ЦЕЛИ УРОКА:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: выявить усвоение материала по теме: “Циклы”, закрепить умения применять на практике полученные знания.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: умение переносить знания из одной области в другую; развить логическое мышление.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: умение слушать друг друга, тренировка навыков культуры работы с техникой, культура речи.
МЕЖПРЕЖМЕТНЫЕ СВЯЗИ: связь с физикой.
ТИП УРОКА: обобщающий.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- раздаточный материал;
- презентация;
- ПК.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Тема нашего урока: “Организация циклических процессов”. Ребята, мы с вами, на этом уроке должны закрепить свои знания по теме “Циклы” и выявить, что удачно и неудачно усвоено. Это нужно для того, чтобы владеть навыками самой современной сферы деятельности - программирование. Поэтому отнесемся к этому серьезно. Для того чтобы достичь этой цели, нам надо повторить пройденный материал (пока класс отвечает на вопросы, один ученик выполняет задание у доски восстановить соответствие).
2. Повторение основных понятий по теме.
Давайте вспомним основные операторы, используемые в языке программирования Паскаль (на парте лежат карточки с названием операторов). Я буду читать, а вы поднимаете соответствующую карточку.
- Для исполнения одного из нескольких операторов в зависимости от условия позволяет оператор - ветвления.
- Выполнить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, имя которой указано в его левой части предписывает оператор - присваивания.
- Для того чтобы выполнить входящие в его состав операторы несколько раз служит оператор - цикла.
- Что называется циклом? Организация одной или нескольких команд в программе.
Проверяем задание у доски. Были даны два вида карточек. На первых были названия циклов, на других - запись этих циклов на языке Паскаль.
|
а) While . . . do . . . ; б) For . . . to . . . do . . . ; в) Repeat . . . until . . . ; |
Итак, мы с вами вспомнили основные операторы циклов. А теперь перейдем непосредственно к выполнению этих циклов.
На столе лежат части блок-схемы циклов. Вызываются ученики по очереди к доске. Их задача - выбрать нужные части и на доске составить блок-схему одного из трех циклов. В это время остальные выполняют задание с учителем (см. приложение1), затем проверяем учащихся работавших у доски.
3. Закрепление учебного материала.
1. Чему будет равно значение переменной х после выполнения фрагмента программы?
x:=0;
for i:=1 to 5 do
x:=x+1;
2. Чему будет равно значение переменной f после выполнения фрагмента программы?
f:=2; x:=0;
for i:=1 to 5 do
begin
x:=x+1;
f:= f * x;
end;
3. Чему будет равно значение переменной S после выполнения фрагмента программы?
x:=0; S:=0;
while x<= 2 do
begin
S:= S + x;
x:=x+2;
end;
4. Чему будет равно значение переменной S после выполнения фрагмента программы?
S:=1; x:=0;
while x> 0 do
begin
S:= S * 2;
x:=x-1;
end;
5. Чему будет равно значение переменной S после выполнения фрагмента программы?
x:=0; S:=0;
repeat
S:= S + x;
x:=x+2;
until x>2 do
Ребята, мы с вами повторили действия каждого цикла. Эти теоретические знания помогут вам в решении следующих задач. На парте лежат условия задач и пустые блок-схемы. Возьмите условия задач.
1. Прочитать задачу (ученик)
2. Какой цикл будем использовать?
3. Найти на парте соответствующую блок-схему.
4. Составляем математическую модель (вместе, по образцу)
начальные значения:
условия:
операторы цикла:
ответ на вопрос задачи:
Заполнить блок-схему
Задача 1. Автомобиль трогается с места и каждую секунду его скорость увеличивается на 7км/ч. Какова будет скорость автомобиля через 12 секунд?
Начальные значения: V0 = 0, t0 = 0;
Условия: for t: = 1 to 12 do
Операторы цикла: v = v + 7
Задача 2. Из бочки емкостью 350 литров через сливное отверстие каждую минуту вытекает 3 литра воды. Через какое время бочка опорожнится наполовину.
Начальные значения: V0 = 350, t0 = 0;
Условия: while v > 175
Операторы цикла: v = v – 3; t = t + 1;
Задача 3. В чайник налили воду при температуре 200 С и поставили на газ. Каждую минуту вода нагревается на 100С. Через какое время вода закипит?
Начальные значения: t0 = 20; n = 0
Условия: t > = 100
Операторы цикла: t = t + 10; n = n + 1
Учитель. А теперь проверим вашу работу. Это будет самопроверка (приложение 1)
Итак, мы разобрали каждую задачу, составили математическую модель, и вы сами заполнили блок-схему.
5. Практическая работа с ПК.
Учитель. И следующая часть урока - практическая работа. Вы составляете программы на языке Паскаль.
Задача 1.
PROGRAM 1;
VAR V0,V,T: INTEGER;
BEGIN
V0:= 0;
T:=0;
FOR T:=1 TO 12 DO
V:=V+7;
WRITELN (‘ЧЕРЕЗ ‘, T, ‘ЧАСОВ СКОРОСТЬ=’,V);
READLN
END.
Задача 2.
PROGRAM 2;
VAR V,T: INTEGER;
BEGIN
V:=35 0;
T:=0;
WHILE V>175 DO
BEGIN V:=V-3; T:=T+1; END;
WRITELN (‘ЧЕРЕЗ ‘, T, ‘МИНУТ V=’,V);
READLN
END.
Задача 3.
PROGRAM 3;
VAR T,N: INTEGER;
BEGIN
N:= 0;
T:=20;
REPEAT
T:=T+10;
N:=N + 1;
UNTIL T>100;
WRITELN (‘ЧЕРЕЗ ‘, N, ‘ЧАСОВ T=’,T);
READLN
END.
6. Подведение итогов урока
Учитель. Спасибо, ребята. Все вы справились с заданием - молодцы, а значит, мы достигли цели нашего урока. Выставление оценок.