспечивает связь!
Ученик: Когда локомотивы – электровозы или тепловозы и электропоезда – совершают определённый пробег, их ставят на профилактический осмотр или ремонт в депо. Делают это слесари по ремонту подвижного состава.
Ученик:
Поломка случилась, простои идут,
Беда приключилась, механика ждут.
С улыбкой во взгляде, не зная преград,
Он быстро наладит любой агрегат.
В пути тепловозам поломки грозят,
Они неприятны и ход тормозят.
Механикам умным поломки – пустяк,
Без криков и шума исправят и так.
Ученица: Машинисты управляют локомотивом, тепловозом, электровозом и электропоездом.
Ученик:
Параллели рельс уходят в даль,
Стрелки, перегоны, примыкания.
Некогда в душе держать печаль:
Нужно в срок прибыть, без опоздания.
Позади вагонов череда,
Сотни душ, от вас одних зависимых,
Люди – те, что едут кто куда
По делам забот своих немыслимых.
Кто-то едет к морю отдыхать,
Кто командированный, с заданием,
Кто-то праздник будет отмечать,
Кто-то на последнее свидание.
Люди едут, зная наперёд
То, что их до срока истечения
Поезд непременно довезёт
До любого места назначения.
Ну а вы, усталость позабыв,
Не спуская взора с рельс мелькания,
Будете вести локомотив,
Уложившись в сроки расписания.
Ученица: Главная обязанность помощника машиниста – следить за сигналами на дороге и обо всём докладывать машинисту.
Ученик:
Быть прекрасно помощником машиниста!
Есть, конечно, доля риска:
Очень трудно быть в пути
И состав большой вести.Трудно по ночам трудиться,
Не заснуть, чтоб не разбиться
И всегда смотреть вперёд,
Чтоб перевозить народ.
Ученица: Радиосвязь машиниста с диспетчером, телефонную связь дежурного по станции со своими коллегами на соседних станциях обеспечивают связисты.
Ученик:
На железной на дороге
Есть конечно же связист!
Он на связь всегда настроен,
Как на горы альпинист.
Зажигает семафоры,
Обеспечивает связь!
Он на радиопросторе
Побывал немало раз.
Учитель: Молодцы! С какими профессиями мы познакомились на этой станции?
Игра "Зажги огонёк"
Класс делится на две команды. На доске написаны названия профессий: учитель, дежурный по станции, врач, поездной диспетчер, шофер, дежурный по станции, инженер, столяр, электромеханики и электромонтеры сигнализации, ветеринар, машинист, продавец, воспитатель, помощник машиниста, тракторист, связист, повар, проводник, начальник поезда. Нужно выбрать профессии, связанные с железной дорогой.
Игра "Эрудит"
Класс делится на две группы, каждая группа из букв должна собрать слово: машинист, связист и объяснить его.
Учитель: Молодцы! В путь!
Чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Бежит паровоз,
Далеко-далеко
Ребят он повёз.
– Наша станция – "Правильная". На этой станции мы с вами вспомним и повторим железнодорожные правила, а помогут нам в этом веселье стихи.
Ученица:
Правила эти железнодорожные -
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно.
Ученик:
Эй! Не трусь, скорей за мной:
Через рельсы – по прямой!
Здесь гораздо путь короче!
Поезд близко? Перескочим!
– Нет, друзья, – ответил Дрозд, –
Безопасно – через мост!
– Переходить через пути нужно по мосту.
Ученица:
– Я в обход, – сказал Зайчишка, –
Ты рискуешь жизнью, Мишка.
В это самое мгновенье
Вдруг объявят отправленье,
Поезд тронется, тогда –
Неминуема беда.
– Не подлезайте под вагоны!
Ученица:
Кошка сидит на перроне,
Мышка – в купейном вагоне…
Тронулся поезд, в окошке
Мышку увидела Кошка.
Прыг на ходу на подножку!
– Что же ты делаешь, Кошка?
Быстро стоп-кран поверните,
Бедную Кошку спасите!
– Не заскакивайте в вагон отходящего поезда!
Ученик:
– От четвёртого пути… –
Громко голос объявляет.
Еж расстроен, как пройти
На четвёртый путь – не знает!
Крот на выручку Ежу:
– Побежали, покажу!
Вот подземный переход,
Вниз скорей, – торопит Крот, –
Помогу тебе найти
Выход к нужному пути!
– Выходите на посадочную площадку только через подземный переход!
Ученица:
Поезд на подходе –
Переезд закрылся.
Поросёнок очень
В школу торопился.
Он бежал не глядя,
Прямиком на красный,
Но услышал сзади:
– Стой, дружок, опасно!
– Переходить железнодорожный переезд при включенном красном свете запрещено!
Ученица:
Ворон встречает Ворону.
Поезд подходит к перрону.
– Кар…– заспешила Ворона,
Дернула двери вагона.
Ворон почуял беду:
– Прыгать не смей на ходу!
Стоит ли так торопиться?
Может несчастье случиться.
– Не выходите из вагона до полной остановки поезда!
Ученик:
На платформе две дворняжки
Разыгрались в догоняшки:
Позабыв про электричку,
Догоняет брат сестричку!
Рассердился очень папа
И детей отшлёпал лапой!
– Не устраивайте подвижных игр на платформе!
Ученик:
– Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, –
Высунул голову Ослик в окошко.
– Что же ты делаешь?! Вот озорник!
Сядь-ка на место, – сказал проводник, –
Впредь так не делай, Осёл, никогда,
Чтобы с тобой не случилась беда.
– Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!
Ученица:
Мчит по рельсам электричка…
Едет к бабушке Лисичка,
Книгу толстую читает,
Пассажирам не мешает…
По вагону - скок да прыг.
Стонут звери:
– Что такое?
Никакого нет покоя!
Старый Волк сказал, вздыхая:
– Просто правил она не знает!
– В вагоне не мешайте другим пассажирам!
Ученица:
Отворила дверь Коза
И глядит во все глаза:
Где вокзал, а где перрон –
Поезда со всех сторон.
– Вы торопитесь напрасно,
Выходить сюда опасно, –
Проводник Козе сказал, –
В эту дверь прошу, Коза!
– Выходить из вагона можно только со стороны посадочной площадки!
Ученик:
Стой! Куда же ты, приятель?
Посмотри на указатель:
"Переход через пути" –
Это значит: по настилу
И ежу, и крокодилу
Разрешается пройти.
Только прежде нужно нам
Посмотреть по сторонам!
– Переходите дорогу только в установленных для этого местах!
Ученица:
– Ты катаешься, Мышонок,
По лыжне вокруг двора.
Вот, смотри! – сказал Котёнок, –
Настоящая гора.
Прокатись, не бойся, классно
Съехать сверху под откос…
– Стой, Котёнок, здесь опасно:
Видишь, едет тепловоз!
– Не катайтесь на санках, лыжах или коньках вблизи железной дороги!
Ученик:
На железной дороге два братца
Захотели друг с другом подраться:
– Забодаю! – мычит Белолобый.
Черно-белый мычит: – Ну, попробуй.
– Драчуны! Уносите-ка ноги
Поскорее с железной дороги!
Хорошо, что вмешалась Сорока:
Всё могло бы закончиться плохо!
– Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!
Ученица:
На перроне теснотища,
Жеребёнка Лошадь ищет:
– Где ты, серый Жеребёнок,
Непослушный мой ребёнок?
Он за маму не держался,
Потому и потерялся.
– На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!
Ученица:
Правила запомнил –
В тайне не держи:
Всем друзьям, знакомым
Знаешь – расскажи!
– Молодцы! Поиграем в игру "Самый
внимательный". (Раздаются рисунки.)
– Укажите на рисунке тех людей, которые нарушают
правила поведения на железной дороге и
подвергают себя опасности.
– Умницы! Почему станция называется Правильная?
– В путь!
Чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Бежит паровоз,
Далеко-далеко
Ребят он повёз.
Станция "Музыкальная"
1. Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем,
Ребята сидят.Припев. Чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Бежит паровоз,
Далеко-далеко
Ребят он повёз.2. Но вот остановка
В дороге опять.
Вставайте, ребята,
Давайте играть!
Исполняется песня "Голубой вагон".
– Молодцы! В путь!
Чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Бежит паровоз,
Далеко-далеко
Ребят он повёз.
Станция "Игровая"
1. Мелкие шажки – 1, 2, 3!
Лёгкие прыжки – 1, 2, 3!
Мягкая посадка – 1, 2, 3!
2. Из слова локомотив составить слова: мотив, ком, лом, кот, лот, том, молот, ток, молоко.
3. У нас сегодня весело:
Мы прыгаем, играем,
По очереди бегаем,
Друг друга догоняем.
Игра "Паровозик"
Дети делятся на две команды, паровоз должен собрать все вагоны.
4. Поезда бывают двух видов, какие? (Грузовые и пассажирские.)
Игра "Перевези груз"
В ложках перенести картошку. Два человека перевозят членов команды.
И снова наш поезд
Несётся, летит,
К другим ребятишкам,
Наверно, спешит!
– На этом наше путешествие закончено.