Наша средняя общеобразовательная школа №87 открыта в 1992 году. Школа расположена рядом со школами повышенного уровня. В школе обучается 700 учащихся, в коллективе работает 71 учитель. В школе имеются 2 спортзала, столовая, медицинский комплекс, 2 мастерские, компьютерный класс, актовый зал, стадион, библиотека.
Начальные классы работают по программе “Школа 2100”. В 9 классах проводится предпрофильная подготовка учащихся, в 10-11 классах - профильные: математический, гуманитарный, инженерно-строительный. Школа сотрудничает с ВУЗами. Успешно работает психолого-педагогическая служба. Создается система медико-психолого логопедопедагогической поддержки учащихся.
Воспитательная система школы строится на основе идеи Ключевых Творческих Дел (В.А. Караковский). Ключевые дела распределены по триместрам: “Люблю мою республику”, “Твори, выдумывай, пробуй”, “За честь школы”. Традициями школы стало проведение таких мероприятий как: День знаний, День учителя, Литературно-музыкальная гостиная, Интеллектуальные игры, праздник Последнего звонка, краеведческая и научно-практическая конференции и др.
Работают бесплатные кружки. Школа работает по программным направлениям: “Гражданское воспитание”, “Здоровье”, “Непрерывное образование” и др. Школа является городской экспериментальной площадкой по самоуправлению. Кроме того в школе действует научное общество учащихся “Мысль”.
В современных условиях школа должна научить ученика работать с большим количеством изменяющейся информации, должна привить умение самостоятельной работы и критического мышления. При этом школа должна учитывать и личностные особенности ученика, чтобы каждый учащийся мог проявить свои способности. Для этого педагоги нашей школы активно внедряют личностно - ориентированный подход к обучению. Ученик должен научиться выстраивать собственную траекторию образования, что весьма важно при переходе на профильное обучение. Не вызывает сомнения тот факт, что исследовательская деятельность является важным фактором формирования мыслящей личности, она позволяет проявиться одаренным и любознательным ученикам. Об организации исследовательской деятельности учащихся написано много литературы, однако, на практике организация такой деятельности в обычной средней школе - сложная работа, сопряженная со множеством проблем. Прежде всего, эти проблемы связаны с мотивацией учащихся и педагогов. Если в школах-гимназиях и лицеях дети высоко мотивированы к учебной деятельности и, как правило, способны проводить исследования, то в нашей школе, на данном этапе, эта работа - удел энтузиастов. Большое желание развивать данное образовательное направление привело к тому, что в 2003 году была разработана программа развития научного общества учащихся в средней школе № 87. Есть первые результаты работы, которыми мы хотим поделиться.
Программа рассчитана на детей 1-11 классов. Цель ее - формирование познавательного интереса учащихся по различным предметам, формирование навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности.
Первый этап (1-4 - классы) формирование исследовательского поведения.
Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.
Второй, развивающий этап (5-7классы) На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным.
Третий, собственно исследовательский этап. Учащиеся 8-9-х классов при желании вступают в научное общество учащихся, где вместе со старшеклассниками приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности.
Учащиеся (10-11 классов) занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных проектов.
Программа позволяет не только вовлекать учащихся в различные познавательные мероприятия школы, но и делает их активными соавторами и реализаторами проектов.
Работа осуществляется через предметные кружки и собственно кружок НОУ, что позволяет сформировать разные группы учащихся: В общую группу НОУ входят участники различных олимпиад, конференций, просто желающие участвовать в интеллектуальных мероприятиях. Работа с этой группой предполагает обучение их основным методам научно- исследовательской работы, и участие в подготовке и проведении различных дел. Вторая группа - те, кто желают проводить исследование по предметам.
За 2003-2005 учебные годы накоплен положительный опыт.
НОУ школы №87 является коллективным членом городского НОУ "Мысль" Городское общество оказывает большую помощь школьному НОУ: консультации преподавателей ВУЗов, предоставление лабораторий, организация “Школы Юного исследователя”, оказание учителям методической помощи.
В январе 2004, 2005, 2006 г.г. учащиеся приняли участие в Зимней школе городского НОУ. Так в 2004 году была заявлена тема школы: Ижевск - культурная столица Поволжья Педагогическая программа зимнего лагеря исследователей была разработана в рамках программы города "Ижевск – культурная столица Приволжского Федерального Округа"
Программа предполагала встречи с членами оргкомитета программы "Ижевск - культурная столица Поволжья", с делегацией старшеклассников города Перми, проведение дискуссии "Является ли Ижевск - культурной столицей?". Проведение практикумов - дискуссионных клубов, проектных столов по теме "Культура нашего города" (с приглашением ученых, специалистов Вузов города). Занятия в дискуссионных клубах дали возможность подросткам включиться в исследовательскую и проектную деятельность, приобрести в высшей степени важный опыт социальной активности.
Социально значимая деятельность старшеклассников планировалась через участие в конкурсе снежных фигур, через предлагаемые идеи и проекты, для детей была организована премия им. В.П. Бовина- президента НОУ. В досуговую программу входило проведение "Фабрики звезд", где участники зимней школы могли проявить таланты, познавательной стала игра" Ты - ижевчанин"
На зимней школе была создана добрая атмосфера творчества. Помимо нашей школы в программе Югдон 2004 приняли участие еще 15 школ города, общее количество участников составило 200. В 2005 году тема Зимней школы была связана с празднованием Дня Победы. Ребята имели возможность принять участие в дискуссионных клубах, увидеть интересных людей, проявить себя в программе “Апельсин”и найти новых друзей. В 2006 году тема школы была следующая: “Человек во вселенной”.
Педагоги школы предоставляют членам школьного НОУ возможность посещать лекции в центральном государственном архиве Удмуртской Республики, где работники архива знакомят их с хранилищами, видами документов. Школьники получают разрешение на посещение архива, став членами кружка "Древо познания". Работа в архиве позволяет ребятам написать по-настоящему исследовательские работы.
НОУ школы тесно сотрудничает с музеем школы, клубами “Патриот”, “Страноведение”, т.к. многие дети являются одновременно и членами этих кружков. Успешно проведен ряд классных часов, конкурс патриотической песни. Ребята кружка побывали на экскурсии в двух православных храмах города, имели возможность подняться на колокольню Александро-Невского собора, позвонить в колокола звонницы, послушали интересный рассказ экскурсовода. Наши учащиеся приняли участие в городских играх "Брейн – Ринг" В 2004-2005 годах членами общества были установлены контакты с ветераном испытаний ядерного оружия на Тоцком полигоне Черепановым И.В., первой пионерской вожатой Конюховой Т.Ф., с известным краеведом, историком Новиковым А.В., с ветеранами Великой Отечественной войны, членами Совета Ветеранов.
Ребята НОУ работали совместно с редакцией школьной газеты и вели рубрику "Эрудит" с целью пропаганды организации. Ребята с большим удовольствием занимаются разитием своих способностей. Курс занятий “Эйдос” помогает детям развивать образную память, логику, внимание.
В школе разработан курс “Как написать и защитить реферат?”. Активно вовлекаются в исследовательскую деятельность учащиеся начальной школы, для которых была проведена мини конференция и разработан элективный курс “Как стать исследователем?”
В нашей школе, как отмечалось ранее, ежегодно проходят школьные краеведческие и научно-практические конференции. В 2004 году учащиеся успешно приняли участие в школьной НПК, представляли школу на районной конференции по краеведению, где заняли 2, 5, 7 места. Также приняли участие в республиканской НПК. Учащимися были написаны исследовательские работы по следующим темам:
"Ядерная программа СССР 50-60 г.г. 20 века." - Васильев Михаил 10 "а"
" История Северного кладбища" - Кулиев Алексей 10"а"
"История Ижевского Арсенала" - Мухаметшина Лиля 10 "в"
" Исторический анекдот как исторический источник" - Логинов Володя 10 "а"
" История села Копки" – Блинов Олег 10 "с"
" Галина Кулакова- королева лыжни" - Голованова Вера 10 "г"
"История ЭМЗ" - Широбокова Ирина 10 "в"
"История ижевской птицефабрики" - Егорова Надя 10 "в"
"История завода Ижмаш" - Глухова Маша 10 "в"
"Проблемы молодежной преступности" - Кутлеева Дина 10"с"
"История одной фотографии" - Широбокова Альбина 10"в"
"Интересные фамилии" - Кашицина Саша, Романов Иван 10 "с"
"Деревня моих родителей" - Мифтахова Эля 10 "в"
" Ижевское оружие" -Акинчиков Артем 10 "а"
" Моя бабушка-герой войны" – Поздеева Ирина 10 "в"
"Музыкальная культура учащихся школы №87" - Гринберг Зина 10 "б"
В марте 2005 года в школе прошла “Неделя науки”, где юные исследователи представили свои работы на секциях истории, биологии, географии, секции искусств. Были представлены интересные работы:
“Суицид как явление” - Леонтьева Е. 8 г,
“Наркомания как явление” - Зарипова Л., Лобовикова О. 8 г.
“Курение: причины, влияние на организм человека.” - Зязев К. 8 г.
“Санитарное состояние кабинетов и влияние состояния на здоровье учеников”- Зарипова Р. 8г.
Были успешно защищены исследовательские работы на республиканской конференции по следующим темам:
"Реклама 100 лет назад и сегодня." - Васильев Михаил 11 "а" - диплом лауреата
" Моя семья в годы Великой Отечественной войны" - Загребина Маша 11 "б" диплом лауреата
" Моя семья в годы Великой Отечественной войны "-Кудрина Елена 11 “в”-отмечена дипломом
" Моя семья в годы Великой Отечественной войны "-Варламов В.9 “г” отмечен дипломом 3 степени
" Моя семья в годы Великой Отечественной войны "-Меркушева Е. 9 “а”- диплом 1 степени
Осенью 2004 и 2005 года школьники приняли участие в республиканских “Молодежных краеведческих чтениях” От школы представлены доклады: Кудриной Е. "История Вознесенской церкви в селе Узи" - Кудриной Л.
“Моя родословная” - Загребиной М., “Осколки старинной библиотеки” -Меркушевой Екатерины, “Автоматы Калашникова” Филиппова А., Иванова Д. Доклады учащихся школы были отмечены среди лучших.
Наметился некоторый сдвиг в сторону активизации работы НОУ. Сложился активный костяк- актив общества (12 человек), остальные принимали участие в работе кружка не всегда регулярно, но вели активную исследовательскую и реферативную работу. Активный интерес к НОУ наметился у учеников 7 класса. С большим удовольствием ребята проводят чаепития, дружно отмечали праздники 23 февраля, 8 марта, 1 мая. Ребята ведут работу по оформлению уголка НОУ.
Анализ работы кружка позволил выявить и некоторые временные проблемы, обрисовать круг задач для улучшения работы НОУ. Администрации школы необходимо ставить перед детьми - исследователями конкретные практически полезные для школы исследовательские задачи (социальные проекты, анкетирования, опросы), чтобы дети видели результаты работы и могли оценить ее пользу. Необходимо продолжать деятельность школьной газеты и увеличить доступность ее тиража для всех учеников школы. Необходимо материально стимулировать и мотивировать педагогов к более активному участию в работе школьного НОУ. Необходимо активно проводить учебные семинары для учителей исследователей.
Большую сложность представляет поиск литературы и материалов для подготовки интеллектуальных игр. Общая эрудиция ребят НОУ высокая (по сравнению со среднестатистической в нашей школе), но для участия в подобных играх нужна и практика, встречи с другими командами в городе.
Большую проблему представляет загруженность детей. Большинство кружковцев - хорошие, ответственные ученики, а это значит, что они много времени уделяют урокам и практически всегда принимают участие в большинстве школьных мероприятий. Одни и те же дети являются членами многих школьных кружков, в НОУ собраны ребята из разных классов, поэтому бывает очень сложно собрать всех вместе на пленарные заседания. Вообще престиж интеллектуальной деятельности в школе не так велик, чтобы сделать деятельность НОУ широкомасштабной. Многих детей отпугивает необходимость исследовательской или просто интеллектуальной деятельности. Безусловно, для них предполагается проведение творческой деятельности, но приоритет интеллектуальной деятельность должен соблюдаться, а это и предполагает участие небольшого круга детей.
Идти же по пути формализации и "обязаловки" подобной деятельности – значит дискредитировать идеи НОУ.