Формирование здорового образа жизни средствами урочной и внеурочной деятельности

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


“Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю”
(китайская пословица)

Цель: представить опыт работы образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни участников УВП средствами урочной и внеурочной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

ХОД ЗАСЕДАНИЯ

Теоретическая часть (1 час 10 минут)

I. Выступление заместителя начальника управления образования.

Актуальность проблемы; обоснование выбора образовательного учреждения для проведения заседания.

II.Вступительное слово ведущего (директор школы).

Справка о школе, педагогическом сообществе, социальных партнёрах, основных направлениях работы.

III.Выступление учителя физической культуры “Здоровьесбережение – основополагающий фактор успешного учебно-воспитательного процесса”. (Приложение 1)

Ведущий: Гиппократ сказал: ''Здоровье есть высочайшее богатство человека''.

Это подтверждает и (Ф.И.О.), учитель физической культуры. В сообщении ''Здоровьесбережение – основополагающий фактор успешного учебно-воспитательного процесса'' он поделится секретами здоровьесбережения; методами нетрадиционного оздоровления учащихся.

План выступления учителя

  1. Ответственность каждого человека перед природой и обществом за своё здоровье. Статистические данные.
  2. Как мы понимаем термин “физическая культура”. Физическая культура включает в себя культуру питания, культуру закаливания, культуру дыхания, культуру общения, личную гигиену, психогигиену, гигиену труда (в т.ч. и умственного) и, разумеется, физические упражнения.
  3. Предпосылки для решения проблем в городе, в школе.
  4. Три кита здоровья.
  • Социальное благополучие.
  • Психический уровень здоровья.
  • Физическое здоровье.
  1. Нетрадиционные методы оздоровления, их влияние на сохранение здоровья.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Суставная гимнастика.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Процедуры закаливания.
  1. Наше здоровье и здоровье наших детей – в наших руках!

IV.Выступление учителя ОБЖ “Воспитание безопасности на уроках ОБЖ” (Приложение 2)

Ведущий: Преподаватель-организатор Основ безопасности жизнедеятельности (Ф.И.О.) поделится опытом использования методов проблемного обучения, обеспечивающих не только формирование знаний, умений, навыков, но и развитие самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу, необходимых для воспитания безопасности человека.

План выступления учителя

(Выступление сопровождается презентацией.
Содержание: названия методов обучения, их характеристика)

  1. Факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся в школе.
  2. Методы активизации познавательной деятельности учащихся, применяемые педагогом на практике.
  • Метод убеждающей речи.
  • Наглядный метод.
  • Метод приобретения опыта, путём целенаправленных заданий.
  • Метод анализа возможных прогностических решений.
  • Метод привлечения экспертов и специалистов.
  • Метод проектов.
  1. Знание индивидуальных особенностей учащихся - основа здоровьесбережения.

V.Выступление классного руководителя “Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни школьников”. (Приложение 3)

Ведущий: Говорят, что Счастье есть продукт Здоровья. О том, как воспитать счастливых детей вы узнаете из сообщения учителя информатики, классного руководителя (Ф.И.О.), которая уже пятый год работает по направлению - формирование здорового образа жизни у учащихся своего класса.

План выступления классного руководителя

(Выступление сопровождается презентацией.
Содержание: диаграмма “Мониторинг здоровья учащихся школы”,
показатели здоровья класса, фотографии с классных и общешкольных мероприятий)

  1. Актуальность проблемы.
  2. Роль классного руководителя в формировании ЗОЖ школьников.
  3. Условия воспитательной системы школы – основа создания системы работы классного руководителя по направлению “культура здоровья”.
  4. Показатели здоровья учащихся в пятом классе. С чего начать работу по сохранению здоровья детей.
  5. Классные и общешкольные мероприятия , направленные на формирование потребности ЗОЖ.
  6. Привлечение к работе с классом других участников образовательного процесса, родителей.
  7. Сравнение показателей здоровья в пятом и девятом классах.
  8. Другие показатели успешности проделанной работы.
  9. Перспективы.

VI.Выступление заместителя директора по воспитательной работе “Система взаимодействия участников образовательного процесса по формированию ЗОЖ”. (Приложение 4)

Ведущий: ''Один в поле не воин'', поэтому для формирования ЗОЖ необходима система взаимодействия всех участников ОП. Эта мысль “красной нитью” проходит в сообщении (Ф.И.О.), заместителя директора по воспитательной работе, по теме “Система взаимодействия участников образовательного процесса по формированию ЗОЖ”.

План выступления заместителя директора по воспитательной работе

(Выступление сопровождается презентацией.

Содержание: таблицы “Итоги городских турслётов”, “Итоги городских спартакиад учащихся”, “Итоги городских лыжных соревнований”, “Итоги городских соревнований по военно-прикладным видам спорта”, данные анкетирования “Ценностные ориентации”; диаграммы “Занятость учащихся в спортивных секциях”, “Занятость учащихся в кружках и секциях”, “Количество учащихся состоящих на всех видах учёта”, фотографии с общешкольных мероприятий, музыкальный клип-рефлексия на школьный турслёт, созданный школьниками-программистами )

  1. Воспитательный потенциал уроков ОБЖ, физической культуры, кружков и секций, внеклассных мероприятий данного направления.
  2. Факторы, влияющие на успешность реализации задач по сохранению здоровья.
  3. Роль учителей физической культуры и ОБЖ в системе взаимодействия участников ОП по формированию ЗОЖ.
  4. Совместные действия участников ОП, социальных партнёров, родителей по формированию ЗОЖ.
  5. Основные формы общешкольных мероприятий; их организаторы; охват учащихся; результаты.
  • Школьный туристический слёт (2-11 классы).
  • Итоги городского туристического слёта по годам.
  • Школьный кросс “Золотая осень” (2-11 классы).
  • Турниры по футболу, волейболу и баскетболу (5-11 классы).
  • Товарищеские встречи по волейболу: ученики – учителя – родители – выпускники – шефы (8-11 классы).
  • Эстафетные соревнования “Вперёд, мальчишки!” (5-7 классы), “А, ну-ка, парни!” (8-11 классы).
  • Военно-патриотические игры “Зарница” (5-11 классы), “Зарничка” (1-4 классы).
  1. Выступление представителя командования шефской организации – войсковой части “Сотрудничество со школой – добрая традиция”
  • Организация и проведение военно-патриотической игры “Зарница”.
  • Организация и проведение военно-полевых сборов для юношей 10-х классов.
  1. Основные формы общешкольных мероприятий; их организаторы; охват учащихся; результаты. (продолжение)
  • Смотр строя и песни (1-7 классы).
  • Спортивно-концертная программа, посвящённая Дню Матери (с участием родителей, 5-11 классы).
  • Дискотека “Мы против наркотиков и СПИДа!” (8-11 классы).
  • Игра-практикум “Тревога” (противопожарная безопасность, 2-7 классы).
  • Игра-эстафета “Светофор” (5-7 классы).
  • Лыжная подготовка в школе: соревнования, праздники, результаты.
  1. Роль Музея истории школы в сохранении и развитии спортивных школьных традиций.
  2. Пропаганда ЗОЖ, спортивных успехов и достижений со страниц газеты “Школьный вестник”.
  3. Результаты разносторонней урочной и внеурочной совместной деятельности по формированию ЗОЖ.
  • Данные анкетирования “Ценностные ориентации”.
  • Занятость учащихся школы в спортивных секциях (за пять лет).
  • Итоги спартакиад учащихся школ города (за три года ).
  • Итоги городских военно-спортивных состязаний (за пять лет).
  • Влияние совместной деятельности всех участников ОП по формированию ЗОЖ на уровень социальной адаптации учащихся.
  • Занятость учащихся в кружках и секциях (за пять лет).
  • Уменьшение количества учащихся, состоящих на различных видах учёта – показатель эффективности совместной деятельности всех участников ОП по формированию ЗОЖ .
  1. Мониторинг здоровья.
  2. Проблемы и перспективы.

VII. Презентация социального проекта “Горный хрусталик” инициативной группой старшеклассников. (Приложение 5)

План выступления группы старшеклассников

(Выступление сопровождается презентацией.

Содержание: диаграмма “Результаты социологического опроса о необходимости восстановления ледового корта”, таблица “Бюджет проекта”, список учащихся-разработчиков проекта, цель и задачи проекта, петиция в шефскую организацию, объявление об открытии корта, фотографии “Этапы работы над проектом”, дизайн-план корта)

  1. Краткое описание истории и география проекта.
  2. Постановка проблемы.
  3. Цель и задачи проекта.
  4. Описание проекта.
  5. РR-кампания.
  6. Бюджет проекта.
  7. Ожидаемые результаты.
  8. Дальнейшее развитие проекта.

Чайная пауза. Фито-чай (15 минут)

Практическая часть (50 минут)

VIII.Посещение музея школы. Выставка “Спортивные традиции школы”.

IX.Спортивно-концертная программа “В здоровом теле – здоровый дух!”

План проведения программы

  1. Приветствие. Вступительное слово ведущего. (Заместитель директора по воспитательной работе)
  2. Открытие программы. Представление жюри.
  3. Концертный номер – выступление учениц школы-воспитанниц секции художественной гимнастики ДЮСШ.
  4. Первый этап – эстафета “Каракатица”.
  5. Второй этап – игра “Удочка”.
  6. Третий этап – толчок гири.
  7. Концертный номер – песня в исполнении ученицы школы, воспитанницы школьной вокальной студии.
  8. Четвёртый этап – эстафета “Кувырок вдвоём”.
  9. Пятый этап – комбинированная эстафета.
  10. Концертный номер – танец в исполнении учениц школы, воспитанниц танцевальной студии.
  11. Подведение итогов. Награждение команд.

Подведение итогов работы заседания (10 минут).

Литература

  1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни.–1997.– № 5.–С.34–37
  2. Айванков О.М. Золотые правила ежедневной жизни.–М.: Просвещение, 1993
  3. Кон И.С. Психология ранней юности.–М.: Просвещение, 1989
  4. Малахов Г.П. Целительные силы. Т.4.–СПб.–Союз, 1995
  5. Образование издоровье: Дайджест психолого-педагогической литературы (материалы к годичному совещанию)–Екатеринбург: ГОУ Центр “Учебная книга”, 2001
  6. Технология обучения здоровью: Учебн.-метод.пособие / Сост.Н.В.Борисова.–Чебоксары: Изд-во Чувашского республиканского института образования, 2005
  7. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 кл.: Учебн.-метод.пособие / Под ред. Л.В.Баль, С.В.Барканова.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002
  8. Цой Р.Д.Здоровье на кончиках пальцев. – М.: АСТ, 1990