В комплексе главных задач, поставленных перед образовательной и профессиональной школой, является дальнейшее развитие педагогического единства действий в воспитании подрастающего поколения школы, семьи, трудовых коллективов, общественных организаций.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр, радио, кино и телевидение, весь строй нашей жизни.
Всё это так, но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.
Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны осознать, что у семьи нет и не может быть более важной и почётной обязанности перед народом, чем вырастить своих детей настоящими людьми, патриотами своей Родины. Опыт счастливых семей в воспитании детей представляет огромную социальную ценность, он способствует духовному и нравственному обогащению всего нашего общества.
Мой многолетний педагогический опыт говорит о том, что необходимо вести просветительскую работу среди родителей. Именно учителя могут нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию личности ребёнка.
ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МИКРОКЛИМАТ.
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.
Ребёнок, наблюдая отношения отца и матери в повседневной жизни, усваивает определённый тип отношений мужчины и женщины. Отношения родителей - это одна из основных моделей будущих супружеских отношений детей. Если отец груб с матерью, у сына может сформироваться психологическая установка, что быть мужчиной – значит держать себя грубо. Дочь в такой семье привыкает думать, что замужество в сущности своей, что-то очень тягостное, связывающее женщину по рукам и ногам, лишающее её свободы и чувства собственного достоинства. Такие отношения чаще всего приводят к распаду семьи.
Видимо, нет необходимости специально доказывать, что расторжение брака, как и семейная война, которая часто предшествует разводу, больше всего отражается на детях.
Дети тяжело переживают распад семьи, тем более, что они очень часто не могут разобраться во взаимоотношениях родителей. Уход из семьи отца или матери сам по себе оставляет глубокий след в психологии “брошенного” ребёнка. Конечно, далеко не всегда он в состоянии понять истинное значение происшедшего. Ещё меньше он способен сделать из этого правильные выводы, дать надлежащую оценку событиям и людям, верно определить своё отношение к ним, свою линию поведения.
Реакция ребёнка на распад брака может быть самой различной. На эту реакцию могут оказать влияние возраст ребёнка, его характер, обстоятельства семейной жизни и отношения ребёнка с родителями. В некоторых случаях уход из семьи одного из родителей воспринимается ребёнком как трагедия. В других случаях он реагирует на это сравнительно спокойно. Подчас развод воспринимается ребёнком как избавление от нравственных и физических страданий. Девочка-восьмиклассница пишет письмо в газету “Смена”: “Вот уже несколько лет жить в нашей семье стало просто невозможно. Отец пьёт, ругается, бьёт маму. Какие у нас бывают скандалы, это описать невозможно. Отец бьёт мать чем попало: бутылками, кулаками, ногами. В доме всё переломано – двери, мебель. Года три отец совершенно ничего мне не покупает, попрекает едой и по-всяческому меня оскорбляет. Что же нам делать, мне и маленькой сестрёнке, она перешла в четвёртый класс?”
Вряд ли эти дети воспримут развод, как трагедию, скорее наоборот.
Следует ещё раз подчеркнуть, что для детей опасен не развод, а ненормальные отношения, складывающиеся в семье.
Успешное воспитание ребёнка возможно лишь в такой семье, где господствует дружба, любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребёнку предъявляются высокие нравственные требования.
Хорошая семья – это семья, где супруги понимают друг друга, вместе радуются , переживают неудачи, где супруги умеют и вместе трудиться, и вместе отдыхать, воспитывать детей.
“Зачем клад, когда в семье лад” - говорят в народе.
И действительно, наше настроение, отношение к людям, самостоятельная жизнь взрослых детей во многом зависят от той атмосферы, которая царила в семье. Если мы с теплотой вспоминаем наше детство, то, конечно, не потому, что оно было беззаботным с материальной стороны. Счастливое детство может быть только у тех детей, которые живут в счастливых семьях. Здесь дети не замечают своего счастья, как воздух, которым они дышат. Они природно и гармонично развиваются, живут многокрасочной жизнью, интересными мечтами.
“Тяжело передать словами то особенно светлое чувство, когда мы вспоминаем теплоту родного семейного гнезда. До глубокой старости остаются у нас какие-то задушевные связи с той семьёй, из которой мы вышли”, - писал выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский.
Часто можно услышать: хорошая та семья, где вырастают хорошие дети. И это справедливо. Ведь, в конце концов, судьбу детей определяют не прекрасные порывы, мечты и слова, а общий микроклимат семейной жизни, его тональность, общая направленность. Нередко люди говорят: “Смотрите, никаких специальных целей семья не ставила, а дети выросли прекрасными”. Ничего случайного в этом нет, потому что родители такой семьи жили целеустремлённой и радостной жизнью маленького коллектива, где все любят друг друга, никто никому не обязан, где царит атмосфера взаимности, тепла, настоящей заботы. И это есть по-настоящему добрый психологический климат, и дети, выросшие в такой семье, не могут быть тунеядцами и эгоистами.
Добрые семейные взаимоотношения совершенно не исключают разногласий мыслей, споров. Но в хорошей дружной семье они решаются без раздражения, без унижения человеческого достоинства взрослых и детей. В любой ситуации здесь не будет крика, взаимных обид, люди уважают мысли друг друга, ценят авторитет отца, матери, бабушки, дедушки.
Тон семейной жизни – это последствия действий многих факторов: морального уровня родителей, характера взаимоотношений между членами семьи, культуры домашнего быта, организованности семейного коллектива, его традиций и т.п.
В нашем городе тысячи семей, где родители хорошо понимают проблему воспитания, добросовестно относятся к воспитанию своих детей и помогают в этом школе.
Материнское и отцовское воспитание. Их нельзя разделить, как невозможно разделить само воспитание. И всё-таки испокон веков мать, как естественная воспитательница, вносила в воспитание душевную мягкость, нежность. Отец привносит в воспитание дух мужской твёрдости, принципиальности, чёткой организованности и спартанства, тем самым создаётся гармония в воспитании. Существуют же вечные понятия: мать – хранительница очага, а отец – защитник этого очага. Иначе можно сказать, что муж – это дом, надёжный и крепкий, а жена – всё, что внутри дома: уют, красота, мягкий психологический климат.
Около 300 учащихся нашей Культурологической многопрофильной гимназии на вопросы: “На кого в семье ты хочешь быть похожим?” и “Кто в семье самый близкий тебе человек?” ответили: “на маму” – 58% девочек, 30% мальчиков. А “на маму, как самого близкого человека” указали 73% девочек и 63% мальчиков.
Накануне 8 марта 2005 года среди своих третьеклассников я провела анкету такого содержания:
“Если бы ты попал в беду и тебе нужно было бы посоветоваться с кем-нибудь из взрослых, кого бы ты выбрал?”. Большинство учащихся ответили: “Конечно, маму”.
“Если бы ты выбрал маму, то почему именно её?” - “Потому что мама самый добрый и душевный человек…”, “Мама умная и опытная…”, “Мама хоть и поругает, но и пожалеет”, “Мама даст самый хороший совет, она знает меня лучше, чем кто-либо другой”.
“Если бы ты мог всё, что бы ты сделал для мамы?” - “Я сделала бы так, чтобы мама всегда была здоровой и молодой, … самой счастливой и юной…, чтобы у неё не было неудач”.
Чтобы дочь стала Человеком, надо самой матери быть образцом для неё. Если мать не берёт в руки книгу, научить читать ребёнка трудно, так же как невозможно воспитать трудолюбие, если домашняя работа в семье выполняется кое-как.
Как складываются отношения отцов и детей? Существует несколько типов таких отношений. Первый – мужчина полностью и сознательно отстраняется от воспитания детей, он убеждён, что это дело матери. Ему достаточно быть хорошим работником. Часто сами же отцы потом и страдают от холодности детей, от неумения понять их сложный мир.
Другой тип отца – тип деспотический. Отец-деспот стремится к непререкаемому авторитету у детей, держит их в страхе, отдаёт беспрекословные распоряжения. Ребёнок у такого отца с раннего детства растёт в атмосфере окриков, муштры. Результат оказывается противоположным. Дети боятся такого отца, не уважают.
Третий тип – отец много сил отдаёт ребёнку, но необходимой требовательности не проявляет, не вырабатывает в сыне чувство долга. Ребёнок чувствует, что ему во всём дают поблажку, растёт баловнем.
В “Родительской педагогике” В.А.Сухомлинский писал: “Воспитывает, конечно, семья в целом, её общий дух, культура человеческих отношений. Но кто создаёт этот дух, эту культуру? Конечно же, отцы, так как без отцовской мудрости нет воспитывающей силы семьи. Родительская мудрость становится духовным достоянием детей; семейные отношения, построенные на гражданском долге, ответственности, мудрой любви и требовательной мудрости отца и матери, сами становятся огромной воспитательной силой. Но эта сила идёт от отцов, у них корень и источник”.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ.
В единых усилиях педагогов и родителей происходит формирование всесторонне развитых, высокообразованных, духовно богатых, нравственно чистых, физически совершенных людей.
Содержание семейного воспитания определяется целью воспитания и осуществляется повседневно в привычных для ребёнка естественных условиях.
Успехи учебной деятельности школьников во многом зависят от правильной организации их самостоятельной домашней работы, целесообразного режима.
Физическое воспитание учащихся в семье предполагает с одной стороны организацию специальных физических упражнений, с другой – создание родителями определённых условий, влияющих на укрепление здоровья, на общее физическое развитие детского организма. К числу таких условий относятся рациональное питание, гигиена быта, одежды.
Руководя трудовым воспитанием детей в семье, родители опираются на известные педагогические требования к его организации: начинать трудовое воспитание как можно раньше; подбирать трудовые задания детям в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; беседовать с детьми о профессиях, рассказывать о своём трудовом пути.
Родители воспитывают у детей высокие нравственные качества, любовь к Родине, трудолюбие, честность и правдивость, простоту и скромность, чуткость и внимание, культуру поведения.
Эстетическое воспитание заключается в приобщении детей к прекрасному в жизни, труде, искусстве. Первые эстетические чувства возникают у детей очень рано, в процессе знакомства с яркими игрушками, народными сказками, музыкальными произведениями. Позже восприятие прекрасного обогащается посещением музеев, кино, театров. Постепенно на основе эстетического восприятия формируются эстетические представления и понятия.
В условиях семьи большую роль играет эстетика быта: комната, в которой живёт ребёнок, вещи, окружающие его, одежда. Вся эта внешняя обстановка должна быть простой, удобной, гигиеничной, способствующей развитию художественного вкуса, созданию хорошего настроения. Удобные и простые по форме вещи, репродукции картин известных художников украшают помещение. Скромная, опрятная, изящная одежда приучает к аккуратности и критическому отношению ко всему ультрамодному и безвкусному.
В воспитательной работе с детьми родители пользуются разнообразными методами. Среди них основными являются: приучение, упражнения, убеждение, участие в деятельности, поощрение. Все эти методы применяются и в работе педагогов. Однако их использование в семье приобретает особый характер, определяемый специфичностью условий семейной жизни, своеобразием взаимоотношений родителей и детей, степенью овладения родителями педагогическими знаниями и умениями.
Воспитание детей в семье далеко не всегда проходит успешно. В нём нередки ошибки, болезненно отражающиеся на жизни семьи. За исключением крайних случаев, граничащих с патологией (алкоголизм родителей, распад семьи), главной причиной неудач семейного воспитания является слабость педагогических позиций старших.
В одних случаях – это чрезмерный авторитаризм семейного воспитания, лишающий ребёнка самостоятельной линии поведения, когда отсутствует вера в силы и возможности самого ребёнка.
Другая крайность семейного воспитания, приводящая к серьёзным осложнениям, связана с изнеженностью, избалованностью детей, вытекающей из слепой, всепрощающей любви родителей к ребёнку. Будучи сами трудолюбивыми, испытав немало трудностей на своём пути, такие родители стремятся уберечь ребёнка от невзгод и лишений, создают ему приятную жизнь без труда, потакая его слабостям, идя на поводу не только его желаний, но и прихотей, воспитывая себялюбца и эгоиста.
Иной вид ошибок в семейном воспитании обусловлен отсутствием единой и определённой линии со стороны отца и матери, либо со стороны родителей и старшего поколения (бабушек и дедушек). Суровость и требовательность одних снимается всепрощающей любовью других. В этих условиях растёт приспособленец, лицемер, использующий сложившиеся отношения старших родственников.
Полная безответственность родителей в воспитании ребёнка также одна из причин неудач семьи. Опасен по своим последствиям этот нейтрализм, который выражен в формуле: “Наша забота, чтобы ребёнок, был сыт и одет, а воспитанием пусть занимается школа”. Если отец и мать проявляют равнодушие к учебным делам сына или дочери, к их внутреннему миру, это неизбежно повлечёт стремление ребёнка заполнить образовавшийся “духовный вакуум” вне дома с помощью случайных, сомнительных знакомств.
Довольно распространено стремление молодых родителей переложить свои заботы на плечи старшего поколения. Участие старших родственников в воспитании детей бывает и необходимым и полезным, но не компенсирует воспитательных влияний, особой роли матери и отца. Утрата постоянных контактов между родителями и сыном или дочерью обедняет жизнь ребёнка и может ещё больше отдалить его от самых близких людей.
Утвердиться родительскому авторитету мешают недостатки семейного воспитания. Чрезмерная материнская любовь, также как и её отсутствие, может ослеплять, делать несчастной не только мать, но и ребёнка. Самая трудная профессия – быть матерью. Любовь матери должна быть разумной, нежной и требовательной. Не случайно в народе говорят: “Что легче пуха? Сердце матери. Что твёрже камня? Сердце матери”.
“Любить детей нужно мудро, - говорил В.А. Сухомлинский, – не по-куриному. Ребёнок, воспитанный в духе умиления – эгоист. Он не знает слов “нельзя”, “можно”, “нужно”. Он не знает своего долга перед родителями, не хочет трудиться. Ребёнку кажется, что он приносит радость родителям уже тем, что живёт на свете”.
В.А. Сухомлинский рекомендовал внедрять в семейную педагогику десять этических “нельзя”: “Нельзя бездельничать, когда все трудятся. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми. Нельзя вступать в пререкания со старыми людьми, особенно со стариками. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. Нельзя допускать, чтобы мама давала тебе то, что она не даёт себе – лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье. Нельзя делать то, что осуждают старшие. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего. Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его”.
Таковы основы родительского авторитета.
Главным в семейном воспитании является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, поведение, родительский университет.
Вот, что пишет о своей семье ученица нашей гимназии Громова Маша: “Я учусь в 4 классе. Семья у нас маленькая и очень дружная. Мой отец – рабочий, мать – служащая. Мы вместе трудимся, вместе отдыхаем, каждый вечер после рабочего дня мы убираем квартиру, готовим ужин, рассказываем друг другу о прошедшем дне. А сколько удовольствия доставляют нам наши выходные дни. План каждого воскресенья составляем заранее. Мы ходим на концерты, в театр, иногда ездим в лес. Часто мы приглашаем пойти с нами и моих школьных товарищей. У каждого из членов семьи есть любимое занятие: отец занимается фотографией, мать увлекается рисованием, а я стихами”.
Не правда ли девочку можно назвать счастливой? А задача всех взрослых – сделать так, чтобы с такой вот любовью и гордостью о своей семье мог говорить каждый ребёнок.
В одном из журналов я прочитала о Юре Бойко, который говорит о своей матери “я её ненавижу”. Семья Юриных родителей распалась. Как в большинстве подобных случаев, больше всех пострадал ребёнок. У родителей новые семьи, а Юра воспитывается у бабушки. Мальчик по два – три года не видит матери, не слышит её голоса, лишён самого дорогого – отцовской поддержки и материнской ласки. Бабушка смотрит за внуком, любит его, но она совершенно не требовательна, не строга. Юра стал пропускать уроки, просить деньги у прохожих на улице. И вот приезжает мама. Начинаются пьянки на глазах у сына. А потом это страшное “ненавижу”.
Здесь надо строго спросить с родителей, потребовать от них выполнения святого родительского долга, а к ребёнку отнестись участливо и чутко, с теплотой и заботой, которых он лишён в семье.
В.А. Сухомлинский с пристрастием обращался к родителям: “Какая бы ни была у Вас ответственная и сложная творческая работа на производстве, помните, что дома вас ждёт ещё ответственейшая, ещё сложнейшая, ещё тончайшая работа - воспитание человека. Везде вас можно заменить другим работником от сторожа животноводческой фермы до министра. А настоящего отца не заменит никто”.
ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ.
Ни семья, ни школа, ни общественные институты в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон. Инициатива в этих контактах по праву принадлежит школе.
А.С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребёнок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье.
Родительский всеобуч начинается с подготовительной группы. Как учитель будущего первого класса я заранее знакомлюсь с родителями, говорю о тех первичных знаниях, умениях и навыках, о том развитии, которое требует от учеников обучение в первом классе. От того, как пройдёт первое занятие педагогического всеобуча, во многом зависит успех следующих встреч.
Ценную информацию о бытовом окружении ребёнка даёт посещение мною семей учащихся. Визит педагога в дом воспитанника всегда событие для школьника и его родных. И я использую эту возможность для установления более тесных контактов с родителями и самим учеником.
Важной формой связи и сотрудничества школы и семьи являются родительские собрания. На них мы обсуждаем актуальные проблемы учебно–воспитательной работы, намечаем пути устранения недостатков. Собрания носят как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии, деловые игры. Живой интерес вызывали диспуты на тему: “Какой должна быть хорошая семья”, “Отец и мать - первые воспитатели”, “Семейное счастье - в чём оно?”
Помимо моих и родительских выступлений на занятиях организую встречи с врачами, психологами, юристами, с интересными и заслуженными людьми. Занятия строю так, чтобы в них активное участие принимали сами родители, чтобы между лектором и слушателями постоянно осуществлялась обратная связь, с помощью вопросов вовлекаю всех в активное обсуждение рассматриваемой темы.
В классе устраиваем выставки книг, журналов на педагогические темы, выставки художественного творчества, проводим читательские конференции.
На базе нашего класса организованы научный клуб “Эрудит”, театральная группа “Дружба”, хореографический ансамбль “Радуга”. Их плодотворной работе помогают родители учащихся.
Родители учащихся нашего класса принимают активное участие во многих внеклассных мероприятиях.
В нашей гимназии уже несколько лет работает университет для родителей, в котором занятия проводятся систематически раз в месяц. В нём развёрнута широкая пропаганда педагогической культуры среди родителей, которая способствует более тесной связи семьи и школы.
Гимназия и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в отношениях существуют доверительность, взаимное поддержание авторитета, выработка наиболее благоприятных для обеих сторон норм общения.
Многие достижения, успехи я теперь связываю с тем, что нам удалось, умело организовать родительский всеобуч. Учащиеся стали отличаться уровнем воспитанности и культурой поведения в общественных местах, гимназии.
Подведение итогов работы показывает, что занятия слушателей педагогического всеобуча действительно стали уроками семейного воспитания.
Только хорошо продуманная совместная работа семьи, педколлектива, общественных организаций обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.
Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания.
Индивидуальная работа с родителями оказывает положительное влияние на родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.
Человек нашей эпохи должен уметь связать знания и практические умения с желанием и способностью вести активную общественно полезную деятельность. И только помогая друг другу, и во всём поддерживая друг друга, учитель и родители смогут воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого творца – созидателя нашего будущего.