Цели:
- Познакомить учащихся с различными видами, сортами чая. Значением чая для здоровья человека.
- Научить приготовлению напитка из чая и сервировке стола к чаю.
- Приучать правильно и красиво сервировать стол, развивать речь учащихся, эстетический вкус.
Оборудование занятия:
- Образцы чая.
- Посуда для заваривания чая, посуда для сервировки стола. Плакат “Сервировка стола”.
- Поговорки: Чай пить – приятно жить. Выпей чайку – позабудешь тоску. С чая лиха не бывает. Устал – пей чай, жарко – пей чай. Хочешь согреться – пей чай!
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия.
III. Объяснение нового материала.
Ученик:
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!
Ученик: Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая:
“Давным-давно, пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, как они начинают резвиться и легко взбираются на круги. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они вытащили их, заварили в кипятке, как это делали с другими травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил.
И действительно – впервые чай стали пить в Китае. В давние времена чай в Китае ценили очень высоко: императоры дарили его своим вельможам за особые услуги.
Ученик: А еще в Китае измельченные листья, спрессованные в брикет использовались в качестве денег.
Ученик: Чиновники в Китае собирали с населения особый побор – чаевые.
Ученик: Долгое время выращивание и изготовление чая в Китае было секретным. Чайные плантации скрывали и строго охраняли.
Ученик: Путь чая в другие страны был долгим и трудным. Хотя чай и стал любимым напитком в других странах, но выращивать его долгое время не умели и привозили его из Китая.
Ученик: А поэты уже воспевали чай в стихах:
А.С.Пушкин:
Смеркалось, на столе блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею,
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал!
Ученик: На первых порах не все люди умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный подарок – чай. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья, и, приправив их сметаной, подала к столу.
В настоящее время в Англии чая пьют больше, чем в любой другой стране мира, они превратили чаепитие в изысканную церемонию.
Ученик: В XVIII веке чай все больше стал распространяться и в нашей стране. Но для крестьян чай был почти недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение “Чаем побаловаться”, многие бедняки не знали как заваривать чай.
Ученик:
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил перцу, луку,
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешав,
Остудив его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он важно озверел,
И отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся.
Чем же мог не угодить?
А потом я догадался –
Что забыл я посолить.
Ученик: В России было много и противников чая, ему приписывали вредные свойства. Но потом были изучены и обнаружены достоинства чая, его полезность для организма человека – успокаивающее и бодрящее свойства, жаждоутоляющее и другие.
Ученик: А когда в XVIII веке в России на Урале изобрели самовар, а изготовлять его умельцы стали в г.Туле и самовар стал таким же русским сувениром, как и знаменитая наша “Матрешка” или “Балалайка” родился добрый обычай – всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела. Выращиванием чая в России стали заниматься только в XIX веке на Кавказе, в 1864 г. Россия впервые приняла участие в международной выставке чая.
Исполнение песни.
сл. Пляцковского муз. Птичкина
“Наш красавец самовар”
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит,
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку.
Ученик: Не только стихи и песни стали слагать о чае, но и даже в сказках есть о нем рассказ.
Выходит доктор Пилюлькин – герой сказки Н.Носова “Приключения Незнайки”. Он говорит:
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет
Если хворь в нем приключится,
Чаем можно излечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
Ученик: Давайте посмотрим какой путь чая от плантации до нашего стола.
Ученик: Чайный куст вечнозеленое растение, высотой около метра. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: мотыжат землю, подрезают кусты. Но основная работа – сбор чая, чайного листа – длится 7 месяцев – с апреля по октябрь. С чайных кустов срывают верхушки молодых побегов – “флеши”. сорванные зеленые листочки чая сушат, скручивают, обрабатывают – так получают различные виды чая – зеленый, красный, черный.
Ученик: Чтобы получить от чая удовольствие и пользу, нужно его правильно хранить, уметь заваривать и пить. Нужно знать , что качество чая зависит от его сорта – букет, экстра, высший, 1, 2, 3 сорт. Чем выше сорт – тем чай ароматнее, вкуснее, насыщенней.
Учитель: Во многих странах приготовлению чая, процедуре чаепития придают очень большое и разнообразное значение. Например, в Китае, “родине” чая до сих пор помолвку называют “поднесение чая” со стороны жениха и “приятие чая” со стороны невесты.
Как же приготовить вкусный чай? Для этого необходимо согреть или ополоснуть крутым кипятком заварной чайник, затем в него засыпать сухую заварку (2 ч. ложечки на чайник). Затем чайник залить кипятком на 2/3, а сверху прикрыть салфеткой, так чтобы отверстие на крышке и носик чайника были закрыты, чтобы с паром не улетучивались ароматные вещества. Чай настаивают 5 мин., зеленый – 8 мин., затем в заварной чайник добавляют кипяток, оставляя 1 см. до крышки. После этого заварку – т.е. чай, разливают по чашкам. Рекомендуют чай пить маленькими глотками.
IV. Практическая работа “Сервировка стола к чаю”
Учитель показывает, как надо заваривать чай, учащиеся под его руководством сервируют стол к чаю.
Чаепитие с продуктами, принесенными учащимися к чаю – конфетами, сахаром, печеньем и др.
Учитель объясняет, как правильно пить чай, пользоваться посудой, приборами, салфеткой; учащиеся повторяют правила поведения за столом.
V. Подведение итогов занятия.
- Ответы учащихся на вопросы: Что нового узнали на занятии? Что научились делать?
- Сообщение оценок за теоретические знания, участие в практической работе.