Открытый урок по информатике на тему: "Организация циклических процессов"

Разделы: Информатика


ЦЕЛИ УРОКА:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: выявить усвоение материала по теме: “Циклы”, закрепить умения применять на практике полученные знания.
  • РАЗВИВАЮЩАЯ: умение переносить знания из одной области в другую; развить логическое мышление.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: умение слушать друг друга, тренировка навыков культуры работы с техникой, культура речи.

МЕЖПРЕЖМЕТНЫЕ СВЯЗИ: связь с физикой.

ТИП УРОКА: обобщающий.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ноутбук;
  • мультимедийный проектор;
  • раздаточный материал;
  • презентация;
  • ПК.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Тема нашего урока: “Организация циклических процессов”. Ребята, мы с вами, на этом уроке должны закрепить свои знания по теме “Циклы” и выявить, что удачно и неудачно усвоено. Это нужно для того, чтобы владеть навыками самой современной сферы деятельности - программирование. Поэтому отнесемся к этому серьезно. Для того чтобы достичь этой цели, нам надо повторить пройденный материал (пока класс отвечает на вопросы, один ученик выполняет задание у доски восстановить соответствие).

2. Повторение основных понятий по теме.

Давайте вспомним основные операторы, используемые в языке программирования Паскаль (на парте лежат карточки с названием операторов). Я буду читать, а вы поднимаете соответствующую карточку.

  1. Для исполнения одного из нескольких операторов в зависимости от условия позволяет оператор - ветвления.
  2. Выполнить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, имя которой указано в его левой части предписывает оператор - присваивания.
  3. Для того чтобы выполнить входящие в его состав операторы несколько раз служит оператор - цикла.
  4. Что называется циклом? Организация одной или нескольких команд в программе.

Проверяем задание у доски. Были даны два вида карточек. На первых были названия циклов, на других - запись этих циклов на языке Паскаль.

  1. Цикл повторения с параметром
  2. Цикл с предусловием
  3. Цикл с постусловием
а) While . . . do . . . ;
б) For . . . to . . . do . . . ;
в) Repeat . . . until . . . ;

Итак, мы с вами вспомнили основные операторы циклов. А теперь перейдем непосредственно к выполнению этих циклов.

На столе лежат части блок-схемы циклов. Вызываются ученики по очереди к доске. Их задача - выбрать нужные части и на доске составить блок-схему одного из трех циклов. В это время остальные выполняют задание с учителем (см. приложение1), затем проверяем учащихся работавших у доски.

3. Закрепление учебного материала.

1. Чему будет равно значение переменной х после выполнения фрагмента программы?

x:=0;

for i:=1 to 5 do

x:=x+1;

2. Чему будет равно значение переменной f после выполнения фрагмента программы?

f:=2; x:=0;

for i:=1 to 5 do

begin

x:=x+1;

f:= f * x;

end;

3. Чему будет равно значение переменной S после выполнения фрагмента программы?

x:=0; S:=0;

while x<= 2 do

begin

S:= S + x;

x:=x+2;

end;

4. Чему будет равно значение переменной S после выполнения фрагмента программы?

S:=1; x:=0;

while x> 0 do

begin

S:= S * 2;

x:=x-1;

end;

5. Чему будет равно значение переменной S после выполнения фрагмента программы?

x:=0; S:=0;

repeat

S:= S + x;

x:=x+2;

until x>2 do

Ребята, мы с вами повторили действия каждого цикла. Эти теоретические знания помогут вам в решении следующих задач. На парте лежат условия задач и пустые блок-схемы. Возьмите условия задач.

1. Прочитать задачу (ученик)

2. Какой цикл будем использовать?

3. Найти на парте соответствующую блок-схему.

4. Составляем математическую модель (вместе, по образцу)

начальные значения:

условия:

операторы цикла:

ответ на вопрос задачи:

Заполнить блок-схему

Задача 1. Автомобиль трогается с места и каждую секунду его скорость увеличивается на 7км/ч. Какова будет скорость автомобиля через 12 секунд?

Начальные значения: V0 = 0, t0 = 0;

Условия: for t: = 1 to 12 do

Операторы цикла: v = v + 7

Задача 2. Из бочки емкостью 350 литров через сливное отверстие каждую минуту вытекает 3 литра воды. Через какое время бочка опорожнится наполовину.

Начальные значения: V0 = 350, t0 = 0;

Условия: while v > 175

Операторы цикла: v = v – 3; t = t + 1;

Задача 3. В чайник налили воду при температуре 200 С и поставили на газ. Каждую минуту вода нагревается на 100С. Через какое время вода закипит?

Начальные значения: t0 = 20; n = 0

Условия: t > = 100

Операторы цикла: t = t + 10; n = n + 1

Учитель. А теперь проверим вашу работу. Это будет самопроверка (приложение 1)

Итак, мы разобрали каждую задачу, составили математическую модель, и вы сами заполнили блок-схему.

 

5. Практическая работа с ПК.

Учитель. И следующая часть урока - практическая работа. Вы составляете программы на языке Паскаль.

Задача 1.

PROGRAM 1;

VAR V0,V,T: INTEGER;

BEGIN

V0:= 0;

T:=0;

FOR T:=1 TO 12 DO

V:=V+7;

WRITELN (‘ЧЕРЕЗ ‘, T, ‘ЧАСОВ СКОРОСТЬ=’,V);

READLN

END.

Задача 2.

PROGRAM 2;

VAR V,T: INTEGER;

BEGIN

V:=35 0;

T:=0;

WHILE V>175 DO

BEGIN V:=V-3; T:=T+1; END;

WRITELN (‘ЧЕРЕЗ ‘, T, ‘МИНУТ V=’,V);

READLN

END.

Задача 3.

PROGRAM 3;

VAR T,N: INTEGER;

BEGIN

N:= 0;

T:=20;

REPEAT

T:=T+10;

N:=N + 1;

UNTIL T>100;

WRITELN (‘ЧЕРЕЗ ‘, N, ‘ЧАСОВ T=’,T);

READLN

END.

6. Подведение итогов урока

Учитель. Спасибо, ребята. Все вы справились с заданием - молодцы, а значит, мы достигли цели нашего урока. Выставление оценок.