Цель урока:
В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
Ход урока
На заключительном этапе изучения темы “Тепловые явления” в восьмом классе такая форма урока, как урок-соревнование, является очень полезной. Она позволяет проверить качество усвоения данной темы.
Класс делится на три команды. Каждая команда выбирает капитана.
1. Конкурс. “Разминка”.
В течение пяти минут весь класс в быстром темпе заканчивает фразу учителя. Первый, правильно ответивший, получает балл.
- Какие явления называются тепловыми?
- Какое движение называется тепловым?
- Внутренняя энергия это ……..
- Теплопроводность это ………..
- Лучистый теплообмен это …..
- Количество теплоты это ………
- Формула расчета количества теплоты при нагревании
- Что показывает удельная теплоемкость вещества?
- Плавление кристаллических тел – это …..
- Формула количества теплоты при плавлении.
- Удельная теплота парообразования – это …..
- Формула расчета количества теплоты, выделившегося при сгорании топлива.
2. Конкурс “аукцион”
- Лот 1. Термос.
- Лот 2. Термометр.
- Лот 3. Кристаллизация.
- Лот 4. Испарение.
- Лот 5. Формула для определения количества теплоты при нагревании. Q=cm(t1-t2).
- Лот 6. Двигатель внутреннего сгорания.
3. Конкурс “Люблю задачи”.
Каждая команда получает по две задачи. После выполнения первой задачи всеми членами команды. Один из учеников сообщает свой результат. Если результат у всех одинаковый и правильный, выдается условие второй задачи. Если кто-либо получил другой результат, ученики команды помогают отыскать ошибку, за это снимаются баллы. Победителем считается команда, справившаяся с заданием быстрее других, и с наименьшим количеством снятых баллов.
- При нагревании куска меди от 20 0С до 170 0С было затрачено 140 кДж тепла. Определить массу меди.
- Чему равна удельная теплоемкость жидкости, если для нагревания 2 л на 20 0С потребовалось 150 кДж, плотность жидкости 1,5 г/см3.
- Определить, какое количество теплоты необходимо для превращения 200 г льда при температуры -10 0С в воду с температурой 20 0С.
- Определить какое количество теплоты отдает в окружающую среду водяной пар массой 200 г и температурой 100 0С при превращении в воду с температурой 20 0С.
- Для превращения воды в пар израсходовали 2*105 Дж тепла. Определить исходную массу воды, если начальная температура равна 40 0С.
4. Конкурс “Литературный”.
Каждая команда получает график изменения температуры. Необходимо за пять минут составить рассказ по предложенному графику. Командам предлагаются графики, состоящие из нескольких участков, а участники придумывают для графиков литературный сюжет.
5. Конкурс “Викторина”.
Учащиеся отвечают на вопросы викторины. Каждый правильный ответ приносит балл команде.
- Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой кипящей воды? (Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже еще отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.)
- Почему на раскаленной сковороде капли воды долго “скачут” и медленно испаряются? (Под каплями образуется неустойчивая прослойка пара, поэтому и “скачут”. Но она же затрудняет передачу тепла от сковороды к воде.)
- Почему сырые дрова, даже разгоревшись, дают меньше тепла, чем сухие? (Часть тепла идет на парообразование.)
- В сильный мороз катки заливают горячей водой. Почему? (Чтобы вода успела растечься ровным слоем прежде, чем замерзнет.)
- Почему в сауне человек может выдержать температуру воздуха до 130 0С, а в русской бане – вдвое меньше? (В сауне очень сухой воздух. Интенсивность испарения влаги с поверхности кожи охлаждает ее. В русской бане пар влажный и испарение слабее.)
- На дне сосуда намерз лед. Налили воду – лед растаял. Изменится ли уровень воды? (Слегка понизится – плотность воды больше, чем плотность льда.)
- Греет ли женская вуаль? (Вуаль препятствует обдуву наружным воздухом и сохраняет имеющееся тепло.)
- Почему вода гасит огонь костра? (Интенсивность испарения воды охлаждает дерево, а образующаяся оболочка водяного пара препятствует доступу кислорода в воздухе, и горение прекращается.)
6. Подведение итогов