Тема урока: "Поведение потребителя" (программа "Современная экономика")

Разделы: Экономика


“..дети не должны наполняться знаниями механически,
мы должны научить их добывать знания, научить их учиться…”

Тип урока – освоение новых знаний.

Цели:

  • ознакомить с суверенитетом потребителя;
  • определить маржинальную и совокупную полезность;
  • сформировать основы экономического мышления ученика для анализа и рациональной оценки взаимодействий экономических субъектов;
  • вывести закон убывающей предельной полезности и правила максимизации полезности;
  • научить различать два подхода к изучению полезности: кардиналисткий и ординалисткий.

Планируемый результат:

  • учащиеся должны понимать и объяснять, как потребители совершают выбор и почему этот выбор всегда индивидуален;
  • перечислять предпосылки теории поведения потребителя;
  • знать и объяснять, как на выбор влияют цены товаров, доход и предпочтения
  • различать кардиналисткие и ординалисткие подходы к анализу полезности и поведению потребителя;
  • уметь объяснять взаимозависимость предельной и общей полезности в графической интерпретации;
  • уметь формулировать правило максимизации полезности.

Оснащение урока:

  • конфеты, вода, стаканы, stickes , ключевые термины, условие задачи написанные на доске, калькуляторы, карандаши, линейки.

Основные термины и понятия:

  • cуверенитет потребителя;
  • полезность;
  • маржинальная (предельная) полезность;
  • совокупная (общая) полезность;
  • закон Госсена.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент: проверка присутствующих, постановка перед учащимися целей и задач урока, знакомство с планом урока – 2 мин.

Задача учителя включить учеников в реальные действия, спровоцировать дискуссию в аудитории класса, “сподвигнуть” учеников к обсуждению и анализу ситуаций и принятию решения. Задачи учащихся: добыть знания о видах полезности, вывести взаимосвязи параметров, проанализировать сложившиеся ситуации и сформулировать правило максимизации полезности. В течение урока за каждый правильный ответ учащиеся получают жетоны. Работа ученика, получившего 5 и более жетонов, оценивается “отлично”, 3–4 жетона – “хорошо”.

2. Изучение нового материала – 30 мин.

Объяснение нового материала проводится в активной форме.

- Сегодня у нас пройдет необычный урок, приятный, полезный и “легкоусвояемый”. Кто из вашего класса любит кушать конфеты? (Все, за исключением девочек, соблюдающих диету). Кто сейчас желает съесть конфету? (Задумываются). Бесплатно? (Все) Кто из вас любит пить лимонад? (почти все) Когда усиливается желание пить лимонад? (Когда жарко, долго ничего не пили, летом, когда нет других заменителей и др.)

Мы с вами констатируем факт, что желание съесть конфету или выпить стакан лимонада зависит от обстоятельств: личной шкалы предпочтений, времени года, времени суток, температурных условий, окружающих нас, личных привычек.

- Если благо предоставляется не бесплатно, изменится ли ваше потребление? (Конечно, тогда мы будем выбирать сорт и вид конфет (воды), не будем потреблять много, рассчитывать свои финансовые возможности, решать, какие блага приобретать в первую очередь, какие – во вторую, покупку каких товаров стоит отложить и т.д.)

- Вы будете вести себя рационально? (Да, мы будем стремиться извлечь максимум выгоды (полезности) для себя от приобретения конфет или лимонада).

- Что же лежит в основе вашего выбора?

Изначально задаем условия бесплатности и условной неограниченности. Перед вами лимонад и конфеты. Каждый в праве выбрать то, что ему хочется и потребить именно сейчас. Одно условие: те, кто выбирает конфеты, садятся справа от доски, а предпочитающие лимонад – слева. ( Все одновременно выполняют действия, заданные учителем, соблюдая при этом субъективное оценивание потребляемых единиц).

Учитель предлагает выйти к доске по одному представителю от команд, взять stickes вычертить два графика координаты которых обозначают по горизонтали – количество (Q), а по вертикали – U (полезность) utility. Все остальные ученики то же самое делают в тетради.

- Сейчас, испытывая чувство голода либо жажды, вы с наслаждением съедите конфету или выпьете 50 миллилитров лимонада. Почувствуйте и оцените свое первое наслаждение (удовлетворение) в условно названных единицах – ютилях. Отметьте эту точку на правом графике. Затем, отметьте точку с этими же координатами на левом графике. (Ученики, работающие у доски, отмечают положение первой единицы потребления Q1U1 цветным stickes (для наглядности).

Учитель предлагает приступить к потреблению второй конфеты (порции лимонада) и оценить ее, отметив на правом графике Q2U2,на левом графике к величине полезности первой единицы U1 потребления прибавить величину полезности второй единицы U2 потребления и отметить stickes на графике. Начинается обсуждение полезности второй единицы потребления, у каждого ученика оценка полезности разная, у учеников возникает вопрос: – “ Почему на левом графике надо суммировать величины полезности? Что это за величина?”

Ищем вместе с классом ответы на вопросы. Приходим к выводу, на правом графике отражена дополнительная полезность единицы потребления, а на левом – общая полезность. Дописываем на вертикальной координате правого графика-М (маржинальная) дополнительная, на вертикальной координате левого графика – Т(total) общая.

Продолжаем потреблять конфеты (лимонад) и отмечать MU и TU на графиках. Некоторые ученики не хотят больше потреблять конфеты (лимонад). Учитель просит показать эту ситуацию на графиках. (Отрицательную величину).

Обсуждаем сложившуюся ситуацию, отображенную на индивидуальных графиках, анализируем графики, находим общие тенденции, делаем выводы:

  • общая полезность(TU –total utility) –то удовлетворение, которое люди получают от потребления всего, имеющегося у них количества благ данного вида. Кривая общей полезности имеет положительный угол наклона, который постепенно уменьшается;
  • TU=f (Q), где TU-общая полезность товара; Q –количество товара;
  • предельная полезность(MU-marginal utility) – прирост общей полезности, возникающий вследствие увеличения объема потребления данного блага на единицу, или полезность последней из имеющихся в распоряжении индивида единиц блага. Кривая предельной полезности имеет отрицательный угол наклона и имеет тот же вид, что и кривая спроса. Потребитель готов приобретать дополнительные единицы блага по более низкой цене, так как каждая дополнительная единица блага несет все меньшую полезность;
  • MU= TU/Q, графики наглядно показывают связь между общей и предельной полезностью. Общая полезность достигает максимальной величины тогда, когда дополнительная полезность конфет (лимонада) достигает 0. TU=max MU=0;
  • по мере насыщения потребностей в каком-либо благе, степень полезности каждой дополнительной единицы блага для данного индивида будет убывать. Наоборот, если объем потребляемых благ уменьшается, то предельная полезность каждой следующей из остающихся в распоряжении потребителя единиц блага возрастает. (Ссылка на графики);
  • если вести себя нерационально, потреблять конфеты (лимонад) просто потому, что есть возможность их употребить, то дополнительная полезность потребления может быть отрицательной. Например, конфета вызывает чувство тошноты, дополнительное желание выпить воды. Кривая дополнительной полезности расположится ниже горизонтальной оси, а кривая общей полезности примет отрицательный наклон;

- Следует различать два подхода к изучению полезности: подход кардиналисткий, который предполагает измерение полезности, и подход ординалисткий, сторонники которого считают что ни общую, ни предельную полезность измерить невозможно, но можно изучить поведение потребителя с помощью метода предпочтений.

- Как вы считаете, какой подход мы с вами использовали? (Кардиналисткий, так как мыобращали внимание на взаимосвязи между общей и предельной полезностью и достижением максимальной общей полезности при нулевой предельной полезности).

- Как потребитель делает оптимальный выбор? Предположим, что каждый из вас начинает покупать два товара (лимонад и конфеты). Вы начинаете распределять свой доход между этими товарами и делать свой выбор.

- Давайте уточним, на основе какой полезности? Общей или дополнительной (маржинальной) полезности? (Дополнительной).

- Каким образом вы достигните максимизации удовлетворения своих потребностей от приобретаемых благ, т.е. максимизируете общую полезность этих благ? (Мы представляем себе цену этих благ и сопоставляем с полезностью).

- Но в жизненной ситуации, цены на блага различны. Как оценить эффективность вложенного рубля в покупку благ? (На основе того, сколько единиц маржинальной полезности приходится на рубль затрат.) В экономической теории эту величину назвали бы “взвешенная по ценам предельная полезность” MU/P

- Если бы цены на оба этих товара были одинаковы, как бы вы делали выбор? (Выбор бы делали на основе наибольшей полезности).

- Давайте уточним, на основе какой полезности? Общей или дополнительной (маржинальной) полезности? (Дополнительной).

Учащиеся делают вывод правила максимизации полезности потребителя:

Максимальное удовлетворение потребностей будет достигнуто тогда, когда “взвешенные по ценам предельные полезности” покупаемых товаров в расчете на 1 руб. окажутся одинаковыми. MU конфет /Pконфет =MU лим. /Pлим

- Эти же закономерности заметил Герман Генрих Госсен (1810–1859 гг.). В Германии в 1954 году в своей работе “Развитие законов общественного строя и вытекающие отсюда правила человеческой деятельности”, автор не только вывел закон убывающей предельной полезности, но и правило, гласящее, что полезность зависит не только от потребительских свойств блага, но и от процесса его употребления. Убедимся в правильности выводов Госсена, решив задачу.

Условие задачи.

Маша решила израсходовать 60 рублей на покупку пирожных. Полезность оценивается деньгами (сколько она готова заплатить за определённое количество или определённую единицу пирожного). Маша предполагает 2 варианта использования пирожных: разделить их с одноклассниками или попить чай в кругу семьи. Вот как выглядит таблица её предпочтений:

Количество
пирожных
Одноклассникам Семье
TU MU TU MU
1 8 8 12 ……..
2 14 …… ……. 9
3 19 5 …….

6

4 23 …… 30 …….
5 …… 3 31 …….

Задание: Определите наилучший способ использования Марией этих денег, если цена одного пирожного – 8 рублей. Решение: заполняем пробелы в таблице. Например, MU2=TU2 – TU1; TU2=TU1+MU2.

Анализируя полученные данные и занесенные в таблицу данные, убеждаемся, что полезность товара зависит не только от свойств товара, но и от процесса его употребления.

- В решении нашей задачи при нахождении наилучшего способа использования денег Марией воспользуемся правилом максимизации полезности. Решение: так как цена 1 пирожного 8 руб. и она не зависит от варианта использования, то нас будет интересовать величины маржинальной полезности. Они должны быть одинаковыми. Выбираем комбинацию вариантов: Приобрести 2 пирожных и разделить их с одноклассниками и 3 пирожных для того, чтобы чай в кругу семьи.

- Выводим еще одно правило, при соблюдении которого потребитель оказывается в состоянии равновесия. Отношения между предельными полезностями приобретаемых товаров равны отношениям между их ценами.

Все правила, учащиеся записывают в тетрадь.

3. Подведение итогов урока: констатация факта достижения планируемых результатов, комментирование оценок учащихся, рефлексия учащихся.

4. Домашнее задание: из практикума “Основы экономической теории” под редакцией д.э.н., профессора С.И.Иванова. Вита-пресс, М.2004.